Социально-личностных компетенций выпускника

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________В.В. Шлыков

«___»______________2014 г.

Регистрационный № УД_______/р.

Интегрированный модуль «Экономика»

(Социология)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальностей

профиля А – Педагогика

Кафедра политологии и права

Курс в соответствии с учебными планами факультетов

Семестр соответствии с учебными планами факультетов

Лекции 12 часов Экзамен +

Практические (семинарские)

занятия 6 часов Зачет

Лабораторные

занятия – Курсовой проект (работа)

Аудиторных часов

по учебной дисциплине 18

Всего часов Форма получения высшего

по учебной дисциплине 144 образования дневная, заочная

Составила Шушунова Т.Н., кандидат социологических наук, доцент

2014 г.

Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30 июня 2014 года. Регистрационный № ТД-СГ.021/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой политологии и права

28.08.2014 г. протокол № 1

Заведующий кафедрой

______________Г.В. Корзенко

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методической комиссией кафедры политологии и права

29.08. 2014 г. протокол № 1

Председатель

____________ Е.В. Ефимович

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист учебно-методического управления БГПУ

____________ Г.И. Шкнай

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по интегрированному модулю «Экономика», включающему обязательную дисциплину «Социология».

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение обязательного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов с высшим образованием.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» обеспечивает понимание сущности социально-экономических явлений и процессов, происходящих в мире и белорусском обществе, и применение будущими специалистами полученных знаний в практической деятельности. Их изучение позволит сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.

Междисциплинарные связи в обязательном модуле «Экономика» определены государственной задачей реализации социально-экономической стратегии устойчивого инновационного развития Республики Беларусь. Подготовка кадров высшей школы для решения задач инновационного развития и формирования экономики знаний предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода. Это позволит сформировать целостное системное мировоззрение для профессионального анализа процессов и явлений в экономике и социуме. При преподавании обязательных учебных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» в рамках обязательного модуля «Экономика» необходимо обратить внимание на выявление фундаментальной взаимосвязанности экономического и социального развития общества.

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных. Учебная дисциплина «Социология» предназначена для подготовки студентов на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям. Она направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений и приобретение практико-ориентированных умений.

Общие требования к формированию

социально-личностных компетенций выпускника

Основной целью социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждении высшего образования выступает формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

– принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

– принцип научности, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

– принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

– принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

– принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

– обладать качествами гражданственности;

– быть способным к социальному взаимодействию;

– обладать способностью к межличностным коммуникациям;

– уметь работать в команде.

Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:

– владение методами системного и сравнительного анализа;

– сформированность критического мышления;

– умение проектировать и прогнозировать;

– умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни;

– сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества.

Наши рекомендации