Модель сопровождения замещающих семей
Модель разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №442-фЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 года №108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», Приказом министерства социальной политики Свердловской области от 31 декабря 2014 №790 «Об утверждении стандартов социальных услуг», Постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 года №1158-ПП «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Свердловской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан».
Модель сопровождения замещающих семей можно рассмотреть в рамках социального сопровождения граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.
При рассмотрении организациисоциального сопровождения необходимо отметить, что субъектами социального сопровождения являются:
- гражданин, нуждающийся в социальном сопровождении;
- территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти свердловской области – управление социальной политики министерства социальной политики свердловской области (далее – УСП);
- организация социального обслуживания;
- иные организации, не входящих в систему социального обслуживания.
Предметом такого сопровождения выступает результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности). Также к ней относятся: полнота предоставления социальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства и ее своевременность.
Для эффективной реализации социального сопровождения граждан, нуждающихся в социальном обслуживании особая роль отводится УСП, организациям социального обслуживания и иным организациям, не входящих в систему социального обслуживания.
Порядок социального сопровождения граждан, нуждающихся в социальном сопровождении предполагает несколько этапов:
1. Обращение гражданина или его законного представителя с заявлениемо предоставлении социального обслуживания в Управление социальной политики, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Заявление подается в письменной или электронной форме.
2. Управление социальной политики признает гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, либо дает решение об отказе в социальном обслуживании. Также УСП проводит комплексную оценку нуждаемости гражданина в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Далее УСП разрабатывает и утверждает индивидуальную программу. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, перечень организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам, а также мероприятия по социальномусопровождению.
3. Обращение гражданина к поставщику социальных услуг. Между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем заключается договор о предоставлении социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой.
4. Осуществляется реализация социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению организацией социального обслуживания и иными организациями, не входящих в систему социального обслуживания, на основе межведомственного взаимодействия.
Необходимо отметить, что на основании результата оценки[1] включенного в индивидуальную программу, а также перечня организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам, гражданину предоставляется медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная помощь, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
УСП, организация социального обслуживания и организация, не относящаяся к социальным услугам, производят обмен информацией, необходимой для осуществления мероприятий по социальному сопровождению и предоставлению необходимой помощи гражданину, нуждающемуся в социальном сопровождении.
Сведения о выполнении мероприятий по социальному сопровождению вносятся поставщиком социальных услуг в индивидуальную программу.
5. Осуществляется оценка результатов на трех уровнях:
- на уровне получателя социального сопровождения: обратная связь от получателя социального сопровождения посредством анкеты (см. приложение 1 «Анкета удовлетворенности клиентов услугами сопровождения»).
- на уровне поставщика социального сопровождения: организация социального обслуживания ежегодно составляет отчет о предоставленных социальных услугах и мероприятиях по социальному сопровождению (приложение 2 «Отчет (годовой) о предоставленных социальных услугах и мероприятиях по социальному сопровождению замещающей семьи»), акт жилищно-бытовых условий гражданина. Данный отчет направляется в УСП вместе с анкетой получателя социального сопровождения.
- на уровне Территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области: Управление социальной политики осуществляет государственный контроль (надзор), а также мониторинг условий жизнедеятельности получателя социальных услуг, в том числе их представителей, и эффективности предоставляемых социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению.