Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»

Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»

(ГБУ АО «Центр «Надежда»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ АО «Центр Надежда»

___________Т.А. Соколова

« » декабря 2016 г.

Дополнительная общеобразовательная просветительская программа

«Восстановительные технологии для обучающихся»

Авторы - составители:

Дунаева Е.А.,

заведующий

отделением медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Хованская Т. В.,

педагог-психолог

отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Герасимова Д.Е.,

педагог-психолог

отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Архангельск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Восстановительные технологии для обучающихся» (далее – Программа) является дополнительной общеобразовательной программой просветительской направленности.

Программа предусматривает получение новой компетенции, необходимой для работы обучающихся в школьной службе примирения в качестве медиаторов-ровесников.

Актуальность и перспективность Программы

Программа направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, обучающихся в образовательных организациях.

Школьная служба примирения (далее - ШСП) – служба, состоящая из работников образовательной организации, обучающихся и их родителей, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри образовательной организации.

Практика школьных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «круг сообщества» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.

Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей.

Концепция школьной службы примирения базируется на трех основных положениях: конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то, наверное, его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают обучающиеся, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и могут пригодиться волонтерам школьных служб примирения в их дальнейшей жизни.

Кураторы школьных служб примирения из числа педагогических работников с 2014 года проходят обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам Архангельского областного института открытого образования либо ГБУ АО «Центр «Надежда». В течение трех лет обучено около 150 специалистов.

Создание ШСП предполагает в доступной для обучающихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

Вместе с тем отсутствует единый подход для обучения восстановительным технологиям несовершеннолетних обучающихся. Потребность в таком обучении значительна.

Настоящая Программа ориентирована на обучение подростков на местах силами педагогов, прошедших обучение восстановительным технологиям и имеющих опыт практического проведения восстановительных процедур. Взрослыми медиаторами акцент должен быть сделан на овладение несовершеннолетними такими наиболее актуальными восстановительными технологиями, как восстановительная медиация и круги сообщества. Планируемое время на реализацию Программы составляет 18 академических часов.

Результатами реализации мероприятий, предусмотренных Программой, являются:

- создание благоприятных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей и подростков, вовлекаемых в школьные конфликты, создание новой, более эффективной системы защиты детей всех возрастов и групп, включая детей, относящихся к группам риска, оказания им помощи, обеспечения и гарантирования их прав и интересов;

- создание эффективной системы профилактической работы с детьми;

- оздоровление психологической обстановки в образовательных организациях. Снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений, в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества в целом, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Развитие школьных служб примирения является важнейшей социальной инновацией, которая востребована жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Нормативно-правовые и методические основания Программы

Указ Президента Российской Федерации № 761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» провозглашает создание дружественного к ребенку правосудия, одним из элементов которого назван приоритет восстановительного подхода. Предусматривается «организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которой предусмотрено «оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных». В числе правовых механизмов названо: «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования». Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника школы»), среди которых «способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».

При разработке указанной программы использован норвежский курс обучения медиаторов, методики Межрегиональной общественной организации «Общественный центр «Судебно - правовая реформа»

(г. Москва), программа Александра Колеченко «Ученическое посредничество в школьных конфликтах».

Цель Программы

Обучение медиаторов-ровесников, которые будут принимать участие в урегулировании конфликтов в образовательных организациях с помощью восстановительных технологий.

Задачи Программы

1. Создать условия для изучения подростками основ восстановительных технологий;

2. Сформировать навыки проведения программ примирения: медиации и кругов сообщества по разрешению школьных конфликтов;

3. Организовать условия для работы в ШСП в образовательных организациях медиаторов-ровесников.

Адресат

Программа предназначена для подростков, обучающихся в 5-11 классах.

Продолжительность Программы

Программа рассчитана на 18 академических часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 9 занятий по 2 часа.

Требования к результату усвоения Программы

Результатом обучения по Программе должно стать получение подростками знаний, умений, освоение действий, необходимых для проведения примирительных программ восстановительной медиации и кругов сообщества по урегулированию конфликтных ситуаций.

Перечень компетенций:

Знания:

1. Основы восстановительных практик;

2. Восстановительная медиация и возможности ее применения;

3. Этапы проведения кругов сообщества.

