Сравнительный анализ образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности
В результате применения U-критерия Манна-Уитни для установления достоверности различий вобразе Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности получены следующие результаты (см. Приложение Б):
1. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности самоотношения у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости p≤0.01) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности удовлетворены собой, их самоотношение носит более позитивный характер.
2. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности самооценки поведения у подростков с высоким и средним уровнем личностной тревожности (на уровне значимости p≤0.01) . Баллы по этой шкале отражают оценку своего поведение как соответствующего требованиям взрослых или не соответствующего требованиям взрослых. Подростки со средним уровнем личностной тревожности оценивает свое поведение как более соответствующее требованиям взрослых, по сравнению с подростками с высоким уровнем личностной тревожности.
3. Были выявлены достоверные различия в выраженности самооценки интеллекта у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости p≤0.01) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают самооценку интеллекта и школьной успешности. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности более высоко оценивают свои интеллект, успешность в школе.
4. Были выявлены достоверные различия в выраженности самооценки внешности у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости ), средним и низким (на уровне значимости p≤0.01) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают самооценку внешности, физической привлекательности, физического развития как свойств, связанных с популярностью среди сверстников. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности более высоко оценивают свою внешность, физическую привлекательность, физическое развитие.
5. Были выявлены достоверные различия в выраженности удовлетворенности общением у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости p≤0.01) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают самооценку популярности среди сверстников, умения общаться. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности более высоко оценивают свою популярность среди сверстников, умение общаться.
6. Были выявлены достоверные различия в выраженности удовлетворенности положением в семье у подростков с высоким и средним уровнем личностной тревожности (на уровне значимости ). Баллы по этой шкале отражают удовлетворенность положением в семье. Подростки со средним уровнем личностной тревожности более удовлетворены положением в семье.
7. Были выявлены достоверные различия в выраженности самоуважения у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости p≤0.01) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности больше верят в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, более высоко оценивают свои возможности контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимают себя.
8. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности аутосимпатии у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости ) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности больше одобряют себя, доверяют себе, имеют более позитивную самооценку.
9. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности самоуверенности у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости p≤0.01), средним и низким (на уровне значимости ) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают степень уверенность в себе. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности более уверены в себе.
10. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности самопринятия у подростков с высоким и средним (на уровне значимости ) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают степень принятия себя. Подростки со средним уровнем личностной тревожности обладают более высокой степенью принятия себя.
11. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности саморуководства у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), высоким и низким (на уровне значимости p≤0.01) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают оценку саморуководства поведением. Подростки со средним и низким уровнем личностной тревожности более высоко оценивают способность руководить своим поведением.
12. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности самообвинения у подростков с высоким и средним (на уровне значимости , высоким и низким (на уровне значимости ) уровнем личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают склонность человека к обвинению самого себя. Подростки с низким уровнем личностной тревожности более склонны обвинять себя.
13. Были выявлены достоверные различия в уровне выраженности самопонимания у подростков с высоким и средним (на уровне значимости p≤0.01), средним и низким уровнем (на уровне значимости ) личностной тревожности. Баллы по этой шкале отражают выраженность способности понимания себя. Подростки со средним уровнем личностной тревожности более высоко оценивают способность понимания себя.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки с высоким уровнем личностной тревожности имеют более низкие баллы по шкалам: «Самоотношение», «Поведение», «Интеллект», «Внешность», «Общение»,» Самоуважение», «Аутосимпатия», «Самоуверенность», «Самопринятие», «Саморуководство», «Самопонимание» и более низкие баллы по шкалам: «Семья», «Самообвинение». Это говорит о том, что в целом образ Я подростков с высоким уровнем личностной тревожности имеет менее положительную направленность, чем образ Я подростков со средним и низким уровнем личностной тревожности.