Креативность как требование эпохи
↓↓↓↓↓
Мы долго жили в эпоху декларируемой креативности, неотъемлемой характеристикой которой являлось признание несомненной значимости как самой креативности, так и ее развития. Креативность добросовестно включалась в непомерно солидный перечень качеств современного управленца. Необходимость создания творческих команд, их развития и мотивации последовательно провозглашались непременным условием успешной деятельности современной организации или ее отдела. В то же время креативность понималась весьма однобоко, и дальше декларирования этих истин дело обычно не шло. Нельзя отрицать, что креативность в принятии управленческих решений самых различных уровней все-таки существовала. Мало того, она имела место всегда – как в эпоху декларируемой креативности, так и до нее. Но только как отдельно взятое явление! И обеспечивалась эта креативность исключительно творческим потенциалом отдельных очень талантливых менеджеров либо отдельных не менее талантливых сотрудников, которых никто специально этому не обучал и тем более креативность которых никто специально не развивал. В подавляющем большинстве учебных пособий по деловому общению и менеджменту некоторые методы и методики развития креативности перечислялись, иногда очень кратко и весьма невнятно характеризовались, но в силу этой своей невнятности крайне редко применялись на практике. Чуда в данном случае не произошло и не могло произойти, потому что втиснутое в несколько абзацев описание ряда методик развития креативности без дальнейшего углубленного практического обучения (а ведь это самое главное!) не может дать желаемого результата: научить применять их на практике. В лучшем случае можно запомнить названия и иметь самое общее представление, но это только что лучше, чем ничего. Не говоря уже о том, что управленец, креативность которого столь долго провозглашалась, имел, как правило, только самое поверхностное представление о сущностных характеристиках творческой деятельности и креативного мышления. А можно ли развивать то, чего не знаешь? Как создавать условия для деятельности, о сущности которой только догадываешься? И реально ли, наконец, управлять тем, чего не понимаешь?
Пожалуй, исключения в плане обучения креативности составляли и составляют рекламные и всевозможные PR-компании, а также ряд преуспевающих западных и японских фирм, опыт которых может изучаться лишь в той степени, в какой они это нам позволяют. Информация, которую они готовы предоставить о себе, должна восприниматься скорее как PR-акция, а не как дружественный обмен опытом, который невозможен в сегодняшнем мире крайне жесткой конкуренции. Не для того эти фирмы тратят огромные средства на оснащенные по последнему слову техники службы безопасности, чтобы потом делиться истинными секретами своего преуспевания. И все-таки мы должны по возможности изучать этот опыт, ибо пренебрегать им было бы крайне непредусмотрительно. Но при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что зачастую это всего лишь та информацию, которая большой ценности уже не представляет, возможно, является неполной либо устаревшей, а потому с легкостью может превратиться в дезинформацию.
Чтобы преуспеть в современном динамичном мире, явно недостаточно копировать вчерашний опыт конкурентов. Кроме того, нельзя забывать, что нужна серьезная работа специалистов (не только экономистов, но и психологов, педагогов, социологов, экологов и др.) для адаптации опыта работы ведущих западных и японских фирм к отечественным условиям. В данном случае речь не идет об эффективных управленческих методах работы, которые давно уже перестали быть коммерческой тайной и являются аксиомой для многих преуспевающих организаций мирового уровня и которыми настойчиво пренебрегают отечественные экономисты и предприниматели.
И именно сейчас, в начале ХХI века, эпоха декларируемой креативности в конце концов сменяется эпохой ее реального развития. И здесь нельзя полагаться только на ставшие столь популярными тренинги креативности, которые, несомненно, очень полезны при условии их профессионального проведения, однако не решают и не должны решать те проблемы, которые под силу только компетентному креативному менеджеру, владеющему самыми современными методами активизации творческой деятельности своих сотрудников. Сегодня организациям гораздо больше, чем когда-либо ранее нужны люди, которые обладают способностями к творчеству. Каждой организации, желающей быть конкурентоспособной, нужны сотрудники, готовые к смелому стремительному творческому движению вперед.
Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет. Многие предприниматели видят успех своей компании именно в креативности, которая позволит их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений. Для этого мало создать конкурентоспособный бизнес – нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем.
|
Как считают исследователи, ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом – это непрерывное творческое развитие (Лепский, 2007; Шевырев, 2007 и др.).
Мы живем в мире, постоянно изменяющемся с такой безумной скоростью, что многие изменения мы сами планировать не можем. Но именно от этих изменений зависит наша жизнь и наш бизнес. Невозможность делать достоверные прогнозы не позволяет, в свою очередь, планировать действия конкурентов и других участников рынка, политические и социальные изменения. Именно потому среди массы людей особенно эффективными становятся те, которые способны быстро адаптироваться к новым условиям деятельности, нестандартно решать возникающие перед ними задачи, находить неожиданные выходы из неразрешимых, на первый взгляд, ситуаций и изобретать новые, уникальные способы достижения поставленных перед собой целей.
