Основные направления в психологии: фрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология

Отсутствие единого подхода к трактовке предмета и метода психологии как причина образования ряда психологических школ в начале XX века.

Фрейдизм

Основоположник фрейдизма, или психоанализа, — австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд. Ядро психоанализа составило уче­ние о бессознательном. Психология человека истолковывается как обусловленная бессознательными, иррациональными силами (влече­ниями, инстинктами), основными из которых являются сексуальное влечение (либидо/Эрос) и влечение к смерти (мортидо/Тантатос). Представляя собой сферу сосредоточения влечений, вытесненных переживаний, бессознательное управляет поведением человека.

В психоанализе разработаны методы выявления бессозна­тельных аффективных комплексов: анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ оговорок, описок, забываний и т. д.

Признание у специалистов получила практика психоанализа, по­строенная на использовании методов и техник, предполагающих ак­тивную работу психолога, созданных при лечении функциональных расстройств психики и опирающихся на реальные психологические механизмы. Основание для работы психоаналитика - наличие кон­фликта между сознательным и бессознательным, вытеснение лично­стью травмирующих переживаний в сферу бессознательного, осво­бождение от травмирующих переживаний через осознание вытеснен­ных влечений.

Бихевиоризм

Бихевиоризм как науку о поведении основал американский пси­холог Дж. Уотсон, признавая подлинным предметом изучения психо­логии поведение человека от рождения и до смерти. Бихевиоризм исключил сознание как предмет познания из психологии, хотя нали­чие сознания у человека не отрицалось. Под поведением понимались ответные двигательные акты организма на раздражение, идущие из внешней среды. Внешние раздражители в виде простых или сложных ситуаций - это стимулы (5), ответные движения - реакции (К). Пове­дение — это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой происходит приспособление индивида к окружающему миру. По Дж. Уотсону, все многообразие поведения человека может быть

описано формулой «стимул - реакция». Задача психологии - уста­новить однозначные отношения между стимулами и реакциями.

Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение чело­века, контролировать его, управлять им.

Бихевиоризм отверг интроспекцию как метод психологии. Ме­тоды исследования поведения - наблюдение и эксперимент. В пред­ставлении бихевиористов человек - это реактивное существо, все его действия и поступки трактуются как реакция на внешние воздейст­вия. Внутренняя активность человека в расчет не принимается, а все психологические проявления объясняются через поведение и сводят­ся к сумме реакций.

Современный вариант поведенческой психологии - радикаль­ный бихевиоризм Б. Скиннера - предельно биологизировал человека, отвергнув все собственно человеческие формы общественной жизни, внутренний мир человека, высшие духовные ценности.

Гештальтпсихология

Представителями направления гештальтпсихологии, возникшего в начале XX века, являются М. Вертгеймер, В.Келлер, К. Коффка, К. Левин. В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами основания, и методы психологии сознания — интоспекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным.

Основные положения школы: исходные, первичные данные психологии - целостные структуры, невыводимые из образующих гештальткомпонентов и несводимые к ним. Гештальт - специфиче­ская организация частей, целое, которое нельзя изменить без его раз­рушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны. Главная проблема и объяснительный принцип гештальтпсихоло­гии - целостность психологических структур. Основной метод иссле­дования - феноменологическое описание, то есть направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия и переживания, на выявление в сознании образных струк­тур или целостностей. В гештальтпсихологии впервые раскрыт прин­цип целостности при изучении психологии человека. Человек рассматривался как часть целого, особого психологического поля, часть, которая сама характеризуется целостностью.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология возникла в начале 60-х годов XX века в США как совокупность теоретических воззрений на челове­ка и психотерапевтическая практика. Ведущими представителями направления выступали Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, А. Мас-лоу, Р. Мей.

