Выбор темы курсовой работы и анализ литературы по изучаемой проблеме.

Дремина И.Е.

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

для студентов специальности 050706 – «Педагогика и психология»

Йошкар-Ола

УДК 378

ББК 74.58

Д 73

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Марийского государственного университета

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент И.Б. Козина

кандидат психологических наук, доцент Л.В. Андреева

Дремина И.Е.

Д 73 Курсовые работы по дисциплинам психологического цикла: методические указания. – Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. – 16 с.

В пособии даны методические указания и рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ по дисциплинам психологического цикла для студентов, обучающихся по специальности «педагогика и психология». Пособие будет полезно также студентам других специальностей, пишущим курсовые работы по психологии.

УДК 378

ББК 74.58

ISBN С МарГУ, 2010

С Дремина И.Е., 2010

Тематика курсовых работ определяется основными проблемами общей, возрастной и детской психологии, связанными с изучением психологических закономерностей развития личности в детские годы, с решением прикладных задач в сфере деятельности практического психолога образования.

Студентами – будущими педагогами-психологами курсовые работы выполняются на 3 и 4 курсах. При выполнении второй курсовой работы на четвертом курсе студент имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя. Однако целесообразно продолжить изучение ранее выбранной темы, чтобы обеспечить преемственность учебной и научной исследовательской работы на протяжении всех лет обучения (вплоть до подготовки дипломной работы на пятом курсе).

При подготовке курсовой работы рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

Выбор темы курсовой работы и анализ литературы по изучаемой проблеме.

После выбора темы и согласования ее с научным руководителем студент составляет список литературы по теме. При подготовке первой курсовой работы на третьем курсе желательно работу над темой начинать с освоения соответствующих разделов учебников и пособий по психологии, а затем переходить к специальным материалам (книгам, монографиям). Необходимо также просмотреть периодические издания по психологии за последние годы («Мир психологии», «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Детский практический психолог», «Практическая психология в школе», «Журнал практического психолога» и др.). Список литературы в курсовой работе должен включать не менее 20 источников.

Результаты анализа литературных источников представляются в первой главе. Они должны иметь обобщающе-аналитический характер. После каждого параграфа/ пункта работы необходимо делать вывод/ выводы.

Логика обзора литературы в первой главе работы может быть представлена в следующих вариантах:

1) Переход от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов.

2) Хронология исследований в изучаемой области.

3) Описание различных подходов к исследованию проблемы.

4) Изучение динамики психических явлений.

5) Изучение отдельных аспектов, сторон проблемы.

В курсовой работе желательно делать полные внутритекстовые ссылки, в дипломной работе можно делать затекстовые ссылки.

Примеры оформления ссылок:

Внутритекстовые ссылки делаются в круглых скобках:

Как при формировании личности человека существуют зоны ближайшего развития, так существуют и зоны ближайшего саморазвития (Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. С. 63)

Затекстовые ссылки делаются в квадратных скобках:

Как указывал А.Н. Леонтьев [33], понятие деятельности тесно связано с понятием мотива.

Ссылка с прямым цитированием автора содержит указание не только на номер источника, но и на страницу:

С.Л. Рубинштейн писал: «Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем» [33, с. 240].

Пример неправильно сделанной ссылки (нет указания на автора):

В психологии понятие деятельности тесно связано с понятием мотива [33].

Наши рекомендации