Ярче всего творческие способности людей проявляются в переходные периоды. Исследователи считают, что это похоже на многоуровневую компьютерную игру, где для перехода на более высокие уровни нужно постоянно обучаться новым сложным приемам и адаптироваться к новым сложным условиям. При этом одна группа людей, не отличающаяся креативностью, достаточно быстро сдается, ругая авторов игры за излишнюю сложность. Другая же группа не только упорно проходит все уровни, но и сожалеет о том, сложности было недостаточно. Опыт общения с людьми второй группы показывает, что они склонны предпринимать попытки написания собственных сложных сценариев компьютерных игр повышенной сложности. Отметим, мы не рассматриваем людей, психологически зависящих от игр.
8.2. В какую эпоху мы живем?
Считается общепризнанным, что живем в постиндустриальном мире, основой существования и развития которого является информация. Нашу эпоху принято называть информационной. И именно сейчас базовым элементом и условием развития информационного пространства становится креативность. Более того, наблюдается тенденция называть нашу эпоху креативным миром.И это имеет свое логическое объяснение.
Постиндустриальное пространство в такой степени перенасыщено информацией, что человечество уже не способно с ним справиться. Информационные потоки возникают, перемещаются и трансформируются с колоссальной скоростью. На современных финансовых рынках скорость движения капитала практически равна скорости движения информации, поэтому движение капитала в мировом масштабе начинает все больше зависеть от креативной составляющей информации (креативного продукта), ориентированной на настроения, ожидания и сознательные и подсознательные реакции участников рынка.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мышление управленцев всех уровней должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития как на уровне страны, предприятия, отдела, так и на уровне отдельной личности.
Знаменитый канадский ученый, профессор Маршалл Маклюэн (1911 – 1980), предвосхитивший вхождение человечества в информационную эпоху и всего несколько лет не доживший до всеобщего признания глобальности информации, высказал мысль, пренебрегать которой было бы крайне недальновидно.
|
Именно потому развитие креативности деловых людей на всех уровнях обоснованно считается требованием современного креативного мира.
Соотношение понятий
Креативность и творчество
Понятие творчества всегда привлекало к себе внимание мыслителей, ученых и деятелей искусства. Приведем несколько ярких и образных толкований, которые не претендуют на исчерпывающие научные определения.
Древнегреческий философ Платон (427 – 347 до н.э.) считал: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, – творчество».
Французский писатель Жюль Ренар (1864 – 1910) писал: «Всегда оставаться неудовлетворенным – в этом суть творчества».
Другой французский писатель Ромен Роллан (1866 – 1944) высказал мысль, созвучную идее Платона: «Творить – значит убивать смерть».
Русский писатель Константин Паустовский (1892 – 1968) размышлял о предназначении творчества: «Наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце».
В современной научной литературе понятия творчество и креативность толкуются достаточно неоднозначно. Наблюдается неоправданная и недопустимая тенденция отождествления указанных понятий.
Понятие творчество в отечественных источниках имеет гораздо более солидную историю. Сложность и многогранность этого понятия отразились в различных его определениях. Сопоставим некоторые из них.
«Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей" (Психология. Словарь. – М., 1990, с.393).
«Творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью» (Большая советская энциклопедия, т.42. – М., 1956, с.54) .
Креативность – термин латинского происхождения, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». Креативность обычно понимается как уровень творческой одаренности, уровень способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, При этом уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта соотносится с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект даже препятствует креативности. В настоящее время креативность обычно рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
Нам представляется наиболее целесообразной следующая точка зрения.
|
При этом исследователи настаивают на том, что это «новое» должно быть не просто значимым, но и обязательно полезным, обладать общественной ценностью. Именно потому мы употребляем слово «творчество» в переносном смысле, когда говорим о деструктивных «деяниях» весьма изобретательных и даже талантливых преступников.
|
Иначе говоря, креативность – это способность к творчеству.
Американский ученый Дж.Гилфорд (1897 – 1987), знаменитый исследователь интеллекта и творческого мышления, понимает креативность прежде всего как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967). Другой известный американский ученый К.Роджерс (1902 – 1987) считает, что креативность – это способность человека обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990).
Таким образом, характеризуя человека как креативного, мы лишь констатируем наличие у него творческих способностей, которые могут реализоваться, а могут и не реализоваться. Например, человек проявляет себя как креативный генератор идей, и хотя его идеи новы и оригинальны, они, возможно, еще «не созрели», чтобы стать значимыми и полезными не только для человечества, страны или отрасли, но даже для какой-либо маленькой фирмы. Если же мы характеризуем человека как творческого, то мы непременно должны иметь достоверную информацию об успешных результатах его деятельности, которая привела к созданию качественно нового, значимого и полезного. В то же время исследования подтверждают наличие прямо пропорциональной зависимости между уровнем креативности и творческой продуктивностью, поэтому развитие креативности является одной из важнейших задач психологии делового общения. Исходя из сказанного, обоснованной представляется, например, такая фраза: «Ты креативен, и это хорошо, но этого мало. Стань творческой личностью – это будет прекрасно!».
