Критерии оценки зашиты медико-социального досье семьи
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ДОСЬЕ СЕМЬИ
1. Состав семьи:
Глава семьи (Ф.И.О., возраст)______________________________________________
________
Члены семьи _____________________________________________________________
(Ф.И.О., возраст, степень родства по отношению к главе семьи)
1___________________________________________________________________
2___________________________________________________________________
3_________________________________________________________
2. Образовательный ценз членов семьи:
Для студентов - указать учебное заведение
Для школьников - указать год обучения
Для детей дошкольников - указать с какого возраста посещает детское учреждение
3. Семейное положение членов семьи:
- состав семьи (тип семьи: большие и малые, полные и неполные);
- численность семьи, число поколений;
- имеются ли одинокие матери, вдовы, разведенные;
- являются ли брак повторным;
- наличие сводных и общих детей.
4. Место работы членов семьи:
Для работающих - работает по специальности или не
Их ожидания при получении специальности, степень воплощения ожиданий.
5. Профессиональный маршрут пенсионеров и работающих:
Где работал в течение профессиональной деятельности. Особо обратить внимание на работу в тяжелых климатических условиях, работу с профессиональными вредностями, наличие производственных травм, стрессов и др.
6. Материальное обеспечение семьи:
Среднемесячный доход на одного члена семьи.
Его соотношение со стоимостью производственной корзины на момент обследования (ниже, выше).
Помогает ли семья материально другим отдельно живущим членам семьи?
Помогают ли материально родственники данной семье? Имеют ли члены семьи алиментные обязательства?
7. Бюджет семьи:
Из чего складывается бюджет семьи:
- заработанная плата;
- пособия;
- дополнительные заработки;
- льготы, возможность получения продуктов питания со скидкой и т.п.
8. Расходование бюджета:
• продукты питания (% расходования бюджета);
• в приобретение сезонной одежды (% расходования бюджета);
• возможности оплаты летнего отдыха, пребывания на курорте, отдыха детей (% расходования бюджета);
• возможность получения платных медицинских услуг, заключение договора о добровольном медицинском страховании;
• возможность получения платных образовательных услуг (% расходования бюджета);
• организация досуга: развлечения, посещение театров, приобретение книг, посещение музеев и т. п. (% расходования бюджета).
Кто в семье планирует расходы и распоряжается бюджетом?
9. Питание семьи:
Охарактеризовать обычный рацион семьи, по калорийности, по наличию основных нутриентов, но технологии приготовления пищи. Диетические привычки и пристрастия.
Возможность регулярного приема пищи для каждого члена семьи. Различается ли дневное меню членов семьи, и если да, то почему?
10. Бытовые условия семьи:
Характеристика жилища (отдельный дом, квартира в многоквартирном доме, комната в коммунальной квартире и пр.).
Объем жилой площади, сколько квадратных метров приходится на одного члена семьи?
Этажность, планировка, возможность организации индивидуальных зон. Санитарно-гигиеническое состояние жилища.
Общие коммунальные удобства (лифт, мусоропровод, горячее и холодное водоснабжение, отопление и т.д.). Характеристика прилегающей территории к дому, наличие крупных транспортных магистралей, промышленных предприятий, нефтехранилищ, мусорных свалок, парковых зон и водоемов и т.п.
11. Наличие дачи, садового участка, огорода:
Служит ли это подспорьем или источником расходов, решает ли это проблему отдыха?
12. Наличие автотранспортных средств:
13. Осуществление обслуживания семьи:
Как осуществляется обслуживание:
- уборка, стирка, приготовление пищи;
- имеется ли разделение труда в семье?
Кто осуществляет уход за больными: хрониками, детьми, инвалидами? (если таковые есть в семье).
14. Вредные привычки членов семьи и их влияние на семью в целом:
Занятия спортом
Кто из членов семьи занимается спортом? Каким видом спорта?
Влияют ли занятия спортом на бюджет семьи?
16. Другие увлечения членов семьи:
17. Специальные показатели состояния здоровья семьи:
Генеалогическое дерево семьи (не менее 4-х поколений) с указанием наследственных заболеваний.
17.1. Данные сестринского обследования членов семьи:
Для взрослых членов семьи:
Ф.И.О.__________________________________________________________________
Возраст _________________________________________________________________
Причины сестринского наблюдения _________________________________________
Масса тела _____________________________________________________________
Рост _________________________________________________________________
Аллергические и другие необычные реакции
на лекарства _____________________________________________________________
на пищу _______________________________________________________________
другие моменты __________________________________________________________
Замечания ______________________________________________________________
Примечание: наличие или отсутствие проблемы отметить словами «Да» или «Нет» (в кружочке).
