Сравнительный анализ художественной культуры эпохи Возрождения и эпохи Просвещения

Историческая эпоха Роль искусства в общественной жизни Художественные направления Деятели искусства и их произведения Виды искусства, жанры Тема, идея произведений
Эпоха Просвещения          
Эпоха Возрождения          

При проведении обзора по теме: «Литература эпохи Просвещения» ознакомьтесь с творчеством писателей эпохи Просвещения Англии (Д.Дефо, Дж.Свифт), шотландского поэта Р.Бёрнса, Франции (Вольтера, Бомарше). Выявите тематику произведений писателей, проанализируйте, какие проблемы поднимают они на страницах своих романов.

При подготовке презентации выставки художников эпохи Просвещения, ознакомьтесь с творчеством художников А.Ватто, Ж.Шардена, Ж.Давида, У.Хогарта, Дж.Рейнольдса, И.Гейнсборо, отберите, понравившиеся вам произведения и проанализируйте их средства художественной выразительности, идею, жанр, выявите творческую манеру автора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма. – М., 1999.

2. Артамонов С.Д. Бомарше. – М., 1960.

3. Герман М.Ю. Хогарт. – М., 1971.

4. Лукьянов С.А. Украинская и зарубежная культура в схемах и таблицах. Уч. пособие. – Х.: Академия, 2000. – 120 с.

5. Муравьёв В.С. Джонатан Свифт. – М., 1968.

6. Муравьёв В.С. Путешествие с Гулливером. – М., 1972.

7. Петрусевич Н.Б. Статуя Вольтера работы Гудона. – Л., 1970.

8. Райт-Ковалёва Р. Роберт Бёрнс. – М., 1965.

9. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. – М., 1973.

10. Французское Просвещение и революция. – М., 1989.

11. Щелокова О.Ф. Идеи Просвещения в зарубежной художественной культуре. – К.: КГПИ, 1992.

Тема 3.5. Художественная культура Германии, Италии в эпоху Просвещения

Цель: сформировать систему знаний о художественной культуре Германии, Италии в эпоху Просвещения.

1. Раскрыть, в чём сущность просветительского реализма 17-18 вв.

2. Охарактеризовать направление классицизма в архитектуре и живописи ХVIII в.

3. Раскрыть особенности сентиментализма художественной культуры ХУIII в.

4. Проанализировать пути развития инструментальной и вокальной музыки в Италии в эпоху Просвещения (на примере произведений А.Вивальди, Дж.Тартини. Соната «Трели Дьявола», Перголезе «Стабат Матер»).

5. Сделать сравнительный анализ стилей барокко и классицизма.

6. Написать сочинение на тему: «Мой любимый композитор-классик».

Методические рекомендации

Выявите характерные особенности просветительского реализма, его эстетические принципы.

При характеристике классицизма эпохи Просвещения в архитектуре и живописи заполните таблицу:

Особенности классицизма в архитектуре и живописи

Эстетические принципы классицизма  
Характерные особенности архитектуры  
Выдающиеся архитекторы и их творения  
Характерные особенности живописи  
Выдающиеся художники и их произведения  

Выявите эстетические принципы сентиментализма в литературе, живописи, музыке эпохи Просвещения.

Познакомьтесь с творчеством А.Вивальди, ДжТартини, Перголезе и проанализируйте три музыкальных произведения.

При проведении стравнительного анализа стилей барокко и классицизма заполните таблицу:

Сравнительный анализ барокко и классицизма

Название художественного направления Эстетические принципы Архитектура (особенности, художественные образцы) Скульптура (особенности, художественные образцы) Живопись (особенности, художественные образцы) Музыка (особенности, художественные образцы)
Барокко          
Классицизм          

При написании сочинения на тему: «Мой любимый композитор-классик» необходимо составить план сочинения, выстроить его композицию. План должен включать следующие пункты:

1. Вступление (постановка проблемы).

2. Изложение основного материала (особенности развития художественной культуры Византии).

3. Выводы.

Объём сочинения 3-4 страницы печатного текста, набранного 14 кеглем, 1,5 интервал между строк, поля: левое – 3 см., правое – 1,5 см, верхнее, нижнее – 2 см.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникст А. Творческий путь Гёте. – М., 1986

2. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы ХVII–ХVIII вв. – М.,1970.

3. История зарубежной литературы ХVIII века: Страны Европы и США / Под ред. В.П.Неустроева. М., 1984.

4. Ланштейн П. Жизнь Шиллера / Пер. с нем. – М., 1984.

5. Лозинская Л. Фридрих Шиллер. – М., 1960.

6. Лукьянов С.А. Украинская и зарубежная культура в схемах и таблицах. Уч. пособие. – Х.: Академия, 2000. – 120 с.

7. Людвиг Э. Гёте. – М., 1964.

8. Морозов С.А. Бах. – М., 1975.

9. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. – К., 1984.

10. Шахова К.А. Творчество великих европейских художников Х–ХVIII вв. – К., 1980.

Тема 3.6. Романтизм в европейском искусстве

Цель: сформировать систему знаний о художественной культуре романтизма в европейском искусстве

1. Раскрыть содержание исторического направления в романтическом искусстве.

2. Сделать сравнительную характеристику художественной культуры эпохи романтизма и эпохи классицизма.

3. Раскрыть историю создания романов А.Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо».

4. Сделать сравнительный анализ художественного языка классицизма и романтизма в музыке.

5. Составить путеводитель по Дрезденской галерее на тему: «Романтизм в изобразительном искусстве».

Методические рекомендации

Раскройте сущность романтизма как художественного метода, проанализируйте эстетические принципы романтизма.

При проведении сравнительного анализа художественной культуры эпохи романтизма и эпохи классицизма заполните таблицу:

Наши рекомендации