Выбор темы курсовой работы и анализ литературы по изучаемой проблеме.
Дремина И.Е.
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
для студентов специальности 050706 – «Педагогика и психология»
Йошкар-Ола
УДК 378
ББК 74.58
Д 73
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Марийского государственного университета
Рецензенты:
кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Козина
кандидат психологических наук, доцент Л.В. Андреева
Дремина И.Е.
Д 73 Курсовые работы по дисциплинам психологического цикла: методические указания. – Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. – 16 с.
В пособии даны методические указания и рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ по дисциплинам психологического цикла для студентов, обучающихся по специальности «педагогика и психология». Пособие будет полезно также студентам других специальностей, пишущим курсовые работы по психологии.
УДК 378
ББК 74.58
ISBN С МарГУ, 2010
С Дремина И.Е., 2010
Тематика курсовых работ определяется основными проблемами общей, возрастной и детской психологии, связанными с изучением психологических закономерностей развития личности в детские годы, с решением прикладных задач в сфере деятельности практического психолога образования.
Студентами – будущими педагогами-психологами курсовые работы выполняются на 3 и 4 курсах. При выполнении второй курсовой работы на четвертом курсе студент имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя. Однако целесообразно продолжить изучение ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научной исследовательской работы на протяжении всех лет обучения (вплоть до подготовки дипломной работы на пятом курсе).
При подготовке курсовой работы рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:
Выбор темы курсовой работы и анализ литературы по изучаемой проблеме.
После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент составляет список литературы по теме. При подготовке первой курсовой работы на третьем курсе желательно работу над темой начинать с освоения соответствующих разделов учебников и пособий по психологии, а затем переходить к специальным материалам (книгам, монографиям). Необходимо также просмотреть периодические издания по психологии за последние годы («Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Детский практический психолог», «Практическая психология в школе», «Журнал практического психолога» и др.). Список литературы в курсовой работе должен включать не менее 20 источников.
Результаты анализа литературных источников представляются в первой главе. Они должны иметь обобщающе-аналитический характер. После каждого параграфа/ пункта работы необходимо делать вывод/ выводы.
Логика обзора литературы в первой главе работы может быть представлена в следующих вариантах:
1) Переход от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов.
2) Хронология исследований в изучаемой области.
3) Описание различных подходов к исследованию проблемы.
4) Изучение динамики психических явлений.
5) Изучение отдельных аспектов, сторон проблемы.
В курсовой работе желательно делать полные внутритекстовые ссылки, в дипломной работе можно делать затекстовые ссылки.
Примеры оформления ссылок:
Внутритекстовые ссылки делаются в круглых скобках:
Как при формировании личности человека существуют зоны ближайшего развития, так существуют и зоны ближайшего саморазвития (Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. С. 63)
Затекстовые ссылки делаются в квадратных скобках:
Как указывал А.Н. Леонтьев [33], понятие деятельности тесно связано с понятием мотива.
Ссылка с прямым цитированием автора содержит указание не только на номер источника, но и на страницу:
С.Л. Рубинштейн писал: «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем» [33, с. 240].
Пример неправильно сделанной ссылки (нет указания на автора):
В психологии понятие деятельности тесно связано с понятием мотива [33].