1. Дыхание:
имеются ли проблемы с органами дыхания о ДА о НЕТ:
Замечания:
Одышка о ДА о НЕТ
Число дыханий__________ в мин.
Частота пульса___________ / мин.
о регулярный о нерегулярный
АД________________ мм рт. ст.
Цвет/теплота/чувствительность конечностей
Замечания:_______
Является ли курильщиком? о ДА о НЕТ
Замечания (сколько раз в день курит):_______________________________________________
Кашель о ДА о НЕТ
Требуется ли кислород? о ДА о НЕТ
Требуется ли специальное положение в постели? о ДА о НЕТ
2. Питание и питье:
Хороший ли аппетит? о ДА о НЕТ
Требуется ли специальный совет по поводу диеты? о ДА о НЕТ
Является ли диабетиком? оДА о НЕТ
Если да, то, как регулируется заболевание____________________________________________
Пьет жидкости:
ДА НЕТ
Достаточно о о
Ограниченно о о
Много о о
Водный баланс___________________________________________________________________
Замечания:______
Потребление алкоголя_____________________________________________________________
Замечания:______
Имеются ли зубы: о ДА о НЕТ
о верх →
о низ →
о полностью →
Замечания:______
Имеются ли съемные зубные протезы: о ДА о НЕТ
о верх →
о низ →
о полностью →
Замечания:
3. Физиологические отправления:
Функционирование мочевого пузыря (частота, ночное время):_________________________
Функционирование кишечника (регулярность)______________________________________
Используются легкие слабительные средства о ДА о НЕТ
Указать, какие__________________________________________________________________
Искусственное отверстие (колостома, цистостома) о ДА о НЕТ
Замечания (какие используются устройства):
Постоянный катетер о ДА о НЕТ
Недержание мочи о ДА о НЕТ
Недержание кала о ДА о НЕТ
Замечания: (дать комментарии по любому случаю отступления от обычных ус-
ловий) _______________________________________________________________
4. Двигательная активность:
о Зависим: о полностью
о частично
о Независим
Применяются приспособления при ходьбе? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
Существуют ли какие-либо сложности? о ДА о НЕТ
Замечания: _____________________________________________________________
Как далеко Вы можете ходить пешком? ____________________________________
Замечания: ______________________________________________________________
Передвижение с помощью
о 2 чел. о 1 чел.
Ходьба пешком с помощью
о2чел. о 1 чел.
Ходьба без посторонней помощи о ДА о НЕТ
5. Сон, отдых:
Обычная картина сна (часы, время, снотворное, алкоголь):
________
Спит в кровати о
в кресле о
Число подушек: __________________________________________________________
Нуждается в отдыхе в кровати? о ДА оНЕТ
Как долго? ______________________________________________________________
Трудности: ______________________________________________________________
6. Способность одеться, раздеться, выбрать одежду:
Личная гигиена
Способен ли одеваться и раздеваться самостоятельно? о ДА о НЕТ
Имеются ли трудности при:
раздевании ДА НЕТ
одевании о о
о Зависим о о
о Независим о о
Замечания: ______________________________________________________________
Пользуется ли помощью? о ДА о НЕТ
Замечания (какая помощь необходима): ______________________________________
Заботится ли о своей внешности? о ДА о НЕТ
Обычные мероприятия:
мытье тела, одевание (способность выполнять): _______________________________
гигиена рта (состояние рта): ________________________________________________
состояние кожи (язвы, сухость): ____________________________________________
Замечания: ______________________________________________________________
Имеет ли возможность выбора одежды? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
Оценить риск развития пролежней (сумма баллов): ____________________________
Имеется ли давление на костные выступы? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
7. Способность поддерживать нормальную температуру тела:
Температура тела:
ДА НЕТ
повышенная о о
пониженная о о
В момент обследования t°С
Замечания: ______________________________________________________________
8. Способность поддерживать безопасность:
Может ли поддерживать самостоятельно свою безопасность?
о ДА о НЕТ
Замечания: ____________________________________________________________
Имеются ли какие-либо двигательные или сенсорные отклонения (недостатки)?