Предмет исследования гуманистической психологии — уникаль­ная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознаю­щая свое назначение в жизни, регулирующая границы своей субъек­тивной свободы. Основные проблемы: саморегуляция, самоосущест­вление личности, поиск смысла бытия, целенаправленное и ценност­но-ориентированное поведение, творчество, свобода выбора. Основ­ное положение гуманистической психологии: человек наделен по­тенциями к непрерывному развитию и реализации творческих воз­можностей, и он способен управлять собственным развитием.

Большой вклад в создание практики психологического консуль­тирования внес К. Роджерс, разработав личностно-ориентированную психотерпию («клиент-центрированная терапия») и концепцию груп­повой терапии, ориентирующую членов группы на свободное выра­жение своих чувств, на принятие чувств других.

Гуманистическая психология выступает в качестве мировоз­зренческой и практической основы педагогики ненасилия, которая исходит из идеи самоактуализации личности, раскрытия ее творче­ских возможностей, использования творческих форм групповой рабо­ты, обращения к духовным ценностям, поиска смысла бытия, учета индивидуальности каждого учащегося в процессе обучения. Приори­теты в обучении: собственное движение учащихся в знании, пережи­вание радости открытия нового знания, ценность межличностных взаимоотношений в процессе обучения, а не техник эффективного управления учебной работой.

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Виды и уровни общения, основные закономерности общения

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребно­стями совместной деятельности и включающий обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения. Подходы к понятию «общение» (как обмен информацией, как взаи­модействие, как влияние одной стороны на другую, как процесс меж­личностной перцепции, как единство общения и деятельности, как процесс достижения изменений в психике участвующих в общении

лиц).

Функции общения:прагматическая, формирование и развитие, подтверждение, объединение(синдикативная) - разъединение людей, организация и поддержание отношений, внутриличностная, инструментальная-для совешения опред.действия.

Стороны общения:межличностная, когнитивная(все психич процессы связаны с познанием окруж-я и самого себя), коммуника­тивно-информационная, эмотивная, конативная.

Содержание общения(в узком смысле - передача информации в межиндивидуальных контактах, в широком — взаимодействие, вос­приятие, обмен информацией).

Средства общения:вербальные (речевые): значение речи и языка, свойства речи и языка, функции речи и языка, виды речи и языка; невербальные (неречевые): визуальные, акустические, так-тильно-кинестезические, ольфакторные(запах тела,косметики). Невербальные средства общения: — кинетика (позы, жесты, мимика);

- паралингвистика (просодика) - особенности произношения, тембр голоса, громкость, темп речи, паузы;

- проксемика (территориальное расположение);

- визуальное общение (контакт глаз).

Виды общения:вербальное - невербальное; межличностное -массовое; межперсональное - ролевое; доверительное - конфликтное; личное - деловое; прямое - опосредованное; законченное - незакон­ченное; кратковременное - длительное.

Уровни общения:фатический (глупый); информационный; личностный.

Структура общения:

- перцептивная сторона. Эффект ореола (фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор «отношения к нам». Социальное восприятие (межличностное, самовосприятие, межгрупповое);

— интерактивная сторона. Психологическая совместимость. Структура процесса интеракции: фаза побуждения, фаза уточнения ситуации, фаза непосредственного действия, фаза завершения. Трансактный анализ Э. Берна («Родитель», «Ребёнок», «Взрослый»). Стра­тегии взаимодействия (Т. Томас, Р. Блейк): соперничество, приспо­собление, избегание;

— коммуникативная сторона. Коммуникация. Коммуникатор и реципиент.

Коммуникативные барьеры:

а) барьер непонимания;

б) барьеры социокультурных различий;

в) барьеры отношений.

Феномены межличностного влияния:

Внушение –целенаправ-е, неаргументир-е воздействие одного чел.на др.

Убеждение – способ соц-пс. воздействия, основанный на системе логич.доказательств и предполагающий осознанное отнош-е того чел., который воспринимает инфор-ю.

Заражение –бессознат-я,невольная подверженность индивида опред-м психич-м состояниям.

Подражание-воспроизвед-е индивидуумом образцов демонстрат.поведения.

Наши рекомендации