Предмет П-ии как науки. Основные направления зарубежной П-ии (гештальтП-ия, бихевиоризм, фрейдизм и др.)

Этапы развития психологии:

1) Донаучная психология – пс-я возникла с появлением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, литературы, фольклора.

2) В недрах философии – Аристотель «Трактат о душе», работы Платона, Сократа, Локк «Закон ассоциаций», Ленин «Материализм и империализм»

3) Пс-я как самостоятельая наука. В.Вунд 1878г. открытие экспериментальной школы в Лейпцеге, бихевиоризм, как наука о поведении (Толмен, Торндайк, Б.Скинер), Фрейд, Становление отечественной психологии Бехтерев Владимир Михайлович, Челпанов Георгий Иванович, Лурия Александр Романович, Леонтьев Алексей Николаевич, Рубинштейн Сергей Леонидович.

Психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Психические свойства: характер, темперамент, способности, направленность.

Психические состояния: гнев, восторг, страх, радость.

Задача психологии по мнению Рубинштейна С.Л. является опосредованное познание психического через раскрытие его существенных объективных связей.

Современная психология в своем развитие как самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу. Серьезное изучение психологии предполагает познание законов биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения.

Сеченов «Рефлексы г.м.», Павлов Иван Петрович «Условные рефлексы», Эволюционная теория Ч.Дарвина, Бехтерев Владимир Мих., Боткин – психологи-клицинисты.

П-ия (термин 16 века) – наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнед-сти,изучающая процессы активного отражения ч-ом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

- изучает, как изменяются П-ические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, к-ые на ч-а оказывают природа и общество.

Задачи П-ии как науки 1. познание псих-их явлений 2. выяснение связей, к-ые существуют между психикой и поведением, и на этой основе - научное объяснение самого поведения ч-а и животных.

На протяжении всего времени существования П-ии ее предмет неоднократно менялся.

М.Г. Ярошевский «Наука о поведении: Русский путь» прослежена история формирования отечественной П-ической школы изучения поведения. Ограниченность поведенческой П-ии советские П-и сумели преодолеть с помощью категории «д-сть». В работах был сформулирован принцип «единства соз-я и д-сти», давший методологическую основу для опосредованного исслед-ия психики.

К 1960 годам П-и пришли к компромиссу: зарубежная П-ия изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная - сосредоточила основное внимание на психике, появляющейся и формирующейся в д-сти. Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (д-сти) регулятивную функцию.

Этапы:

1. П-ия как наука о душе (донаучный) Донаучная психология – пс-я возникла с появлением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, литературы, фольклора.; П-ия возникла с возникновением чел-ка и сконцентрировала в себе знания в виде религии, художественной литературы, фольклора. Основы естественнонаучного материалистического подхода к психике заложены Аристотелем в трактате «О душе». В нем упоминалась неделимость души и тела, главной функцией души признавалась реализация биологического существования организма. Идеалистическое понимание души рассматривается в работах Сократа, для к-ого душа отражает идеальное, метафизическое.

2. П-ия как наука о соз-и. Платон постулирует изначальное существование мира вне материи и индивидуального соз-я. Эпоха Просвещения была отмечена такими вехами, как открытие рефлекса, объяснение природы поведения (Р. Декарт), закон асс-ций (Дж. Локк).

3. П-ия как наука о поведении. Развитие П-ии как самостоятельной науки. В 1879 г был изобретен метод П-ии и первая экспериментальная лаборатория.

4. П-ия как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Таким образом, П-ию определяют как научное исслед-ие поведения и внутренних псих-их процессов и практическое применение получаемых знаний.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:

- усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

- совершенствование способности к индивидуальному научению;

- усложнение форм психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих тенденций).

Направления П-ии:

1. бихевиоризм (поведенческая П-ия) – Эдвард Торндайк, Джон Уотсон. Основоположники считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, факты поведения, а не факты соз-я. На всякую реакцию есть свой стимул. Бихевиоризм основывался на рефлекторной теории И.П. Павлова. Основные положения: 1. Изучать только то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение - все внешне наблюдаемые (физические) движения, все вегето-сосудистые изменения, деятельность желез. 2. Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием определенной среды. При этом утверждается, что формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения живого. 3. Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений. Стимулы– это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление – последствие поведения. Если последствие не желательно для индивида, то поведение затормаживается. Если последствие благоприятно, то поведение воспроизводится вновь. 4. Невротический симптом или аномалия поведения является следствием неадекватной условной связи. Цель бихевиористской терапии: устранение патологического симптома, однако, выявление причины ее происхождения излишне. Поэтому главный способ – постепенное угашение нежелательной реакции.

