Практикум по специальной психологии
шении процесса интеграции элементов психики. Вмест| тем, можно вполне обоснованно предположить, что при1: на замедления интеграционных процессов (т. е. процесс объединения, установления связей) кроется в соответст]} ющем замедлении или незавершенности процессов дифс ренциации (выделение той или иной функции в качес^ самостоятельного новообразования).
И, наконец, четвертый, наиболее сложный параметр диз тогенеза, определяется особенностями взаимосвязей мея первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, пращ обозначать структурой нарушенного развития. Первичк или ядерные, нарушения представляют собой мало обратил изменения в параметрах работы той или иной функции под i посредственным влиянием патогенного фактора. К вторич* относят нарушения в работе и развитии функций, так или i че связанных с первично нарушенной. И в силу этого втор* ные нарушения, в отличие от первичных, носят обратим^ характер, т. е. поддаются коррекции. Характер взаимосв* первичных и вторичных нарушений можно проиллюст ровать схемой 6.2.
■:■> i 'Ml IIA ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВ
Mi пой несьма упрощенной схеме представлен набор пс мгнч кп\ функций, объединенных в ассоциативные связ Представим себе, что функция под номером 6 первич!
«рушена, тогда связанные с ней функции 9, 3 и 5 будут н ены вторично. При этом всегда указывается, что, ч<
■Неета или иная функция связана с первично наруше! НОЙ,тем более выраженным будет ее вторичное отклон пin-. И наоборот, чем «дальше» функция расположена > Пернично нарушенной, тем более она сохранна. Нарушен к работе функций, непосредственно не связанных с первич, поврежденной, обычно обозначают как третичные или несп пифические нарушения.
Hi чодя из того, что процесс развития есть изменение от№ пиний между разными компонентами психики, можно сд i.i 11. вывод, что набор вторичных нарушений (при одной ГОЙже первично поврежденной функции, у одного и то ■сечеловека) с возрастом будет меняться. Равно как, впр< чем, и то, что одно и то же первичное нарушение (у разнь людей) в разном возрасте может приводить к различным г характеру и тяжести вторичным отклонениям.
(Don юшение первичных и вторичных нарушений часто oni 11 .i i иются через такую характеристику как вектральность. Ш
и киот два вида вектральности. Первый — «снизу вверх» типичный для ситуаций, когда первично нарушена какая-' .•лементарная психическая функция, а вторично недоразв] I веются более сложные, базирующиеся на ее основе функци Диалектика процесса психического развития такова, чт формируясь на базе элементарных функций, более сложнь in к (следствии оказывают на них активирующее влияние. I-этом положении базируется представление о втором виде ве]
[ральности — «сверху вниз», — описывающем ситуации, пг Которых вторичное недоразвитие высших функций оказь нас! обратное, негативное влияние по отношению к бол<
11сментарной, первично нарушенной функции.
Снова возвращаясь к анализу нашей схемы, обратим вш мание на то, что в ситуации первичного нарушения друге
Схема 6.2.Характер взаимосвязи первичных и вторичных нарушен!
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ч MMMI МЛ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВА
функции (в данном случае это функция номер 4), мы noJ чаем набор вторичных отклонений 7, 1 и 5. При этом п^ ледняя фигурировала в качестве таковой и при первич нарушенной функции номер 6. Это свидетельствует о т<) что при разных первичных нарушениях возможны как i ные (специфические), так и общие (неспецифические) клонения. Природа неспецифических отклонений крое1! в общности межфункциональных связей. При этом, н{ все-таки подчеркнуть, что неспецифические отклонен при разных первичных нарушениях никогда не являю! полностью идентичными, ибо речь идет об общности cj зей, но между разными функциями.
Проблема соотношения первичных и вторичных симптод дизонтогенеза не так проста, как может показаться на вый взгляд. В реальной диагностической практике бьп не так легко обнаружить первичное нарушение и отдел^ его от вторичных в силу того, что последние могут быть ве| ма выраженными и тем самым маскируют первичный а птом. В подобных ситуациях не исключена возможной ошибки, при которой вторичные отклонения принимай ся за первичные. Следствием этого могут быть неверн! рекомендации относительно характера и направления кА рекционной работы с ребенком.
Именно поэтому качественная квалификация нарушен! го развития подразумевает дифференциацию, т. е. выделе* трех групп психических функций — первично поврежд^ ных, вторично недоразвитых и сохранных. Иногда в ли] ратуре такое соотношение называют профилем нарушенн\ развития.
Но сложность анализируемой проблемы не ограничивае только вышесказанным. Процесс психического развита* является чем-то однородным, он имеет много сторон, простоты анализа выделим лишь две из них, наиболее в ные. Прежде всего, это онтогенез — возрастные измене! психики, временные масштабы которых измеряются rojj ми. Но между периодами возрастных сдвигов психика не <
troiтчпменной. Возрастные изменения постепенно под i шваются путем накопления более мелких изменений ^■Мпчлсммх понятием «микрогенез», т. е. изменениями
hi.......... непосредственного функционирования психию
I ними момент (актуализация мысли, воспоминания форчиронпнпе перцептивного образа, новое эмоциональ
Hi" i 1 и 1ОЯШ1С И Т. П.).
( п....... пение микро- и онтогенеза психики можно пред
Сиама 6.3. Модель соотношения микрогенеза и онтогенеза психики |
умни и, и виде спирали, где каждый ее виток это микроге Мп. I процесс перехода с одного витка надругой, более вы ««>м ш онтогенез (схема 6.3). При этом надо иметь в вид} •п" и.i спираль живая и обладает особым способом соб i пи мною роста. Каждый предыдущий виток спирали ка] • ■и itp;n i лег, встраивается в последующий как его составная ВЬТЬпо механизму иерархизации. Спираль растет вверх пи. ic юилтельно увеличивая диаметр каждого нового вит
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ка, и одновременно сокращается снизу за счет встраива! предыдущего. Ничего удивительного в подобной модели она просто является иллюстрацией классического филос| ского принципа единства прерывности и непрерывнс любого процесса.
Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает ствовать в какой-то строго определенный момент врем^ постольку он всегда первично поражает именно микрог психики как особую сторону ее развития. Нарушения на; не микрогенеза в виде уже описанных соотношений ных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез,| сторона развития психики, всегда страдает вторично.
Проанализировав свойства нарушенного развития, мы] жем дать его сущностное определение, т. е. такое опредё ние, которое могло бы характеризировать любой вид ди| тогенеза.
Итак, отклоняющееся развитие — это обычное развити\ протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, п<\ генный характер которых превышает компенсаторные можности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяк ся параметры работы отдельных функций или систем наур\ микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднень воения социально-исторического опыта в процессе общен\ деятельности, что создает условия для замедления возрс ного развития.
План семинарского занятия
1. Охарактеризуйте основные параметры дизонтогене^
2. Какие психические функции чаще подвергаются noeij
дению, а какие — недоразвитию? Почему?
3. Какова роль фактора хроногенности в возникновении
клонений в развитии?
4. Что представляют собой первичные нарушения?
•<| 'Ml IIA ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И СВОЙСТВА
Какова природа вторичных отклонений?
Ox.ip.iK к'ризуйте особенности взаимосвязей первичных
и шори'шых нарушений.
11 i каких элементов складывается профиль нарушенно-
l«l |'.i ПИНИЯ?
I in и- общее определение нарушенного развития.