о ДА о НЕТ
Замечания: __________________________________________________________
_____________________
Имеются ли какие-либо трудности в понимании? о ДА о НЕТ
Замечания:_____
Ориентирован ли во времени и в пространстве? о ДА о НЕТ
Замечания: __________________________________________________________
При необходимости оценить риск падения: ________________________________
Замечания: ____________________________________________________________
9. Труд и отдых:
Трудоспособность сохранена о ДА о НЕТ
Есть ли потребность в работе? о ДА о НЕТ
Приносит ли работа удовлетворение? о ДА о НЕТ
Замечания: _____________________________________________________________
Предпочтительный вид отдыха ___________________________________________
Есть ли возможность отдыхать? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
Увлечения: __________________________________________________________
Есть ли возможность реализовать свои увлечения? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
10. Возможность общения:
Разговорный язык ____________________________________________________
Имеются ли трудности при общении? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
Имеются ли трудности со слухом? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
Нужен ли слуховой аппарат? о ДА о НЕТ
На какое ухо _____________________________________________________________
Есть ли нарушения зрения? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
ДА НЕТ
о о
Очки о о
Контактные линзы о о
Имеются от отклонения от нормы? о ДА о НЕТ
Замечания: ______________________________________________________________
Для детей:
I.
1. Ф.И.О. ребенка _________________________________________________________
в том числе ими, к которому он привык ______________________________________
2. Дата рождения _________________________________________________________
3. Возраст _______________________________________________________________
4. Социальные данные: воспитывается дома, в детском учреждении, посещает датский сад, школу ___________________________________________________
5. Дополнительная занятость (кружки, секции, спецшколы) _____________________
________
6. Кто осуществляет уход за ребенком _______________________________________
7. Причина сестринского наблюдения за пациентом ____________________________
________
8. Особенности речи (как обозначает свои потребности в еде, питье, физиологических отправлениях) ________________________________________________________
________
9. Данные антропометрии:
Масса тела ____________________ Рост ____________________________________
Окружность головы ____________ Окружность груди ________________________
Замечания: ______________________________________________________________
10. Аллергические и другие необычные реакции:
на пищу _________________________________________________________________
на лекарства _____________________________________________________________
Замечания: ______________________________________________________________
II.
1. Дыхание:
ЧДД _________________ Ритм ______________ Носовое дыхание ________________
Курение _______________________ Пассивное курение _______________________
Одышка _______________________ Кашель _________________________________
Замечания: ______________________________________________________________
2. Питье:
Рекомендовано врачом ____________________________________________________
Фактически получает _____________________________________________________
Питание:
Режим питания и рацион | Запрещенные продукты |
Замечания _______________________________________________________________
Физиологические отправления:
Мочеиспускание (кратность, цвет, прозрачность, запах) ________________________
________
Замечания _______________________________________________________________
Дефекация (частота, цвет, консистенция, объем) _______________________________
________
Осуществление личной гигиены после физиологических отправлений ___________
________
Замечания _______________________________________________________________
Движения (объем движений в суставах) ______________________________________
Двигательная активность (сохранена, ограничена) _____________________________
Замечания ___________________________________________________________
Сон, отдых:
Продолжительность дневного сна ___________________________________________
Продолжительность ночного сна ____________________________________________
Засыпание _______________________________________________________________
Просыпается ли ночью (да, нет, сколько раз, возможные причины) _______________
________
Замечания: ______________________________________________________________
6. Способность одеться, раздеться, выбрать одежду. Личная гигиена:
Зависимость при одевании и раздевании _____________________________________
Осуществление утреннего туалета __________________________________________
Подмывание _____________________________________________________________
Мытье в ванне, под душем _________________________________________________
Замечания _______________________________________________________________
Уход за полостью рта _____________________________________________________
Состояние кожи __________________________________________________________
Замечания _______________________________________________________________
7. Способность поддерживать нормальную температуру тела:
Температура тела _______ Температура воздуха в помещении __________________
Замечания _______________________________________________________________
8. Способность поддерживать безопасную окружающую среду:
Знают ли родители, как поддержать безопасность ребенка ______________________
Может ли самостоятельно поддерживать свою безопасность ____________________
Замечания _______________________________________________________________
Имеются ли какие-либо двигательные или сенсорные нарушения ________________
Имеются ли трудности в понимании _________________________________________
Ориентирован ли во времени и пространстве _________________________________
Замечания _______________________________________________________________
9. Потребность трудиться и отдыхать:
Способность учиться сохранена ____________________________________________
Замечания _______________________________________________________________
Есть ли возможность реализовать свои увлечения _____________________________
Замечания: ______________________________________________________________
Есть ли возможность отдыхать _____________________________________________
Замечания _______________________________________________________________
Игрушки, их подбор ______________________________________________________
Замечания _______________________________________________________________
10. Возможность общения:
Разговорный язык ________________________________________________________
Особенности речи ________________________________________________________
Нарушения слуха _________________________________________________________
Нарушения зрения ________________________________________________________
Замечания _______________________________________________________________
18. Психологический климат семьи:
• взаимопонимание членов семьи;
• психологическая готовность семьи к принятию нового члена или к рождению ребенка;
• отношение членов семьи к больным с хроническими заболеваниями и лицам с ограниченными возможностями;
• психологический комфорт или дискомфорт от необходимости совместного проживания;
• стрессы и роль семьи в возникновении и в борьбе с ними;
• потребность семьи в квалифицированной психологической помощи.
