Работа над публичным выступлением

Хорошая подготовка к речи – это один из гарантов успеха. Благодаря подготовке, говорящий чувствует себя увереннее, не боится вопросов. Во время подготовки можно досконально продумать и структурировать содержание речи, проверить правильность текста, разработать приёмы захвата внимания слушателей. Готовясь к выступлению, оратор глубже познаёт предмет, сживается с ним, проводит ментальную (мысленную) репетицию, адаптирует содержание речи и словесное выражение мыслей к особенностям слушателя.

Этапы Ступени Содержание ступеней
Докоммуникативный этап 1. Знакомство с темой Выбор темы, осмысление, разбивка на микротемы
2. Разработка концепции Осмысление предмета речи, формирование общего видения предмета, сбор и систематизация материала, соединение накопленного человечеством опыта с собственным видением и формирование позиции
3. Составление портрета аудитории Анализ аудитории на основании социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных признаков
4. Разработка стратегии выступления Определение целей выступления, выбор круга рассматриваемых вопросов, формулирование основных идей (тезисов)
5. Разработка тактики выступления Выбор способа доказательств, нахождение доводов, продумывание приемов активизации слушателей
6. Речевое оформление Составление плана, работа над текстом, украшение речи, проверка и корректировка текста
7. Запоминание и репетиция Отработка всех приёмов воздействия на слушателей
Коммуникативный этап 1.Установление контакта со слушателями Составление первого впечатления об аудитории, приветствие, дружеская увертюра
2. Произнесение речи Использование всех вербальных и невербальных средств в целях общения, оценка реального состава слушателей, корректировка того, что составлено на предыдущих этапах с учётом ситуации и реального состава слушателей, их реакции на происходящее. На коммуникативном этапе важную роль играет умение выступающего установить обратную связь с аудиторией. Наблюдая за слушателями, мы видим их реакции одобрения или неодобрения, понимания или непонимания, согласия или несогласия. Эти реакции проявляются через вопросы, реплики, уточнения, позу, взгляд, мимику и жесты слушателей. Например, кивки говорят об одобрении, а приподнятые брови – об удивлении или недоумении
3. Завершение контакта Ответы на вопросы, побуждение к дальнейшему осмыслению предмета речи; прощание
Посткоммуникативный этап Анализ эффективности выступления Анализ первичных ощущений (рефлексия), самоанализ, выявление причин успеха и неудач, выводы на будущее

Управление вниманием

Внимание – это сосредоточенность всех процессов нашей психики на каком-то объекте и отвлечение от других объектов.

Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память концентрируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным или в поле его зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то появляется послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго.

Существуют специальные приемы,позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне.

· Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.

· Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

· Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию.

· Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность.

· Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

· Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.

· Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».

· Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

· Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).

· Вспомните цитату из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

· Аудиовизуальные приёмы, как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.

· Психологические приемы: Примените приём создания неожиданного эффекта – шоковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.

Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятельность, то есть используйте прием «чучело оппонента».Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!

Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологическую паузу, дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса.

Используйте сходства между объектами в некотором отношении, примените приём аналогии.

Наши рекомендации