Специальные и частные функции управления

Частные функции управления от­ражают специфику деятельности организации. Прежде всего, следует отметить специальные функции, обусловленные миссией организации. Так, важнейшей специальной функцией предприятия оптовой тор­говли продуктами питания является коммерческая функция, предполагающая выполнение им миссии, связанной с насыщением розничного рынка региона, в котором оно действует, снижение числа посреднических звеньев между производителями и импортёрами продуктов питания и розничной сетью.

Коммерческая функция включает реализацию продуктов питания и насыщение рынка продуктами питания. Данную функцию можно разбить на несколько составляющих:

- реализация произведенной потребительской стоимости. Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства сово­купного общественного продукта, связывая, производство с потреблением. То есть организация должна поставлять товары с такой оптовой надбавкой, чтобы совокупного валового дохода было достаточно для ведения основной деятельности, чтобы эта деятельность расширялась и чтобы при этом, оставалась прибыль;

- доведение товаров до розничной сети. Выполняя дан­ную функцию, оптовая фирма организует пространственное перемещение товаров из производства в продуктовые магазины и розничные рынки;

- поддержание баланса между спросом и предложением с активным одновременным воздействием на производство в части объема и ассорти­мента выпускаемой продукции. Сюда же можно отнести планирование объ­ема и структуры реализации продукции. Например, с 1999 года увеличилась доля российских товаров в общем объёме продаж, так как возрастает спрос на отечественные продукты питания. В связи с этим российские предприятия начали увеличивать производство и расширять свой ассортимент;

- сокращение затрат (себестоимости или издержек обращения) в сфе­ре потребления путем совершенствования технологии продаж.

Наряду с коммерческой функцией предприятия оптовой торговли осуществляют такие частные функции, как маркетинг и инновация.

Маркетинг как частная функция фирмы по­могает расширять поле деятельности и улучшать эконо­мические показатели, создавать новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.

Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей и стратегии функционирования и развития предприятия, обеспечивающих наиболее эффек­тивное сочетание различных товарных групп в рамках ас­сортимента реализуемой продукции.

Маркетинг базируется на комплексном подходе к увяз­ке целей с ресурсами и возможностями предприятия.

Маркетинговая деятельность предусматривает наибо­лее полный учет требований рыночного спроса и запро­сов потребителей, принятие обоснованных решений на основе многовариантных расчетов, изыскание наиболее выгодных каналов сбыта и их стимулирование.

Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара и рентабельности, составление программ марке­тинга по продуктам, определение конечных результатов хозяйственной деятельности фирмы — валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оплаты труда, уп­латы налогов и процентов за кредит.

Маркетинг, как рыночная система управления предприятием, отра­жает качественно новые условия рынка, который под влиянием роста концентрации производства и обращения, даль­нейшего развития рынка покупателя в значительной мере утрачивает ра­нее присущую ему хаотичность и попадает под регулирующее воздейст­вие сложившихся, ставшими в определенном смысле традиционными, хо­зяйственных отношений, в которых главная роль отводится потребите­лю.

Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль над проведением мероприятий, рассчитанных на установ­ление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупа­телями ради достижения определенных задач организации таких, как по­лучение прибыли, рост объёма сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Зада­ча управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в дос­тижении стоящих перед ней целей. Управление маркетингом определяет уровень товарооборота на предприятии. Организация управления маркетингом является сердцевиной теории и практики маркетинга. Про­цесс управления маркетингом состоит из четырех этапов.

Анализ рыночных возможностей. Маркетинговая деятельность предприятия начинается с глубокого анализа рыночных возможностей, который ста­новится источником информации для принятия эффективного управлен­ческого решения по любому аспекту торгово-закупочной деятельности предприятия.

Исследование рынка предполагает сбор и ана­лиз необходимой информации о потребностях, спросе и предложении. Ру­ководство предприятия в результате проведения анализа рынка должно получить ответы на вопросы: где наиболее выгодно вести сбыт продук­ции; каковы границы рынка; в каких объемах надо выпускать продукцию, чтобы насытить рынок.

Отбор целевых рынков заключается в определении, на какого по­требителя (какой сегмент рынка) рассчитан товар и каких потенциальных потребителей можно будет привлечь в дальнейшем. Сюда же относится позиционирование товара, то есть определение того места, которое займет на рынке товар, предназначенный потребителям избранного целевого сегмента.

Разработка комплекса маркетинга включает четыре составляющих: сам товар, цена, методы его распространения и методы стимулирова­ния.

Управление маркетингом – это также и управление спросом. В усло­виях рыночных отношений проявлением потребностей людей в какой-либо продукции является спрос, и не просто как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином понимается количество продукции, которые потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени. Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, доминирующее значение имеет рыночная цена товара. Весьма существенно влияют и такие факторы, как уровень и соотношение цен на товары на рынке, потребители, территория, реклама, потребительские вкусы (веяние моды) и т.д. Торговая деятельность пред­приятия основывается на спросе потребителей, так как реализация продукции, не обладающей спросом потребителей, приведет к очень быстрому банкротству предприятия.

Вторая из них – это специальные функции менеджмента, то есть те, которые реализуются при решении вопросов, связанных с управлением конкретной организации; в их число могут входить:

• система управления организацией, то есть структура органов управления, а также место и роль менеджеров в этой структуре;

• деловые коммуникации, то есть процессы движения информации, общение участников организации между собой и с окружающей средой;

• методы менеджмента, то есть рычаги и механизмы, с помощью которых менеджеры решают задачи и достигают поставленных целей;

• персонал (персонал-менеджмент), то есть формы и методы работы с людьми;

• конфликты, то есть происхождение и природа конфликтов и пути их предупреждения и устранения;

• стили управления и имидж организации, то есть стиль поведения и деятельности конкретного менеджера и как это влияет на восприятие организации различными людьми;

• риски (риск-менеджмент), то есть формы поведения в условиях неопределённости;

• финансы и хозяйство (финансовый менеджмент), то есть анализ состояний и принятие решений в финансовой и материальной сферах;

• стратегии (стратегический менеджмент), то есть формы и методы определения поведения (политики) организации на длительную перспективу;

• инновации, инвестиции и организационное развитие (инновационный менеджмент), то есть пути и методы совершенствования организации и повышения её конкурентоспособности;

• организационная культура, то есть нормы, правила и ценности, принятые в организации.

Наши рекомендации