Умения:

1. Организация взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках решения конфликтов восстановительными методами;

2. Организация общения между сторонами конфликта с использованием коммуникативных техник.

Действия:

1. Организация и проведение предварительных встреч со сторонами и программ примирения;

2. Оформление примирительного договора или протокола о результатах встречи сторон;

3. Проведение восстановительной медиации и кругов сообщества.

10 Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредством участия слушателей в ролевых играх в роли ведущих примирительных программ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование блоков и тем Всего часов Из них теоретических Из них практических
Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации
Процедура медиации
Круги сообщества
  Итого:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Наименование блоков и тем Всего часов Из них теоретических Практических Форма контроля
1. Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации  
1.1 Правовая основа восстановительной медиации и ШСП 0,25 0,25  
1.2 Философия восстановительных практик, принципы восстановительного подхода 0,75 0,75  
1.3 Конфликты в образовательной организации выпол нение практи ческих заданий
2. Процедура медиации  
2.1 Коммуникативные навыки медиатора упраж нения
2.2 Этапы медиации   ролевая игра
2.3 Предварительные встречи со сторонами конфликта ролевая игра
2.4 Организация восстановительной медиации ролевая игра
3. Круги сообщества  
3.1 Роль хранителя и волонтеров  
3.2 Организация круга сообщества ролевая игра
  Всего  

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА: ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Модуль 1. Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации

Цель:познакомить обучающихся с нормами международного права и законодательством Российской Федерации по основам посреднической деятельности и восстановительной медиации, философией и теорией по вопросам восстановления справедливости в рамках восстановительных (реституционных) практик, создать условия для понимания особенностей протекания конфликта и изучения путей выхода из него.

Тема 3. Предварительные встречи со сторонами конфликта

Цели и задачи предварительной встречи. Организация предварительной встречи: план предварительной встречи. Основные правила на встрече. Вопросы, которые задает посредник на предварительной встрече. Ролевая игра (конфликт с участием несовершеннолетних, организация предварительных встреч с каждой из сторон).

Модуль 3. Круги сообщества

Цель: формирование навыков хранителя круга и волонтера, необходимых для успешного проведения круга сообщества.

IV. Требования к условиям реализации Программы

Наличие взрослых медиаторов, прошедших обучение восстановительным технологиям, имеющих практический опыт работы в качестве медиатора. Наличие помещения для проведения тренингов.

Мультимедийная техника для демонстрации презентаций и учебных фильмов при проведении занятий, флипчарт, маркеры.

Информационно-методическое обеспечение: подборка документов в электронном виде, раздаточный материал в виде памяток.

Список литературы

1. Восстановительное правосудие в России. Под общей ред. Н.В. Путинцевой М., МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012 г.;

2. Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития: сборник материалов. - М., МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013 г.;

3. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: сборник материалов. - М., МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014 г.;

4. Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология для педагогов и родителей», Феникс, 2013 г.;

5. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступлениеи наказание: пер с англ. / общ. ред. Л.М. Карнозовой М., МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002 г.;

6. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990 г.

7. Карнозова Л.М. Введение в восстановительное правосудие (монография). - М., 2014 г.

8. Кристи Н. Конфликты как собственность // Правосудие по делам несовершеннолетних. Перспективы развития. Вып. 1. М., МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 1999 г.;

10. Колеченко А. «Ученическое посредничество в школьных конфликтах», 2015 г.

11. Круги примирения: от преступления к сообществу. К. Пранис, Б. Стюарт, М. Уедж, 2009 г.

12. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство, М., 2014 г.

13. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. - М., 2011 г.;

14. Максудов Р.Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани, М., 2014 г.;

15. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях. Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, декабрь 2015 г.;

16. Мельникова Э.Б., Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция – охранительная и восстановительная. Учебное пособие. М.: Проспект, 2002 г.;

17. Норвежское руководство для медиатора, 2015г.;

18. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов, МОО Центр «Судебно-правовая реформа», М., 2014 г.;

19. Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов. Сборник материалов под общей редакцией Н.Л. Хананашвили, М., 2012 г.

20. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов под редакцией Н.Л. Хананашвили, М., 2012 г.

21. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов, 5-9 классы: практические занятия, тренинговые задания. О.А. Уварова – Волгоград: Учитель, 2015 г.

