Основные направления зарубежной психологии ХХ в.

В начале ХХ века возникает ряд направлений психологии, каждое из которых в качестве предмета рассматривает те или иные стороны психики.

Одним из таких направлений считается бихевиоризм,возникший вначале ХХ в. в США. Основоположникомданного направления является американский ученый Д.Уотсон (1878-1958). Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые доступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача бихевиоризма (от англ.behaviour – «поведение) заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения – индивидуально приобретенного путем проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э.Толмен, К.Халл, Б.Скиннер – последователи Уотсона, - пришли к выводу, что связи между стимулами и поведением не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными», под которыми понимались не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки, знания).

Важной заслугой бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основные его недостатки – недоучет сложности психической деятельности человека, сближение его психики и психики животных, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Гештальтпсихологиявозникла в Германии благодаря усилиям Т.Вертгеймера, В.Келера и К.Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальт – это функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Представители данного направления высказали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Мир состоит из организованных форм и восприятие мира тоже организованное целое, а не просто сумма его частей.

Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения.

Глубинная психология. В начале ХХ века возникло направление в психологии, отличавшееся представлением о том, что поведение человека обусловлено не столько сознанием, сколько бессознательным. К глубинной психологии относят психоанализ З.Фрейда, аналитическую психологию К.Г.Юнга и индивидуальную психологию А.Адлера.

Основатель психоанализа З.Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако, его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер) либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К.Юнг), определяют психическое развитие личности.

Представители когнитивной психологии У.Найссер. А.Пайвио и др. отводят решающую роль в поведении субъекта знаниям (от лат. cognition – знание). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая психология, виднейшими представителями которой являются Г.Оллпорт, К.Роджерс, А.Маслоу и др. исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремиться реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека.

Методы социально-психологических исследований.

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Среди методов социально-психологического исследования выделяют следующие:

наблюдение - непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем, объектами которого являются отдельные лица, группа лиц, конкретные явления, связанные с поведением индивида или групп лиц.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длительное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное, включенное, (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).;

эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Виды эксперимента: лабораторный, в котором создаются искусственные условия испытания; натурный, в котором моделируются реальные условия и ситуации, с тем чтобы получить истинные данные о психике и ее качествах у испытуемого; естественный эксперимент, который проводится в обычных жизненных условиях, данные больше соответствуют типичному жизненному поведению;

тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют следующие варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективные тесты;

метод опроса – способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности;

социометрия – метод, направленный на изучение межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологический совместимости;

анализ документальных источников информации – сбор необходимой информации из различных документальных источников(справок, видео-, аудио-записей, договоров и др.) При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Наиболее продуктивный метод становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа, который предполагает перевод текстовой информации в количественные показатели и последующую статистическую обработку математическими методами.

Наши рекомендации