Специальные и частные методы научного познания

СПЕЦИАЛЬНЫЕ :

-Социологические методы – наблюдение, анкетирование, интревьюирование и др. позволяют установить прочные связи теории права с правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельностью государственных органов, установить эффективность реализации права.

-Психологические методы – психологические тесты, шкалы, эксперименты применяются в юридической науке для изучения правосознания людей, мотивов их правомерного или противоправного поведения, психических состояний людей с целью адекватного закрепления в праве мер ответственности и корреляции действий человека.

-Статистические методы позволяют выявить общее, устойчивое, которое в единичных событиях скрыто второстепенными, побочными обстоятельствами.

ЧАСТНЫЕ :

-а) Методы толкования права предназначены для раскрытия содержания норм права, выявления воли законодателя, выраженной в законах. В процессе изучения текста акта с помощью грамматического, систематического и иных приемов толкования права устанавливается конкретное содержание нормы права и условия, при которых эта норма действует.

-б) Сравнительно-правовой метод позволяет провести анализ сходных правовых явлений, существующих в различных правовых системах, а также в различных отраслях права.

-в)Исторически-правовой метод призван помочь в уяснении сущности и содержания определенного правового явления путем проведения подробнейшего анализа подобного явления, существовавшего в прежние времена как на территории данного государства, так и за его пределами.

-г)Метод юридического анализа предназначен для определения статуса, юридической сущности правового явления, его взаимосвязи со смежными правовыми явлениями, его общих и отличительных признаков.

9) Понятие социального регулятора. Место права в системе социальных регуляторов

Общество является особой ступенью развития человека. Оно предстает сложным социальным образованием, совокупностью многочисленных и многообразных связей, в которые вступают люди в процессе их производственной, политической или духовной деятельности.

Основным элементом общества выступают индивидуумы и их коллективные объединения, находящиеся между собой в самых разнообразных связях, называемых общественными отношениями. Право, мораль, религия, политика, экономика представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения людей. Обобщенно их называют социальными регуляторами, то есть специальными, выработанными конкретным обществом механизмами регулирования общественных отношений.

Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались изменениями в системе социальной регуляции.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. Особенность права представлена в принципе формального равенства, свободы и справедливости в отношении каждого субъекта независимо от его социальных и биологических признаков.

Юридический подход к проблеме соотношения и взаимодействия права с другими видами социальных норм обеспечивает определенную системную взаимосогласованность и единство различных социальных регуляторов с точки зрения свободного действия всех этих регуляторов по единому и всеобщему правовому основанию. В условиях развитости и самостоятельности различных видов социальных норм именно право способно придать этому разнообразию социальных регуляторов определенное системное единство. В историческом плане определяющее значение права соответствует такой эпохе, когда правовое сознание начинает играть ведущую роль в системе форм общественного сознания. Сперва такую роль играла мифология, затем – религия, в Новое время – мораль.

Право и мораль

Связь и соотношение права и морали – важная проблема любого общества, где существуют эти социальные регуляторы.

1) - Нормы права закреплены главным образом в актах государственных органов.

- Моральные нормы содержатся в сознании людей, в общественном мнении, находят отражение в литературе , искусстве, средствах массовой информации.

2) - Для оценки поведения людей право использует критерии «правомерно-неправомерно», «справедливо-несправедливо», «имеет юридическое значение – не имеет юридического значения» и т.д.

- Критерии для оценки поведения людей, содержащиеся в моральных нормах, иные: «морально-аморально», «хорошо-плохо», «честно-нечестно», «похвально-постыдно» и др.

3) - Реализация правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом.

- Соблюдение норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается нормами духовного воздействия и их нарушение пресекается при помощи общественного порицания.

4) - Если право – одно, и всеобщая обязательность его норм возникает с момента вступления в силу соответствующего правового акта.

- То моральные нормы, свойственные каждому классу общества, различны. Общеобязательность той или иной моральной нормы определяется степенью ее усвоения групповым сознанием.

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Сфера действия морали шире и глубже. Однако мораль безразлична к некоторым отношениям, регулируемым правом).

Право содержит немало норм, к содержанию которых неприменимы моральные оценки (нормы о структуре организации, сроках предъявления претензий, порядок оформления сделок и др.). Однако, если выполнение этих норм входит в чьи-либо обязанности, их нарушение влечет моральное порицание.

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав и свобод человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации сблизило золотое правило нравственности «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» с правовым предписанием гражданского общества «осуществление прав и свобод одного человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».

В целом повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка, уменьшению правонарушений, т.е. благоприятствует развитию самого права.

11) Право и религия

Религиозные нормы могут носить письменный х-р. Они обязательны для верующего. 3 традиционные религии: христианство, иудаизм, илсам.

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями, и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий и Новый Заветы, Коран, сунна и др.), в решениях собраний верующих и духовенства (постановления соборов), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих), регламентируются отправления обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное и правовое содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат).

- Теократическое гос-во – гос-во в кот. светская и духовная власть соединены в руках одного монарха. В нём существует государственная религия.

- «Теория симфонии» - в нём церковь и гос-во функционируют параллельно, дополняя друг друга.

- Атеистическое гос-во – отрицает наличие духовной власти, принимает меры по уничтожению религии, стремится внедрить квазирелигию, через кот. осуществляет влияние на духовный мир человека.

- Светское гос-во - духовная власть отделена от светской, не является атеистическим, провозглашается свобода совести, з-дательно регламентирует статус церкви. Много внимания уделяет традиционной религии.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом.

