Функции управления: понятие «функция управления», виды функций (общие и специальные); руководство как особая функция управления; управленческие роли руководителя (по Г. Минцбергу).

Функция управления представляет собой определенный вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого труда.

Виды функций:1)Общие функции – это такие виды деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех органов управления (планирование, организация и координац., мотивация, контроль, регулирование). 2) Специальные (или конкретные) функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса (кажд.спец.ф-ция имеет в своем составетвиды работ, соответ-ие общим ф-циям управления).

Под руководством понимают отношения между людьми, возникающие в процессе выполнения и по поводу управления.

Управленческие роли руководителя Различают след. виды рук-ва: - прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы и т.д.); - опосредованное (использование механизмов мотивации).

Минцберг определяет десять ролей, которые в зависимости от уровней управления, руководители в разной степени принимают на себя.

Межличностные роли: 1. Руководитель выполняет обязанности правового и социального характера. 2. Лидер отвечает за мотивацию подчиненных, набор и подготовку персонала. 3. Связующее звено обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации.

Информационные роли:4. Приемник информации разыскивает и получает разнообразную информацию, текущую, специализированного характера, которой пользуется в интересах дела, выступает как центр внешней и внутренней информации поступающей в организацию. 5. Распространитель информации передает полученную информацию членам организации. 6. Представитель передаёт информацию, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации, внешним пользователям.

Роли по принятию управленч. решений:

7. Предприниматель изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов. 8. Устраняющий, нарушения отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных решений. 9. Распределитель ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решении. 10. Ведущий переговоры ответственен за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

12. Планирование как функция управления: сущность, содержание, типы планов, этапы и инструменты планирования.

Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. В ходе планирования разрабатываются планы.

План - это: намеченная на опред. период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, послед-сти, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Типы планов::

Стратегическое планирование (высший уровень) - попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на деятельность организации.

Тактическое планирование (средний уровень) - определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей.

Оперативное планирование (низовой уровень) - краткосрочные планы, в которых содержится детальная проработка рычагов и инструментов воздействия.

К основным элементам планирования относят:

-результаты - постановка целей и задач;

-средства - выбор программ, процедур и способов действий, служащих достижению поставленных целей и выполнения поставленных задач;

-ресурсы;

-внедрение - построение процедур принятия решений и способов реализации плана;

-контроль - разработка методики предсказания ошибок и срывов и их предотвращения на непрерывной основе.

Основные этапы стратегического планирования:

-Анализ окружающей среды и прогнозирование.

-Определение целей предприятия.

-Формирование базовой стратегии и выбор альтернативных вариантов.

-Формирование функциональных стратегий.

Основными методами планирования являются:

- Программно-целевой метод (исп. при разработке сложных научно-технических, экологических программ, программ финансового оздоровления и других, связанных со стратегическими целями развития предприятия);

- Балансовый метод (сост. различ. бюджетов фирмы);

- Нормы и нормативы (уст-ся: 1)федерал. органами управл. – нормы амортизации, командировочные расходы, пред.-допуст уровни загрязнения окр. среды и др., 2)органами исп. власти субъетов федерации – ставки аренд.платы на землю, тарифы на коммун. услуги и др., 3)самим предприятием – нормы расхода материалов, нормы времени, накладных расходов и др.)

Наши рекомендации