Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника

Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих ре­шение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Сформированность у выпускника социально-личностных компе­тенций способствует развитию социально-профессиональной компе­тентности как интегрированного результата образования в вузе.

Общие требования к формированию социально-личностных ком­петенций выпускника определяются следующими принципами:

· принципом гуманизации как приоритетным принципом образо­вания, обеспечивающим личностно-ориентированный характер обра­зовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

· принципом фундаментализации, способствующим ориента­ции содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выяв­ление сущностных оснований и связей между разнообразными про­цессами окружающего мира, естественно-научным и гуманитарным знанием;

· принципом компетентностного подхода, определяющим си­стему требований к организации образовательного процесса, направ­ленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и си­туаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменя­ющихся жизненных условиях;

· принципом социально-личностной подготовки, обеспечива­ющим формирование у студентов социально-личностной компетент­ности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-твор­ческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

· принципом междисциплинарности и интегративности со­циально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечи­вает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами соци­ально-гуманитарной подготовки выпускник вуза при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

· культурно-ценностной и личностной ориентации;

· гражданственности и патриотизма;

· социального взаимодействия;

· коммуникации;

· здоровьесбережения;

· самосовершенствования.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник дол­жен развить следующие метапредметные компетенции:

· владение методами системного и сравнительного анализа;

· сформированность критического мышления;

· умение работать в команде;

· владение навыками проектирования и прогнозирования;

· сформированность личностных качеств: самостоятельность, от­ветственность, организованность, целеустремленность, а также мо-тивационно-ценностных ориентации;

• умение учиться, постоянно повышать квалификацию.

2)Цели и задачи учебной дисциплины «Политология»

В общей системе дисциплин социально-гуманитарного цикла по­литология занимает свое особое место. Изучение политологии по­зволяет студенту понять мир политики, совокупность властных от­ношений как источник и механизм организации совместной жизни людей, целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и в мировом сообществе.

В условиях развития Республики Беларусь как суверенного госу­дарства политическое образование является основой формирования патриотического мировоззрения будущего специалиста, помогает ему выработать стратегию своей жизнедеятельности. Овладение политологическими понятиями и категориями, отображающими объективные тенденции развития общества, способствует формиро­ванию навыков выбора эффективных управленческих решений в ус­ловиях меняющегося мира.

Теоретическая направленность курса сочетается с анализом ре­альных политических отношений, которые рассматриваются в единстве и взаимозависимости с экономическими, социальными, культур­ными, историческими аспектами общественной системы.

Основные цели преподавания дисциплины:

· формирование личности студента как гражданина, политически образованного, с развитым политическим мышлением;

· утверждение социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;

· развитие прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли.

Задачами изучения дисциплины являются:

· усвоение студентами основных политологических понятий и проблем, формирование соответствующих компетенций - предметных и
операциональных;

· развитие устойчивого интереса к общественно-политическим процессам, стремления к политическому самообразованию;

· ориентирование студентов на осмысление и анализ политичес­ких процессов, протекающих в стране и мире;

· утверждение гражданственности, активной личностной позиции будущих специалистов в решении общественно-политических и про­фессиональных проблем;

· формирование навыков принятия управленческих решений, по­нимания тенденций развития сфер общественной жизни, политики государства, реализуемой в конкретных областях (сельского хозяй­ства, здравоохранения, образования, спорта и т. д.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные теоретико-методологические проблемы политологии;

· ключевые подходы к анализу политических явлений, методы по­литических исследований;

· специфику формирования и функционирования политической си­стемы Республики Беларусь;

· природу и сущность государства, политической власти, ее субъектов и объектов, взаимоотношения политики с другими сферами общества;

· специфику политических процессов, тенденции развития совре­менного мира;

· сущность и функции политического сознания, политической куль­туры, основные идеологические течения.

Выпускник должен уметь:

· формировать и аргументировать свою политическую позицию;

· анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;

· участвовать в функционировании политической системы обще­ства как избиратель, гражданин, проявлять культуру политического участия;

· взаимодействовать с государственными структурами, форму­лировать собственные интересы и выражать их через структуры гражданского общества;

· применять политологические знания к решению профессиональ­ных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы обще­ственной жизни;

· воспитывать в себе лидерские качества, стремиться к достой­ному выполнению своего гражданского и профессионального долга;

· оценивать перспективы развития современных политических процессов, предлагать пути решения возникающих проблем;

· осуществлять поиск и анализ необходимой информации, оцени­вать ее значимость, использовать в процессе принятия решений.

Требования к предметным компетенциям выпускника учитыва­ют, что понимание политического аспекта экономических, экологи­ческих, культурных, технических проблем весьма важно для буду­щего специалиста, участвующего в процессе принятия управленчес­ких решений. Изучение, понимание сложных политических проблем профессионально необходимы специалистам разных сфер.

ТЕМА 2: Становление и развитие политической науки.

2.1.Политическая мысль Древнего Востока.

2.2.Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

2.3.Политическое учение Средневековья.

2.4.Политическая мысль эпохи Возрождения XIV-XVI в.в.

2.5.Политическая мысль Нового времени.

2.6.Политическая мысль России X-XIX в.в.

2.7.Политическая мысль Беларуси X-XIX в.в.

2.8.Основные направления современной политологии.

Наши рекомендации