Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Классический и оперантный бихевиоризм. Социобихевиоризм

Предемтом исследования явл. поведение. Под ним помнималось объективно наблюдаемая системареакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это позволило психологияю сделать объективной наукой. Найден объективный метод исследования психики. Надежность, валидность. Позволяет получать достоверные рез.ты.

Торндайк впервые стал исследовать процесс изучения с позиции объективного наблеюдения, фиксируя связь между ситуациями, с кот. сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями. Предмет и задачи исследования: эксперементальное иследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задач в проблемном ящике. Результаты: законы образования коннекции, т.е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.

Д.Уотсон. Изучение поведения,анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным стновалением поведения эмоций, понятий, речи. (эксперимент с кроиком) . Рез-тат: докозательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.

Толемен. Изучение Д систмы организм - среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения.рез-т: внутренняя переменная, опосредующая связь S-R, понятие о когитивных картах и латентном обучении.Добавил в систему S-R, внутреннюю переменную О. Считал что поведение не сводится к выработке двигательных навков. По экспеременальным данным Толмена оргнаизм, осваивая обставновку строит познавательную (конитивную) карту того пути которму нужно следовать для решения задач. (крысы в лабиритне). Факторы влияющие на построенние КК. Сужение КК: слишком большое число повторений первоначально выученного материала и наличие избыточной мотивации или учловия, вызыв. слишком сильную фрустрацию. Выделил особый типа научени - латентное, когда подкрепление отсустствует.

К.Халл. Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характеритики связи S-R. Рез-т:: Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон дедукции и напряжения.

А. Мид Исследование соц взаимодействий, лежащих в основео бразования "я". Рез-т: понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении "я".

А. Банудра Исследование соц.научения, изучение механизмов фориирования социального поведения и подражания. а также способов коррекции поведения. Рез-т: понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подраджания. Экспер-т с куклой.

Скиннер (опернтный бихевиоризм) разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение

опрентного поведения.Рез-т: законы опернтного обучения, программированное обучение, меьоды коррекции поведения.

Оперантное поведение - подкрепляется не стимул а поведение, операции, кот совершает субъект в данный момент и кот приводит к нужному рез-ту. Опираясь на собственные экспериментальные исследования, амер. ученый Скиннер разделил два типа обусловленного поведения: респондентные условные реакции и оперантное поведение. В адаптации организма к среде, с его т.зр., важнейшую роль играют не респондентные реакции (подчиняющиеся модели С >Р), а оперантное поведение, под к-рым понимается исходящее от самого организма поведение, "воздействующее" на среду и генерирующее подкрепления. Если в случае респондентного поведения, когда организм пассивно реагирует на среду, подкрепление сочетается с внешним стимулом, то в оперантном поведении подкрепление связано с самой реакцией. Скиннер подверг исследованию разл. закономерности оперантного поведения (угасание оперантных реакций, зависимость закрепления и скорости угасания оперантных реакций от регулярности и нерегулярности подкрепления и т.д.).

Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior — поведение) — особое направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.

С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти.

Классический бихевиоризмВсе формы поведения можно представить в виде сложных комплексов, состоящих из элементарных и неразложимых простейших поведенческих актов – реакций, связанных между собой законами.

Основные проблемы (задачи) классического бихевиоризма:

- Изучение поведения. Установление связей между стимулом и реакцией;

- Управление поведением (моделирование таких стимулов, которые позволяют получить определенную реакцию)

Реакция – поведенческое изменение вызываемое внешним стимулом. S - R – единица поведения. Стимул – физическое воздействие, реакция – элементарная (безусловная, рефлекторная) двигательная реакция.

Классификация реакций: - Приобретенные - наследственные, - внутренние (скрытые) - внешние (наружные). - Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери; - Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции; - Внутренние приобретенные – мышление; - Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении. - Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка. - Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение).

Практически поведение является результатом обучения. Отсюда навык и научение – главные проблемы бихевиоризма. Речь и мышление рассматриваются как виды навыков.

Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность.

Удержание навыков составляет память.

Трактовка мышления в классическом бихевиоризме

Мышление – поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис или любая другая форма мускульного усилия. Мышление является речью, но при скрытых мускульных движениях (как при разговоре). Когда индивид думает, работает вся его телесная организация (скрыто), каков бы ни был окончательный результат: речь, письмо, мысль.

Необихевиоризм (Толмен)

Человек выступает как реагирующее существо, игнорируется активная сознательная деятельность. Натурализм в трактовке человека – человек животное, отличающееся словесным поведением. Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов особо следует выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

Виды внутренних переменных:

а) Имманентные детерминанты поведения, встроены, присущи природе и без них никакой акт невозможен. Это объективно определяемые цели и познавательные процессы – они необходимы для объяснения адаптивности организма (цель – не психическое образование, а некая переменная).

б) Способности – для объяснения различий в скорости научения

в) Приспособительные акты, которые корректируют имманентные детерминанты, производя новое внешнее поведение (со временем крыса заходит не во все закоулки подряд)

Цели и познавательные процессы свойственны поведению как целому. Они определяются по своим характерным проявлениям, наблюдаемым в поведении.

Научение – постепенное изменение в актуальном и возможном поведении, полученное в результате опыта.

Навык вырабатывается постепенно, в отличие от интеллектуального акта инсайта, происходящего внезапно. Научение возможно и без понимания.

Латентное научение (Толмен). Скрытое (латентное) обучение - научение без подкрепления.

Оперантный бихевиоризс (Скиннер)

Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

Социобихевиоризм - особенно активно формировался в 60-е гг. Новым по отношению, к бихевиоризму выступает представление о том, что человек может овладеть поведением не путем собственных проб и ошибок, но наблюдением за опытом других и за подкреплениями, сопутствующими тому или иному поведению ("научение через наблюдение", "научение без проб"). Это важное отличие предполагает, что поведение становится когнитивным - содержит познавательную компоненту, в том числе символическую. Этот механизм оказывается важнейшим в ходе социализации, на его основе формируются способы поведения агрессивного и кооперативного. Наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизовать усвоенные, прежде не проявлявшиеся. В связи с этим своеобразно трактуется проблема наказаний и запретов в воспитании.

Наши рекомендации