Глава2. особенности самоотношения у подростков как фактор продоления личностной тревожности

Динамика изменения самооценки и самоотношения в период подросткового возраста

Исследование проводилось в период 2016-2017 учебного года на базе школы№ 10г. Жлобина, Гомельской области. В исследовании принимали участие ученики9 - х и 11 - х классов, в возрасте 16-17 лет.

Результаты исследования уровня самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.

Шкалы Уровень самооценки
9 класс 11 класс
Ум, способности 58 ср. 66 выс.
Авторитет у сверстников 61 выс. 65 выс.
Умелые руки 59 ср. 66 выс.
Внешность 56 ср. 64 выс.
Уверенность в себе 57 ср. 64 выс.

Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общего числа испытуемых:

глава2. особенности самоотношения у подростков как фактор продоления личностной тревожности - student2.ru

Диаграмма 1. Количественные показатели уровня самооценки.

Результаты исследования показали высокий уровень самооценки у учащихся 11 класса по всем шести школам. У учащихся 9 класса на всех шести шкалах встречаются низкие показатели самооценки, наиболее выражены средние показатели, и больше показателей очень высокой (завышенной), самооценки, что говорит о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Учащиеся 11 класса адекватно сравнивают себя с другими людьми, сопоставляют свои качества с внутренними эталонами или результатами деятельности других. Они высоко оценивают себя, свою личность, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с учащимися 9 класса, так как они уже многое умеют выполнять самостоятельно – организовать какое-то мероприятие, провести конкурсы.

Становление самооценки связано с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно – мотивационной роли.

То есть в самооценках одиннадцатиклассников произошли изменения.

Результаты исследования самоотношенияпо методике Р.С. Пантилеева

Рассмотрим показатели уровня самоотношения графически (Диаграмма 2.)

глава2. особенности самоотношения у подростков как фактор продоления личностной тревожности - student2.ru

Диаграмма 2. Количественные показатели уровня самоотношения

Результаты исследования показали более высокий уровень развития самоотношения у одиннадцатиклассников, по сравнению с девятиклассниками.

У одиннадцатиклассников выражено представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. То есть, одиннадцатиклассников считают свое «Я» внутренним стержнем, который организует его личность, деятельность, общение, они считают, что их судьбы находится в их собственных руках. Об этом свидетельствует фактор саморуководство в общей системе самоотношения.

У одиннадцатиклассников, по сравнению с девятиклассниками, выражено чувство симпатии к себе, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Об этом свидетельствует фактор самопринятия.

Таким образом, у одиннадцатиклассников более выраженное отношение к себе как целостной личности, отличной от других людей, а ведь именно с высоким самоуважением, самопринятием связывается проявление наибольшей активности личности, продуктивность ее деятельности, реализация творческого потенциала.

Наши рекомендации