Список игр

1. Игра «Одно слово».

- Назови одно новое слово, которое узнал на занятии.

- Скажи одно слово о своем настроении.

- Скажи одно слово о своих впечатлениях.

2. Игра «Имя с прилагательным».

Посадите группу в круг. Вы сидите в кругу как член группы и даете следующую инструкцию.

- Сначала представляюсь я, и добавлю к нему прилагательное. Затем сидящий слева повторяет мое имя и добавляет свое. После этого третий ученик повторяет наши имена и называет свое. Упражнение выполняем по часовой стрелке. Повторять нужно только три имени, предшествующих вашему, и добавлять свое. Если вы забыли чье-то имя, то попросите этого человека повторить его для вас.

- Попросите одного из учащихся назвать свое имя с эпитетом перед ним, предупредив, что прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, мудрая Марина, доблестный Денис, правдивый Петр и т.д. В инструкции уточните, что прилагательные должны быть только позитивные. Запишите их.

Это упражнение может дать вам некоторый материал для определения сильных сторон детей.

3. Игра «Выработка групповых правил» (их можно написать на ватмане).

Типичными являются следующие:

1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2. «Конфиденциальность»— то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.

3. «Стоп»— если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.

Учащиеся высказывают свое согласие/несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

4. Игра «Торт».

Представьте себе, что Вам подарили прекрасный торт. Но он маленький, а близкие ждут свое доли. Как вы поступите:

1. Попросите кого-нибудь другого его порезать (Избегание)

2. Разрежете сами. Себе возьмете лучший кусок (Конкуренция)

3. Разрежете сами. Будете брать кусок, не глядя (Приспособление)

4. Попытаетесь учесть вкусы каждого (Сотрудничество)

5. Заберете себе с торта свои любимые украшения, остальное – гостям (Компромисс). Каждая может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личности и свои интересы. Вопрос не «Кто виноват», а «Что делать».

Все стратегии имеют свои плюсы и минусы.

5. Беседа «Что такое эффективное общение».

Для ответа на этот вопрос руководителю тренинга стоит обсудить с учащимися потребности и цели коммуникации, преимущества управления общением и как это может помочь в школе, в семье, со сверстниками.

Открытые вопросы помогают прояснять ситуацию. Они предпочтительнее. Закрытые предполагают короткие ответы и нужны для подведения итогов. Перефразирование должно быть дословным, чтобы человек понял, что его действительно слушают. Резюмирование помогает подводить промежуточные итоги. Не нужно бояться пауз – людям необходимо дать время на обдумывание ответов. Знакомим подростков с техникой «5 вопросов». Просим заучивать эти вопросы наизусть.

В результате дети приходят к выводу, что медиация создает более мирную среду; снижает враждебность, напряженность, фрустрацию, способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе; учит принимать решения, решать проблемы; контролировать эмоции; объединяет людей; предупреждает насилие и физические оскорбления.

Тренер вносит предложение в конце года присудить награду за бесконфликтность: 1) учителю, 2) обучающему, 3) классу (или сразу трем).

6. Беседа «Агрессия в детской среде».

Виды агрессии: вербальная, физическая. Прямая и косвенная. Внешняя и внутренняя (аутоагрессия). Особенности агрессии в детской среде – не вызрел центр анализа последствий. Поэтому возможна неоправданная жестокость. Проблемы «клеймления» и последствий проступков.

7. Упражнение «Десять «я».

Дети на листочке пишут в колонку десять «я», затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю мороженое».

8. Игра «Беседа клеймящим и восстанавливающим способом»

Формируются триады: рассказчик, клеймитель, представитель восстановительного подхода. Рассказчик делится историей о проступке из своей жизни. Клеймитель реагирует на нее традиционным способом.

Потом рассказчик с помощью медиатора через эффективную коммуникацию повторяет свою историю. Медиатор в ходе беседы задает 5 вопросов. Советов медиатор давать не стремится, осуждения или порицания не высказывает...

После завершения игры идет анализ ролей в триадах. Каждый должен проанализировать свои чувства в роли рассказчика, клеймителя, медиатора.

9. Беседа «Типы конфликтов в школе».

Тренер рассказывает о том, что в школе возможны конфликты между обучающимися, между обучающимися и взрослыми, между взрослыми. Любая конфликтная ситуация может решиться через медиацию, если стороны признают свое участие в конфликте и добровольно готовы принять участие в программе.

