Развития личностных компетенций
Психологический тренинг
Вопросы к зачету:
- Психологический тренинг как метод практической психологии.
- Специфические черты и основные парадигмы тренинга.
- Цели тренинговой группы.
- Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы.
- Понятие о групповой сплоченности, факторы ее определяющие. Качественный и количественный состав тренинговых групп.
- Классификация и основные виды тренинговых групп.
- Основные этапы развития группы в тренинге. Особенности развития групп с управляемой и неуправляемой динамикой.
- Основные роли ведущего тренинга. Стили руководства группой.
- Проблема личностного роста в различных концепциях личности (гуманистическиая, когнитивно-феноменологическая, всевозрастной подход и др.).
- Механизмы и психологические структуры личностного роста (самопознание, самопобуждение, программирование профессионального и личностного роста, самореализация).
- Подходы к определению целей тренинга личностного роста в группах с различной психологической ориентацией.
- Психологический портрет развитой личности (основные представления о чертах, присущих развитой, здоровой личности в зарубежных теориях личности К.Юнга, Г.Олпорта, К.Роджерса, А.Маслоу).
- Методы диагностики уровня развития личности.
- Барьеры самопознания и саморазвития (внешние объективные, внешние субъективные, внутренние объективные и внутренние субъективные).
- Резервы личностного роста.
- Специфика проведения тренингов личностного роста.
- Общая характеристика методов, стимулирующих творчество.
- Подходы к исследованию креативности. Черты творческой личности.
- Методы и методики диагностики креативности.
- Возможности использования тренинга креативности в обучении.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Сб. науч. тр. НИИ ОПП АПН СССР. - М., 1983.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста.- М: Международная педагогическая академия, 1995.
3. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике.- СПб.: Речь,2005.-283с.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во Ось-89, 2003.- 224с.
5. Вачков И. Такие разные группы…// Школьный психолог. - 2002.- № 11,13,19.
6. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. Курс лекций.// Школьный психолог.-2004.- № 33,35,37,39,41,43,45.47.
7. Вачков И. Трамплин для самоизменения // Школьный психолог.-2001.- № 34.- с.14-15.
8. Вачков И. Инструкция по проведению тренинга, или советы бывалого, которые можно со спокойной совестью игнорировать// Школьный психолог.-2001.- № 42.- с8-9.
9. Вачков И. Пять мифов о психологических тренингах// Школьный психолог.-2003.- № 37.- с.7.
10. Вачков И. Загадочное слово «тренинг»// Школьный психолог.-2003.- № 39.- с.8-9.
11. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та- М.: Совершенство.1997.- 171с.
12. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации.- СПб.: Речь,2001.-40с.
13. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
14. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. - М.: Всероссийский центр по проблемам общения. - 1990.- 212с.
15. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками .- М.: Академия, 20
16. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр", 2001.
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –512с.
18. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М. - Воронеж, 2000.
19. Петровская Л.А. Компетентность в общении (социально-психологический тренинг). - М., 1986.
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982.
20. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе( методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек).- 3-е изд.- М.: Академический Проект,2004.-256с.
21. Практикум по социально-психологическому тренингу, 3-е изд., испр. и доп./ Под. ред. Б.Д. Парыгина.- СПБ: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 352с.
22. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2000 .
23. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 2000.
24. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М., 1991.
25. Психология влияния: Хрестоматия./ Сост. А.В. Морозов.- СПб.: Питер,2000.-512с.
26. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга.- Спб.: Речь,2005.-224с.
27. Растянников П.В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения// В кн. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ под. ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.-2-е испр. изд.- М.: Смысл,1996.- С305-334.
28. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов- н/ Д.: Феникс, 1996.- 512с.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. /Пер. с англ.-СПб., 2001.
30. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1997.
31. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. - Дубна: «Феникс».1996.- 160с.
32. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции. консультирование, тренинги.- М.: Интор.1997.- 192с.
33. Самоукина Первые шаги школьного психолога. Психологический трениг.- Дубна: ООО Сартан Г.Н.
34. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психологические упражнения и коррекционные программы). -М., 1992
35. Как встать на путь тренера// Психологическая газета –2004.- № 9,10.
36. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебн. пособ. - М.: Изд-во Института психотерапии.2002.-224с.
37. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2001.-256с.
38. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь,2003.-208с.
39. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. – М.: Генезис,2001.- 240с.
40. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х т. /Пер. с нем. - М.: Генезис, 1998.
41. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2002.
42. Фрпель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. Пер.с нем.- М.: Генезис,2003.-160с.
43. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем.- 2-изд.- М.: Генезис,2004.-267с.
44. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гиштальт. - Мн.:Изд-во В.П. Ильин,1998.-352с.
45. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.-СПб, 2000.
46. Шевцова А. Анатомия тренинга// Психологическая газета.-2003.- № 7-8.- С28-31.
47. Шевцова И.В. Тренинг личносного роста.- СПб: Речь,2003.- 144с.
Дополнительная литература
1. Биркенбиль Ф.В. Коммуникативный тренинг: Наука общения для всех. / пер. с нем. Н. Чупеева. - М.,: ФАИР- ПРЕСС, 2002.
2. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.
3. Ковалев Г.А., Коряк Н.М, Петровская Л.А. Проблемы активного социального обучения. - Вопросы психологии, 1982, № 5 с. 166-167.
4. Ковальчук Г.А., Петровская Проблема группового тренинга в зарубежной психологии. - Вопросы психологии, 1982 №2 с. 140-146.
5. Козьяков Р.В. Упражнения для развития компетентности в общении. -Тула, 2000
6. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем., 2000.
7. Лингарт И. Перлаки И. Модель активного социального учения. - Вопросы психологии, 1977. - № 6, с.30-39
8. Лоос В.Г. Об Активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов (методические вопросы). - Психологический журнал., 1982, т. 3, №5 с. 73-81.
9. Методы социальной психологии. / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. - Л., 1997.
10. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: Академия, 1996.-224с.
11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянникова П.В. Диагностика и развитие компетенции в общении. - М.1990.
12. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие.- Спб.: Речь, М.: Смысл,2002.-80с.
13. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - Спб.: Речь.2003.- 144с.
14. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург.1997.
15. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - 3-е изд. ,стер.- М.: Генезис.1999.-191с.
16. Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге.- СПб.: Питер,2001.- 208с.
17. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия: Практические рекомендации. - М.: ТЦ сфера, 1999.- 128с.
18. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного роста. - М. - Воронеж, 1997.
19. Рай Л. Развитие навыков тренинга.- Спб.: Питер,2002.-208 с.
20. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- Спб: питер.2001.- 176с.
21. Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. - СПб.: Речь,2003.- 160с.
22. Сидоренков А.В. Психологический механизм динамики малой группы: интеграция и дезинтеграция// Вопросы психологии.-20004.- № 5.- С.6371.
23. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго,1996.-192с.
24. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности// Психологический журнал. - 1998.- № 2.- с.144-160.
25. Туник Е. Опросник креативности Джонсона// Школьный психолог.-2000.-№ 47.- с.8.
26. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления// Школьный психолог.- 2001.-№ 45 (книга в газете).