Основные направления зарубежной психологии

Предмет, задачи и особенности общей психологии как науки

1. Предмет и задачи общей психологии

2. Связь психологии с другими науками и отраслями знаний

3. Особенности психологии как науки – психика изучает саму себя, есть житейская психология и научная.

4. Мир психических явлений

5. Этапы развития психологии

6. Методы исследования

Мир психических явлений

Психические состояния, психические свойства, психический процесс.

Фрейд, психоанализ.

Психические процессы – память, речь, мышление, эмоции, ощущения, восприятие, внимание, воля, воображение, представление.

Психические состояние – аффект, апатия, эйфория, стресс, фрустрация.

Психические свойства – темперамент, характер, способности и направленность.

Фрустрация – облом (хотел съесть котлету, вот она лежит, отвернулся – кот съел).

Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животному способность в отражении реального мира.

Когниция – логическое понимание того, что происходит.

Интроверт больше доверяет себе, а экстраверт –другому.

Нейротизм – сила нервной системы. Сильная – неэмоциональный человек, слабая – эмоциональный.

К методам исследования относится наблюдение, опросники, тесты.

Выдающиеся деятели российской психологии, основные направления зарубежной психологии.

Теория деятельности – память (исследовали российские психологи).

Бехтерев (1857 – 1927), Блонский П.П. (1884 – 1941) изучал стадии памяти, Корнилов К.Н. (1879 – 1957), Ланге Н.Н. (1858 – 1921), Нечаев А.П. (1870 – 1948) – основатель экспериментальной психологии, Выгодский Л.С. (1896 – 1934) – основатель теории деятельности, сделал вклад в развитие психических явлений, как культура развивает человека, Запорожец А.В. (1905 – 1981), Леонтьев А.Н. (1903 – 1979) разрабатывал культурно-историческую теорию и детально обосновал концепцию деятельности с Выгодским и Лурией. Рубенштейн С. (1889 – 1960) – разработал принцип детерминизма, теорию деятельности, «Общая психология». Сеченов И.М. (1829 – 1905) занимался регуляцией поведения, Павлов И.П. (1849 – 1936) – основатель учения высшей нервной деятельности, Лурия А.О. (1905 – 1977) основатель нейропсихологии в СССР.

Основные направления зарубежной психологии

Глубинные   Гуманисты (экзистенциалисты)
Фрейд, Юнг – ядро человека в бессознательном Стимул - реакция Ядро человека в потенциале (мной движет идеальное Я).

Основные направления зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальд психология, гуманистическая психология и трансперсональная психология. Эленбергер «Открытие бессознательного».

Человек рождается с двумя импульсами – эрос и тонатос (движение к жизни и движение к смерти). Эрос – это все формы созидательного. Тонатос – движение в сторону разрушения (ударил кого-то, разбил что-то). Второе, что входит в бессознательное – опыт от 0-6 лет. Бессознательное функционирует по принципу удовольствия, желания. Суперэго – сверх Я, формируется при давлении извне. Когда ребенок мотивируется родителями, возникает принцип необходимости (можно, нельзя) Либодо (ид, Оно, бессознательное) ограничено, у каждого оно свое. Все это вместе должно быть в равновесии (гомеостаз). Либидо связано со всем, что человеку приятно, удовольствие (психосексуальная энергия). Ид функционирует по принципу хочу-не-хочу. Основные направления зарубежной психологии - student2.ru

Первое, с чем рождается ребенок – определенное физиологические умения, способности.

1. Оральная стадия – от 0 до 1 (когда ребенок только ест и ничего больше не может).

2. Анальная стадия – от 1 до 3 (ребенок может отсрочить потребность, сходить на горшок) – проявляется в порядке, упорядоченности, жадности, скупости.

3. Эгоцентризм (все происходит из-за меня. Мама грустная – я виноват, веселая – тоже я, по любому поводу)

4. Эдипальная стадия – ребенок только к 5 годам у ребенка созревает некоторая потребность, он готов идентифицироваться с родителем своего пола. Мальчик. Понимание, что мама не только моя, но и папина. Папа сначала враг, а потом он понимает, что не только от него одного все зависит, но мама может испытывать эмоции и из-за других людей. Девочка, комплекс Электры. Что бы быть как мама, я должна нравиться папе. Папа должен хвалить девочку (какая ты красивая, какое у тебя платье). Она оставляет папу маме, идентифицируется с мамой, а себе найдет своего мужчину.

5. Латентная стадия – когда ребенок идентифицирован с родителем своего пола, но противоположный про его еще не интересует.

Все события, которые произойдут в жизни ребенка до 6 лет, учитываются:

1. Утрата матери;

2. Рождения сибса (брат, сестра) ненависть к сибсу. Реактивное образование – выпуск импульса противоположным способом – мама, я его так люблю. Удовлетворение моего импульса может быть опасно (до 5 лет), я посмел желать мапу настолько, что они родили другого (после 5 лет);

3. Переезд с одной квартиры в другую

Плотчика-Клеермана тест Стиль СЖО. Основные формы страха.

Вымещение. Нельзя отреагировать, а импульс остался. Нужна ассоциативная связь, по которой высказывается недовольство.

Реактивное образование. Реакция наоборот. «Я тебя так люблю, что задушу в объятиях».

Юнг

Коллективное бессознательное – это весь опыт человечества.

Архетипы:

1. Анима – женское

2. Анимус – мужское

3. Тень – все самое плохое, что есть в человеке

4. Персона – маска или роль

5. Самость – то совершенство во мне, к которому я стремлюсь

Структура личности: эго – сознание, личное сознание, коллективное сознание.

Что бы протестировать (ощупать) реальность, нужно иметь такие установки:

Основные направления зарубежной психологии - student2.ru

Наши рекомендации