Медиация позволяет уточнить различные точки зрения на один и тот же вопрос. Обязательно наличие третьей стороны (медиатора). Закон третьей стороны очень важен, поэтому пусть ученики приведут примеры из своей жизни, из литературных источников и кинофильмов, где помощником является третья сторона.

Конфликт не всегда означает спор или борьбу. Иногда он возникает, когда надо принять решение или что-то необходимо изменить. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен — приводит к изменениям. При неправильном — приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

Подчеркните, что медиатор-ровесник в школе работает только с небольшими конфликтами между обучающимися либо более младшими и не участвует в конфликтах между учителем и обучающимся, между родителями и детьми.

Попросите обучающихся вспомнить небольшие конфликты, улаженные посредством переговоров в последние 24 часа. Подскажите, в какие конфликты опасно вмешиваться.

Напомните, что медиатор руководствуется здравым смыслом, когда решает вмешаться в конфликт, и отвечает за то, чтобы избежать причинения физического вреда.

10. Игра «Крокодил».

Обучающиеся делятся на группы по пять-шесть человек. Каждая группа придумывает какое-то понятие, которое невербально демонстрирует. Другая группа пытается его отгадать.

Данное упражнение хорошо развивает понимание невербальных средств коммуникации и определение по ним внутреннего мира собеседника.

11. Игра «Испорченный телевизор» (невербальная коммуникакция).

Пять-шесть человек выходят из аудитории. Одному из обучающихся вы показываете картинку, хорошо, чтобы там был представлен конфликт. Ученик ее рассматривает и пытается запомнить. Затем картинка показывается всем остальным.

В аудиторию заходит один из участников. Ученик описывает ему картинку. Затем вошедший описывает ее второму вошедшему и т.д. В конце игры картинка показывается тем, кто ее не видел, и определяется потеря информации на каждом этапе. После чего делается вывод: наша память не может точно запоминать слова. В результате этого наблюдаются потеря информации и, как следствие, непонимание.

12. Игра «Восстановительные вопросы»

1. Что случилось.

2. Что ты подумал.

3. Что ты почувствовал.

4. Кто пострадал.

5. Что нужно сделать, чтобы ситуация не повторилась.

13. Ролевая игра «Свидетель конфликта».

В начале занятий обучающиеся получают лист бумаги, на котором представлены этапы посредничества.

1. Приблизьтесь к спорящим.

2. Успокойте их, если необходимо.

3. Познакомьтесь.

4. Объясните свою компетентность.

5. Получите согласие.

6. Объясните, как будет проходить процесс сотрудничества.

7. Задавайте 5 вопросов.

При работе:

— слушайте;

— повторяйте услышанное,

— проясняйте спорные моменты,

— получайте больше информации,

— ищите множество решений,

— достигайте соглашения.

Закончите на позитивной ноте.

14. Ролевая игра «Медиация в школьном конфликте».

Описание ситуации: Ученики 5 класса Миша и Маша на школьной перемене столкнулись в коридоре. Миша сильно ударился. Он настаивает, что Маша специально его толкнула. Маша кричит, что это не так.

Проведение ролевой игры. Проведение медиации.

15. Беседа «Эффективная коммуникация».

Тренер напоминает ученикам, что коммуникация в разрешении конфликтов – это говорение и слушание. «Говорение» бывает вербальное и невербальное.

Правила эффективной коммуникации:

Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

Одна из главных техник в разрешении конфликтов – «Я»-утверждение. Это наименее угрожающая форма коммуникации, ведь когда мы даем оценку каким-то событиям, фактам, то рискуем вызвать возражение противоположной стороны, если она с этим не согласна. При «Я»-утверждении человек не дает оценки, а сообщает о своих чувствах. Такая форма высказывания позволяет выразить свое отношение к проблеме, снижает вероятность возражения противоположной стороны.

16. Ролевая игра «Я-послание».

Произнесите фразы, приведенные ниже, используя «Я»-утверждение. «Когда происходит такое, то я чувствую...»

1. Вы одолжили учебник своему другу, и он его потерял.

2. Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

3. Подруга взяла у вас одежду и не вернула.

4. Сосед по парте во время теста заглядывает к вам в листок и навлекает на вас неприятности.