Религиозные организации могут иметь статус юридического лица, вправе владеть храмами, молитвенными домами, учебными заведениями, культовым имуществом. Гражданину предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций.

12) Право и политика

Право возникало и развивалось вместе с государством – главным институтом политики, под которой понималось искусство управления людьми в обществе, участие классов, социальных групп и их организаций в управлении государством. Соотношение права с политикой складывалось по-разному в истории человечества.

Политика изучается политологией. Политику, кроме гос-ва, реализуют:

1)политические партии; 2)иные общественные организации; 3)коллективы граждан и граждане.

В отдельных случаях существенное влияние на политику гос-ва могут оказывать международные субъекты.

-А) ПОЛИТИКА НАД ПРАВОМ:

Право лишь один из способов достижения политических целей; если право не способствует достижению данной политической цели, то оно отменяется и используются другие способы (насилие, убеждение, интриги).

- Б)ПРАВО НАД ПОЛИТИКОЙ:

Достижение политических целей возможно только на основе права.

Аристотель писал: гос-во Б) будет благоденствовать;

гос-во А) обречено на распад.

В РБ закреплён принцип верховенства права, что означает:

- приоритет права как над политикой, так и над гос-венной властью

-общеобязательность правовых законов

-неприкосновенность собственности

-высшая сила КОНСТИТУЦИИ

-принцип разделения властей

-народ, как единственный источник власти.

Право и экономика

Экономика как система производства, обмена, распределения, потребления материальных и нематериальных благ, ресурсов не может не иметь опосредования, в том числе правового.

Свободное предпринимательство и обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требует регулирования посредством права, но очень осторожного, сдержанного, умеренного.

Границы и способы правового регулирования – это главная проблема для законодателя в регулировании рыночной экономики. Применительно к рыночным отношениям основными функциями закона являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная.

В их свете можно выделить следующие направления использования права:

1) установление целей экономического развития. Прогрессивным считается путь, когда цели не расписываются в законодательном порядке, а дается возможность гражданам и их объединениям поступать в соответствии с принципом, что не запрещено, то разрешено.

2) закрепление экономической основы движения к рынку и рыночной экономики (равенство всех форм собственности);

3) определение круга субъектов рыночных отношений. Ограничения могут касаться случаев, когда занятие предпринимательской деятельностью ведет к коррупции, злоупотреблениям властью и т.д.;

4) Устранение недобросовестной конкуренции, рекламы, «пиратства» в сфере интеллектуальной собственности;

5) регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров.

6) установление мер юридической ответственности.

14) Правопонимание в современной юридической литературе

Современная юридическая наука не имеет единого понимания сущности права. Многообразие взглядов ученых-юристов на кардинальную проблему теории права обусловливается несколькими факторами:

-1)сложностью права, многообразием его проявлений в обществе;

-2)влиянием на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы;

-3)различными исходными философскими и методологическими основаниями.

В разных государствах исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или иных народов объективно формировали свои источники права.

Нормативное понимание. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных правовых актов и сознательно избирать вариант своего поведения, руководствоваться правом как инструментом, позволяющим корректировать свое поведение.

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в. Правом, согласно социологии права, признается не сам закон, а фактически складывающиеся в обществе на основе этого закона правила поведения.

Философский (естественно-правовой) подход. Основной постулат философского подхода к праву – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

Интегративный подход. Интегративное понимание права: право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимодействии друг с другом.

Общее определение права на современном этапе: это внешний, интегративный, общесоциальный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющий круг субъектов права, их права, обязанности и гарантии.

Субъективные права возникают на основе норм объективного права. Объективное право – ничто при отсутствии у гражданина субъективных прав, гарантий их реализации.

От объективного и субъективного права следует отличать объективное и субъективное в праве. Объективным в праве признается все то, что справедливо, верно закономерно, обоснованно и не зависит от мнения изучающего его субъекта. Под субъективным в праве понимается то, что не имеет всеобщего значения, что оказывается под влиянием взглядов и образа жизни познающего субъекта, его оценки.

Принципы права

Принципы права – это основополагающие исходные нормативно-юридические положения, начала, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие его содержание, сущность и закрепленные в нем закономерности общественного развития.

В зависимости от назначения принципы подразделяются на :

-Социально-правовые принципы: отображают систему ценностей, свойственных обществу (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью).

-Специально-правовые принципы: отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена.

Подразделяются на 1)общеправовые, 2)межотраслевые, 3)отраслевые, 4)внутриотраслевые.

-1)ОБЩЕПРАВОВЫЕ принципы присущи всем отраслям права:

- принцип гуманизма – приоритета неотъемлемых прав и свобод человека;

- принцип равенства граждан перед законом

- принцип взаимной ответственности человека и государства;

- принцип демократизма

- принцип законности

- принцип справедливости

-2)МЕЖОТРАСЛЕВФЫЕ принципы – принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность функционирования государственных органов, государственный язык делопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону.

-3)ОТРАСЛЕВЫЕ принципы определяют специфику конкретной отрасли права (принцип равенства всех форм собственности, принцип выборности и назначаемости должностных лиц и др.).

-4)ВНУТРЕОТРАСЛЕВЫЕ принципы – принципы, действие которых ограничено предметом регулирования конкретного института права той или иной отрасли права (принцип поглощения менее тяжкого наказания более тяжким в уголовном праве)

Наши рекомендации