Существует и несколько иной подход, который ограничивает творчество сферой искусства, а изобретательство, техническое творчество, создание новых продуктов помещает в рамки креативности. Так, некоторые исследователи считают, что творческий процесс обычно основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Креативный же продукт сравнивается иногда с картиной, которая будет помещена в заранее выбранную раму с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее. И эта картина призвана вызывать восторг у определенной группы посетителей.
Представленное выше толкование, хотя и не лишено смысла, но при этом, на наш взгляд, содержит в себе явное противоречие. Если исходить из такого понимания, то картина гениального художника, написанная на заказ и отражающая в какой-то степени пожелания заказчика, творчеством уже не является. С другой стороны, вдохновение присуще и изобретателю, и врачу, и менеджеру, несмотря на определенную их прагматичность. Мало того, гениальное техническое изобретение, талантливая хирургическая операция и просто новый банковский продукт, которые полезны и даже необходимы человечеству, могут отвергаться современниками по самым разным соображениям точно так же, как и произведения искусства. Например, они могут разрушать чей-то хорошо налаженный бизнес, противоречить концепциям каких-либо влиятельных ученых, существующим традициям, стереотипам или др. Но творящий человек часто не останавливается и с большим риском для жизни пытается внедрить новое, созданное им. И здесь вряд ли доминирует прагматизм. Кроме того, весьма спорным представляется вопрос о том, стремятся или не стремятся творцы талантливых произведений искусства понравиться своему окружению.
Существуют различные научные подходы, согласно которым нужно отказываться от употребления слов иностранного происхождения, Эти слова, согласно указанным подходам, часто являются всего лишь веянием моды, «засоряют» язык, а потому без них можно с легкостью обойтись. Этому дискуссионному вопросу посвящено множество работ специалистов по лингвистике и психолингвистике, и он не является непосредственным предметом изучения психологии, этики и культуры делового общения. В то же время хотя бы кратко коснуться этой проблемы необходимо не только в связи с анализом понятий креативности и творчества, но и в связи с актуальностью проблемы иноязычных заимствований для современного делового человека. Желание быть компетентным и успешным в сегодняшнем сверхскоростном креативном мире требует открытости всему новому, в том числе – новым понятиям и новым словам. Любовь к своему родному языку, которая всегда была достойна уважения, никогда не означала неприятие разумных заимствований. Мы считаем важным подчеркнуть, что невозможно пытаться повлиять на те естественные процессы, которые происходят в языке (в том числе, в научном стиле речи). Любой язык развивался, развивается и будет развиваться по своим очень сложным законам. Ему нельзя запретить и нельзя советовать. Потому, возвращаясь к анализируемым понятиям, мы вынуждены признать тот факт, что слово «креативный» становится все более частотным в славянских языках и постепенно расширяет свое значение. Происходит это в силу целого ряда причин, которые, как уже упоминалось, являются предметом изучения лингвистики и психолингвистики. Мы можем назвать такие факторы, как, например, большое влияние на отечественную научную литературу англоязычных научных источников по проблеме креативности, широкое распространение термина «creative» и его производных в мировой научной (и не только научной) литературе. Кроме того, эти слова оказались «удобными» для словообразовательной системы русского и украинского языков. Так, нам удобно склонять по падежам слова «креатив» и «креатор». Аналогичная ситуация происходит со многими частотными терминами иноязычного происхождения, например, «конструктивный», «деструктивный», «адаптивный» и многие другие, бороться с которыми по меньшей мере неразумно,
Не менее важным оказывается и тот факт, что язык, с одной стороны, «любит» обогащаться, а с другой – бережно относится к исконным значениям. В данном случае благодаря иноязычному термину «креативность» у языка появляется возможность сохранить термин «творчество» и его производные для более «высоких целей». В креативные отделы на работу сегодня приглашаются креаторы или креативщики, но не творцы. Специалисты по рекламе должны «выдать креатив», а не творческое произведение. Новый банковский продукт никто «творением», кроме как в шутку, не величает. Но при этом нельзя игнорировать тот факт, что во множестве словосочетаний прилагательные «креативный» и «творческий» давно воспринимаются как синонимичные, И это вряд ли следует оспаривать. Например, в качестве синонимичных рассматриваются словосочетания «творческое решение» и «креативное решение», «творческий подход» и «креативный подход» и т.п. Таким образом, мы настаиваем на разграничении указанных понятий в основном применительно к характеристике личности.