5. Ваша мать просит вас мыть посуду, когда вы опаздываете в кино.

«Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Проясняет ситуацию.

«Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. В результате человек больше защищается, чем старается решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь. Ты...»

Дети должны увидеть, что в «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего.

17. Игра «Мудрецы и слон».

Прочитайте или расскажите историю «Мудрецы и слон» (Приложение 5).

Разыграйте похожую ситуацию с черным ящиком или завязанными глазами.

18. Игра «Правильно ли я вас понял».

Обучающиеся делятся на пары и один рассказывает другому историю из своей жизни. Слушатель проясняет ситуацию с помощью резюмирования и перефразирования.

Проводится обсуждение игры.

19. Беседа «Техники прояснения».

Вы проясняете ситуацию о конфликте. Попробуйте обсудить ситуацию при помощи следующих техник:

— Получайте больше информации, и вы не будете делать ошибочных предположений.

— Задавайте вопросы.

— Стремитесь понять то, о чем говорят.

— Избегайте того, что отвлекает (шум, музыка, разглядывание людей).

— Поддерживайте контакт глазами.

— Слегка наклонитесь к человеку.

— Поощряйте говорящего киванием или улыбкой.

— Повторяйте сказанное своими словами.

— Уточняйте смысл посредством вопросов (получайте побольше информации о событиях и чувствах).

— Выделяйте главное.

— Коротко повторите услышанное, чтобы говорящий убедился, что вы его поняли.

— Помните, что нельзя:

перебивать и давать советы,

говорить о своих собственных чувствах и опыте.

Проиграйте с учащимися в ролевых играх различные ситуации. При проигрывании учащиеся должны работать над одним из умений. После того как все потренировались над этим умением, можно переходить к следующему. Не следует делать несколько дел сразу. Обучающимся трудно держать в голове разные техники.

20. Беседа «Ошибки, препятствующие активному слушанию».

Репетиция: подготовка того, что вы скажете, когда говорящий закончит.

Сны наяву: мысль где-то блуждает.

Оценка: наклеивание ярлыков на говорящего («немой», глупый, резкий и т.д.).

Фильтрация: собирается только некоторая информация, а остальное игнорируется.

Гадание: опережать говорящего, потому что вы думаете, что знаете, что он собирается сказать.

Чтение мыслей: попытки выразить то, что другой хочет сказать, вместо того чтобы задавать вопросы для уточнения. Не гадайте, а выясняйте.

После того как тренер перечислит основные ошибки, он проводит серию ролевых игр, в процессе которых наблюдатели должны определить типы ошибок, допускаемых посредником.

21. Игра «Птичий двор».

Разыграть сказку «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена. Выбрать жертву, лидеров. Разыгрывать сказку по тексту до момента, когда Гадкий утенок решился на побег. После этого изменить события с применением восстановительного подхода. Посредник пусть будет Страусом. И будет привезен на Птичий двор в разгар конфликта.

Обсудите игру:

Кто явился инициатором конфликта?

На каком этапе его можно было избежать?

Как изменилась жизнь Птичьего двора после появления Страуса?

Можно поставить и другие вопросы.

22. Игра «Рисунок на обоях».

На обоях обводится силуэт человека и группа разноцветными фломастерами отмечает различные чувства: злость, гнев, возмущение, ненависть, обида, раздражение, страх, тревога, стыд, удивление, радость, интерес, и место, где они «живут» на теле человека. Игра нужна для анализа физических реакций собеседника на различные ситуации.

23. Ролевая игра «Круг сообщества».

Ученики имеют возможность провести круг по ситуации. Которая их волнует в данный момент. Задача хранителя — попытаться достигнуть консенсуса группы по выбранной теме. Тема должна быть достаточно интересной, чтобы вызвать энтузиазм, и достаточно широкой, чтобы допускать различные мнения.

24. Упражнение «Работа с медиа-материалами».

Проанализировать любую конфликтную митуацию с точки зрения медиатора.

1) Какие чувства испытывают участники конфликта?

Обидчик _____________________________________________________

Жертва ______________________________________________________

2) Какие потребности испытывают участники конфликта?

Обидчик _____________________________________________________

Жертва ______________________________________________________

3) Какие варианты решения конфликта возможны?

4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?

