Глава 1. теоретико-методологический анализ роли детско-родительских отношений в формировании образа я у подростков с различным уровнем личностной тревожности

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Дипломная работа по специальности

1-23 01 04 «Психология»

Научный руководитель кафедры специальных

психолого-педагогических дисциплин

доцент, кандидат психологических наук

Черепанова Ирина Вячеславовна

Дипломная работа допущена к защите

Заведующий кафедрой специальных

психолого-педагогических дисциплин

И.В. Черепанова

_____________________ 2016

Могилев

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретико-методологический анализ роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности

1.1 Понятие образа Я в отечественной и зарубежной психологии……….... 7

1.2 Формирование образа Я в подростковом возрасте……………………..11

1.3 Особенности образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности……………………………………………………………………...15

1.4 Роль детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности………………....18

Выводы……………………………………………………………………….…..27

Глава 2. Эмпирический анализ роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности

2.1 Организация, психодиагностический инструментарий исследования..….28

2.2 Определение уровня личностной тревожности у подростков……………32

2.3 Определение образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности……………………………………………………………………...33

2.4 Определение родительского отношения к подросткам с различным уровнем личностной тревожности………………………………………….......38

2.5 Сравнительный анализ образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности ……………….……………………………………....41

2.6 Сравнительный анализ родительского отношения к подросткам с различным уровнем личностной тревожности………………………………...44

2.7 Сравнительный анализ образа Я подростков с различными стилями отношения к ним матерей ……………………………………………………....45

2.8 Оценка эффективности коррекционной программы по снижению личностной тревожности, формированию позитивного самоотношения, повышению самоуверенности, самоуважения, оптимизации детско-родительских отношений …………………………………………………….…46

Выводы…………………………………………………………………………...47

Заключение…………………………………………………………………….....49

Список использованных источников…………………………………………...52

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В современной психологии возрастает интерес к проблеме формирования образа Я, в связи с чем возрастает число исследований на данную тему. В частности, особый интерес представляет изучение факторов, оказывающих влияние на становлении образа Я в подростковом возрасте, когда происходит наиболее интенсивное развитие этой психологической структуры.

Образ Я, являясь интегративной личностной характеристикой, рассматривается в психологии уже долгое время. Он описывается и как структурное образование, и как процесс, и как динамическая характеристика самосознания, обуславливающая представления о себе личности. Анализ Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его Я-концепции. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения.

Упоминания о сложности и неоднозначности становления и развития образа Я присутствуют уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Хорни, К. Левина, К. Роджерса, Г. Олпорта и многих других. Несмотря на множество исследований, посвященный этой проблеме, до сих пор остаются неясными многие аспекты формирования этой структуры и взаимосвязи ее с другими компонентами личности.

Дисгармоничное представление о себе, наличие внутренних противоречий в образе Я ведет к снижению «силы Я» и повышает подверженность фрустрации, что, в свою очередь, способствует переживанию тревоги.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

Первым акцентировал свое внимание на проблеме тревожности З. Фрейд. Также изучением тревоги и тревожности занимались многие известные психологи, такие как К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, А.М. Прихожан, Р. Мэй и др.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, Ч.Д. Спилбергер разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность. Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность. Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед человеком стоит постоянное ожидание опасности.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

В настоящее время возникает необходимость отказаться от представлений односторонней зависимости, а рассматривать процесс сложного взаимовлияния тревожности и других личностных образований, прежде всего различных составляющих образа Я.

Немаловажное значение в формировании образа Я у подростков отводится детско-родительским отношениям. Несмотря на то, что в этом возрасте все большее влияние на подростков оказывают сверстники, семья по-прежнему играет свою роль в развитии личности ребенка.

В последние годы наметился рост интереса к проблемам детско-родительских отношений и их влиянию на личность подростка, его психическое развитие.

Детско-родительские отношения представляют собой систему межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

На современном этапе широко изучаются особенности отношений детей и родителей, решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии А.Л. Спиваковская, А.Я. Варга, В.В. Столин, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов и др.

Роль взрослого в становлении личности ребенка рассматривается в традициях культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Важный вклад в изучение этой проблематики внесли работы А.А. Бодалева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др.

Тем не менее, многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и их более детальное психологическое изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы. В частности, малоизученной и актуальной по настоящее время является вопрос о роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности.

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности, а также в поиске путей преодоления последствий негативной роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные вносят вклад в исследование проблемы детско-родительских отношений в психологии, структурных элементов самосознания, взаимосвязи качеств личности и ее образа Я, роли семьи в становлении личности ребенка. Практическая значимость исследования состоит в том, что данные о роли детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности могут существенно помочь психологу в диагностике и коррекции личностных проблем клиентов.

В ходе подготовки и организации исследования были определены объект и предмет исследования, цель, задачи, методы, гипотезы.

Цель исследования: определить роль детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности.

Объект исследования: образ Я у подростков.

Предмет исследования: роль детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности.

В процессе проделанной работы, исходя из цели, объекта, предмета исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы формирования образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности.

2. Подобрать психодиагностический инструментарий, адекватный методологии исследования.

3. Выявить уровень личностной тревожности у подростков.

4. Установить характеристики образа Я у подростков.

5. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях подростков.

6. Определить роль детско-родительских отношений в формировании образа Я у подростков с различным уровнем личностной тревожности;

7. Разработать и оценить эффективность коррекционной программы, направленной на снижение личностной тревожности, формирование позитивного самоотношения, повышение самоуверенности, самоуважения у подростков, оптимизацию детско-родительских отношений в их семьях.

Цель, задачи, объект, предмет определили методы и методики исследования:

Теоретические методы (изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования).

Эмпирические методы (тесты-опросники (шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина; шкала детской «Я-концепции» Пирса–Харриса; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)).

Интерпретационные методы (методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни; Т-критерий Вилкоксона)).

В ходе работы над проблемой были выдвинуты следующие идеи:

Идея 1: Образ Я подростков с высоким уровнем личностной тревожности имеет менее положительную направленность, чем образ Я подростков со средним и низким уровнем личностной тревожности;

Идея 2: Детско-родительские отношения играют определенную роль в формировании образа Я у подростков с различным уровнем тревожности, а именно, преобладание у матерей стиля родительского отношения «кооперация» приводит к формированию у подростков положительного отношения к себе, одобрения себя в целом;

Идея 3: Разработанная коррекционно-развивающая программа эффективна для снижения личностной тревожности, формирования позитивного самоотношения, повышения самоуверенности, самоуважения подростков.

В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 14-15 лет, учащихся школы № 37 города Могилева, а также их родители – 59 матерей и 45 отцов (44 полные семьи и 16 неполных семей).

Работа состоит из введения; двух глав; заключения, списка использованных источников; приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА Я У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Наши рекомендации