19. По оказанию сестринской помощи к приоритетным семьям в связи с особыми потребностями относятся:
1) по медико-биологическим характеристикам:
• семьи с ребенком с ограниченными возможностями (инвалидом):
• семьи с родителями, страдающими хроническими заболеваниями;
• семьи с психическими больными;
• семьи, в которых отмечались случаи невынашивания беременности, преждевременных родов, смерти ребенка в неонатальном и постнатальном периоде, частых абортов, рождение детей с низкой или высокой массой тела;
• часто и многоболеющие семьи;
2) по социально-демографическим признакам:
• неполные семьи;
• многодетные семьи;
• юная мать с ребенком;
• семьи с внебрачными детьми;
• семьи с первенцем у матери старше 35 лет;
• семьи-мигранты;
• большие традиционные семьи;
3) по социально-гигиеническим параметрам:
• малообеспеченные семьи с неблагоприятными жилищными условиями;
• семьи, родители которых имеют низкий образовательный уровень;
• семьи с неблагоприятными тяжелыми условиями труда родителей:
• семьи с вредными привычками и нездоровым образом жизни, факторами риска;
• семьи с низким качеством ухода за детьми;
• семьи нездоровые в психологическом отношении и др.
20. Программа поддержания здоровья, семьи и способы достижения здоровья
семьи:
• планирование семьи;
• возможные пути решения социально-экономических проблем, связанных со здоровьем;
• своевременное лечение выявленных заболеваний;
коррекция проблем, выявленных при сестринском обследовании отдельных членов семьи (план).
Критерии оценки зашиты медико-социального досье семьи
5 (отлично) – студент методически правильно и полно провел сестринское обследование семьи, используя все доступные источники информации, выявил настоящие и потенциальные проблемы как семьи в целом, так и отдельных ее членов, определяя приоритетные; поставил реальные цели и грамотно их сформулировал, составил план вмешательства, своевременно оценил его результаты и провел коррекцию (в случае необходимости); сформулировал выводы, в которых дал характеристику данной семьи, определил ее положение в обществе, наметил основные направления сестринской деятельности по сохранению и укреплению здоровья семьи.
4 (хорошо) –студент методически правильно, но неполно провел сестринское обследование семьи, используя все доступные источники информации, выявил настоящие и потенциальные проблемы как семьи в целом, так и отдельных ее членов, определяя приоритетные; поставил реальные цели и грамотно их сформулировал, составил план сестринских вмешательств не в полном объеме, своевременно оценил его результаты и провел коррекцию (в случае необходимости); сформулировал выводы, в которых дал характеристику данной семьи, определил ее положение в обществе, наметил основные направления сестринской деятельности по сохранению и укреплению здоровья семьи.
3 (удовлетворительно) – студент неполно провел сестринское обследование семьи, не использовал все доступные источники информации, не выявил основные проблемы семьи как в целом, так и отдельных ее членов, неверно определил приоритетные проблемы; составил неполный план сестринских вмешательств и неверно оценил его результаты; допустил ошибки в выводах, характеризуя данную семью и намечая основные направления сестринской деятельности по сохранению и укреплению здоровья семьи.
2 (неудовлетворительно) - студент не владеет методикой сбора информации о семье, упустил существенные данные, не выявил основные проблемы семьи как в целом, так и отдельных ее членов, не смог определить приоритетные проблемы, составил неполный, малоэффективный план сестринских вмешательств, не смог сформулировать выводы.