5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?

25. Упражнение «Медиатор»

Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» - student2.ru

Объясните значение каждого слова, например, «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)

26. Упражнение «Отражение чувств»

Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,

Ты ощущаешь себя обиженным?

Ты чувствовал обиду?

Тебе обидно?

Может быть, я сделала что-то не так? (Неуверенность, тревожность, сомнение).

Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. (Раздражение, обида, возмущение, злость).

Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. (Успокоение, уверенность).

Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. (Сожаление, обида, унижение, предательство).

Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? (Гнев, возмущение).

Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. (Злость, гнев, раздражение).

Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. (Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие).

Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. (Обида, раздражение, злость).

А если он снова начнет обзываться. (Тревожность, беспокойство, страх).

Я все делаю неправильно! (Страх, раздражение, огорчение).

Это все глупости! (Обида, злость, возмущение).

Я больше не пойду в школу! (Тревога, обида, страх, протест).

27. Беседа «Правила ролевых игр»

Так как конфликтные ситуации задевают живых людей с реальный ситуации, тренироваться в проведении восстановительных процедур можно только с помощью ролевых игр. Нельзя делать фото или видеосъемку реальных людей, но можно использовать реальные ситуации (с изменением имен участников) для отработки навыков ведущих программ.

Очень важно побывать не только в роли медиатора, но и в разных ролях, чтобы пережить чувства и эмоции всех участников конфликта.

Играть роли важно с полной отдачей и погружением. Ритуалы входа в игру и выхода из нее обязательны.

28. Ролевая игра «Мотивирование сторон».

Описание ситуации: Ученики 5 класса Миша и Маша на школьной перемене столкнулись в коридоре. Миша сильно ударился. Он настаивает, что Маша специально его толкнула. Маша кричит, что это не так.

Проведение ролевой игры. Мотивирование сторон на встречу.

29. Ролевая игра «Предварительные встречи».

Описание ситуации: Ученики 5 класса Миша и Маша на школьной перемене столкнулись в коридоре. Миша сильно ударился. Он настаивает, что Маша специально его толкнула. Маша кричит, что это не так.

Проведение ролевой игры. Проведение предварительных встреч.

30. Беседа «Документы медиатора»

Результатом встречи сторон будет примирительный договор (если стороны пришли к соглашению) или протокол о результатах встречи сторон (если стороны встретились, но не договорились). Формы договора и протокола должны быть заготовлены заранее, тогда медиатору останется только вписать пункты договора и собрать подписи всех участвующих в медиации (участники, законные представители, медиаторы).

Пока один медиатор заполняет договор или протокол – другой помогает участникам ответить на вопросы анкеты.

Кроме этого, медиатор должен получить заявку на проведение медиации в письменной форме и заполнить регистрационную карточку.

Таким образом, по одной медиции должны быть:

1. Заявка

2. Примирительный договор или протокол о результатах встречи сторон.

3. Анкеты участников.

4. Регистрационная карточка.

5. Записи медиаторов, если они велись.

31. Беседа «Ценности круга».

Что такое круг сообщества?

Это место, где слушают и искренне говорят о том, что волнует, а другие принимают это близко к сердцу. Круг позволяет участникам обратиться к своим ценностям и через них посмотреть на проблему.

Организует и проводит круг хранитель, который не контролирует круг, а позволяет участникам сохранять его целостность. Волонтеры помогают хранителю сберегать ценности круга.

Правила круга:

Уважать символ слова

Говорить от всего сердца

Говорить и слушать с уважением

Подготовка круга:

Формулирование темы, целей и задач круга

Создание команды ведущих

Предварительные встречи с участниками круга

Проведение круга:

Церемония открытия

Принятие правил круга

Раунд личных историй

Раунд отношения к проблеме

Раунд способов выхода из проблемы

Раунд принятия решения круга

Церемония закрытия

Контроль за реализаций решений круга

32. Игра «Слоненок» (вербальная коммуникация).

Пять-шесть человек выходят из комнаты. Один встает перед группой, ему зачитывают простую и четкую последовательность событий и инструкцию, согласно которой он должен тщательно сконцентрироваться, чтобы пересказать услышанное при помощи техник прояснения. После этого в класс входит один из тех, кто вышел. Первый рассказывает историю второму, затем входит третий, кот

Наши рекомендации