2. Глубинная психология (Фрейд, Адлер, Юнг) Основные положения:1. Ведущую роль в поведении человека, его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют с одной стороны врожденные инстинкты (Фрейд - секс и агрессия; Адлер - стремление к совершенству, превосходству и преодоление неполноценности; Юнг - энергия бессознательного «либидо» имеет разные формы проявления и в разное время). С другой стороны - желания, аффекты, мысли, образы, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелания (культурная неприемлемость или травмирующее содержание). Содержания бессознательного всегда мощно энергетически заряжены. Эта энергия является основным двигателем человеческого поведения, его устремлений, его личности. 2.Влечение бессознательного находится в противоречии с нормами культуры. Инстинкты асоциальны, эгоистичны (Фрейд). Социальные нормы - узда, накинутая на инстинкты для нормального существования. 3. Психическое и социальное развитие человека, его личности идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. 4. Этот баланс устанавливается с помощью защитных механизмов. Защитный механизм - специфическое изменение содержания сознания, возникшее в ситуации внутреннего конфликта. Впервые термин «защитный аппарат» предложен Фрейдом в 1894 году в книге «Защитные механизмы», в которых он предложил следующее. Психический аппарат личности делится на: ОНО (ИД) – бессознательная область импульсов, инстинктов, подчиняется принципу удовольствия; Я (ЭГО) – сознательная область личности, основная задача – цензура импульсов из ИД; СВЕРХ Я (СУПЕР-ЭГО) – структура личности, представляющая собой область нравственной оценки, это нормы, которые должен усвоить человек. По Фрейду человеческой жизнью управляют два импульса: ЭРОС и ДОНАТОС (разрушительный). Эти импульсы пытаются пройти через «Я», «СВЕРХ Я» стремится контролировать «Я», а «Я» - «ИД». Поэтому механизм психической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных переживаний, и поэтому они искажают реальность, с целью сохранить психическое здоровье. Формирование механизмов психической защиты происходит в межличностных отношениях, а затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть в индивидуальном опыте происходит научение защитным формам поведения. Основные признаки механизмов психической защиты: импульсивность (механизмы психической защиты не зависят от воли); искажение реальности; отсутствие осознания субъектом защитных форм поведения.

3. ГештальтП-ия (М. Верхаймер, К.Левин). Основная идея - это направление исключительной возможности дискретности изучение психики. Психика имеет целостный характер. В процессе восприятия все делится на фон и фигуру(образ, форма, структура). Кофка, Вертгемер, Келлер – изменение восприятия ощущения. Левин изучал мотивацию и личность. Перлз – гештальттерапия. Основные тезисы: 1. психической деятельности свойственно стремление к целостности и завершенности. Особенно это видно на законах перцепции, восприятия; 2. Мы всегда воспринимаем не сумму ощущений, а целостностные предметы и качества; 3.Стремление к психической завершенности проявляется так же в мотивационной сфере личности (если человек не завершает действие, у него остается след напряжения, который остался от потребности). Эффект Зейгарник. 4. Главной причиной конфликтов и неврозов личности является отсутствие целостности или возникновение ощущения отсутствия (при потере близкого – чувство вины); 5. Гармония может нарушаться из-за конфликта противоположных тенденций внутри нее. Цели гештальттерапии помочь клиенту осознать конфликт или тенденции к нему и восстановить целостность: Метод, заимствованный из психодрамы – групповая терапия; Личностные ситуации моделируются игровыми путями; Конфликт вызывается во внешний план, а значит осознается; Незавершенность завершается в игровой ситуации.

4. гуманистическая П-ия (Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт) – призывает понять человеческое существо (экзистенцию) во всей непосредствеености и неповторимости. Потребности изначально заданы в структуре. Л-ть является открытой и саморазвивающейся. Самым ценным в психике считается ее Самость, стремление к развитию, она должна быть дополнена П-ией соз-я, П-ией, к-ая бы исследовала «Я –концепцию л-ти», самость л-ти. К. Роджерс считает, что опыт чел-ка, к-ый он называет «феноменальным полем», индивидуален, уникален. Этот мир чел-ка может совпадать с реальностью, а может и не совпадать, т.к. не все предметы осознаются субъектом. . . Главный мотив человеческого поведения и развития личности – стремление к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс развития. У каждого человека от рождения есть свой внутренний потенциал, который стремится к раскрытию (метафора бутона Роджерса). Главные черты личности, которая самоактуализируется: открытость опыту и знание себя, если возникают негативные чувства, он признает их существование; доверие к себе, уверенность в своих силах и компетентность; такой человек способен полагаться на собственное мнение, а не на то, которое ему навязывается извне; он способен справляться с жизненными трудностями; самостоятельность, независимость, ответственность за свою жизнь. Главное отличие от психоанализа и бихевиоризма – то, что они не признают свободу личности зависят от инстинкта, от среды. Гуманистическая психология утверждает, что заложником обстоятельств человек чувствует себя только тогда, если личность развивается не нормально. Нормально развивающаяся личность всегда имеет свободу выбора. Эгоизм, стремление к превосходству, отчужденность – защитные реакции организма, если он не согласен с собой. 2. Условия движения к самоактуализации. Главным условием является опыт межличностных отношений и в первую очередь отношения с близкими. Этот опыт характеризуется основными следующими чертами: 1) безусловное положительно отношение (ребенок с раннего возраста должен ощущать себя любимым ради себя самого; 2) обсуждение поступка без унижения и осуждения; это то, что развивает чувство самоценности); 3) эмпатия – понимание, сопереживание, умение взглянуть глазами собеседника на его проблемы; быть в состоянии эмпатии – воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, как будто становится этим другим, но без потери ощущения «как будто». 3. Конфликт или невроз – отклонение в поведении вызывается нарушением контакта со своей сущностью, самостью, т.е. невозможность самоактуализации. Поэтому цель гуманистической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку установить контакт со своей сущностью и повысить свою самоценность. Главный метод - понимающая или клиентцентрической терапии, эмпатического слушанья. Терапевт полностью отдает инициативу клиенту. Поэтому нужно добиться доверия, а затем вести беседу так, чтобы клиент сам пришел к волнующей его теме. Рассказывая, клиент должен сам прийти к пониманию своей проблемы и сам найти способ ее решения.

5. когнитивная П-ия – ч- анализирует информацию о реальной действительности, проводит сравнения, разрешает проблемы. Ж.Пиаже изучал развитием мышления ребенка, выясняя, что интеллект развивается в результате постоянного поиска, стремления понять все.

Наши рекомендации