Специальные и частные функции управления
Специальные функции связаны с осуществлением миссии фирмы и доминируют в деятельности определенных организаций. Так, миссия розничной торговой фирмы — реализация потребительских товаров.
Соответственно специальной функцией торговой фирмы будет коммерческая функция.
Наряду с промышленной и коммерческой функциями на промышленных предприятиях и в торговых организациях осуществляются такие частные функции, как маркетинг и инновации.
Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавать новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.
Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей и стратегии функционирования и развития предприятия (организации), обеспечивающих наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента производимой и реализуемой продукции.
Маркетинг базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия (организации).
Маркетинговая деятельность предусматривает наиболее полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, принятие обоснованных решений на основе многовариантных расчетов, изыскание наиболее выгодных каналов сбыта и его стимулирование.
Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара (услуг) и рентабельности, составление программ маркетинга по продуктам, определение конечных результатов хозяйственной деятельности фирмы — валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оплаты труда, уплаты налогов и процентов за кредит.
Инновация, являясь частной функцией управления, предполагает разработку новых товаров и услуг. Инновации — это, прежде всего, новые достижения в области технологии и управления предприятиями.
Некоторые частные функции управления на предприятии (в организации) обеспечивают материально-техническое снабжение, хозяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий (организаций).
Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.
Различают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий и вознаграждение за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
Экономические методы применяются на всех уровнях управления: на макроуровне, на микроуровне и на уровне отдельного работника.
Экономические методы на макроуровне выступают как государственное регулирование. Оно охватывает разработку прогнозов и национальных программ, госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику государства.
Одним из основных экономических методов, применяемых на уровне предприятия (организации), является внутрифирменное планирование.
Планирование предусматривает заблаговременное принятие решений, т.е. что следует делать, кто будет делать, кто будет отвечать за полученный результат.
Можно утверждать, что планирование устанавливает связь между существующим положением дел и тем, которое необходимо достичь. Оно дает возможность реализовать предоставляемые возможности и свести к минимуму будущий риск.
Место планирования среди других методов управления определяется, во-первых, тем, что результаты планирования непосредственно определяют содержание остальных функций управления, во-вторых, тем, что именно на этом этапе формируются цели предприятия и определяются средства достижения этих целей.
Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:
- устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;
- сосредоточения внимания руководителей на главных задачах организации;
- достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
- облегчения организационной, мотивационной и контролирующей деятельности руководства предприятия.
Важным экономическим методом, используемым на уровне коммерческого предприятия, является коммерческий расчет. Он предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов деятельности.
Специфическим экономическим методом, характерным для государственных предприятий, является хозрасчет.
Хозрасчет — это метод хозяйствования, который предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль от результатов своей деятельности. Хозрасчет предусматривает определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также рентабельную их работу.
Существуют различные виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет.
Самоокупаемость — это безубыточность, т.е. предприятие покрывает свои расходы своими доходами и только.
Самофинансирование предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но и получает прибыль, достаточную для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива.
Полный хозрасчет включает и самоокупаемость, и самофинансирование, а также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на содержание вышестоящего органа и государства.
Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных предприятиях оговаривается при заключении контракта о найме на работу.
При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.
Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система. При этом размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязываются обычно с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом произведенной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т.п.
Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. Несоблюдение этих отношений подчиненным влечет за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение и т.п.).
Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы управления призваны обеспечить эффективную деятельность системы управления любого уровня на основе ее оптимальной организации.
Организационно-распорядительные методы подразделяются на две большие группы: на методы организационного и методы распорядительного воздействия.
К методам организационного воздействия относятся: правовые методы, организационное нормирование, организационное стимулирование и инструктаж.
Правовые методы охватывают законодательные акты, создающие рамочные условия для работы предприятий (законы РФ, указы постановления и т.п.) и созданные на их основе документы (устав предприятия, положения о подразделениях и службах и др.).
Для организационного нормирования используются:
- номенклатурно-квалификационные нормативы (параметры материалов, покупных деталей и т.п.).
- технические и чертежные стандарты и нормали;
- организационно-структурные нормативы (организационные структуры, типовые схемы управления и т.п.);
- оперативно-календарные нормативы, регламентирующие протекание производственных процессов;
- административно-организационные нормативы (правила внутреннего распорядка, правила найма и т.п.).
Организационное стимулирование охватывает перемещение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т.д.
Инструктирование предполагает написание и использование методических указаний и инструкций, а также проведение организационного инструктажа.
Организационный инструктаж необходим специалистам и служащим в системе управления для оказания им помощи в устранении трудностей, возникающих в процессе реализации управленческих решений.
Методы распорядительного воздействия — это своевременная выдача распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям предприятия.
Основными методами распорядительного воздействия являются приказы, распоряжения, указания, разъяснения.
Для достижения максимальной эффективности управления необходимы духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности. Моральная мотивация отличается особой сложностью и тонкостью. Ее конечный эффект определить трудно, но ее результаты весьма значительны.
Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.
Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач: оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепления дисциплины; рационализации трудовых процессов.
Для практического решения этих задач на предприятиях создаются социально-психологические службы (отделы, группы, бюро, лаборатории).
На уровне предприятия широко применяются такие социально-психологические методы, как опрос, интервью, беседа.
Опрос - это метод получения информации (в письменной или устной форме) на основе четко сформулированных вопросов, на которые следует дать однозначные ответы (обычно «да» или «нет»).
Беседа - это метод получения информации со слов опрашиваемых. Это - дешевый метод, но у него есть недостатки: во-первых, информация может быть неточной (если собеседник не искренен) и, во-вторых, субъективной.
Интервью – это тоже метод получения информации со слов опрашиваемых. При этом все вопросы и все ответы должны фиксироваться. В этом отличие интервью от обычной беседы, в которой фиксация вопросов и ответов не обязательна.
Анкетирование – это ответы на вопросы, представленные в анкете, которые не содержат готовых ответов, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам анкетирования получать широкий нерегламентированный спектр ответов.
Тестирование – в отличие от анкеты тест содержит, как правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При этом ответы четко сформулированы, и тестируемый имеет возможность выбрать, как правило, только один из вариантов ответа на каждый вопрос.