Организационно-педагогические условия реализации модели сопровождения замещающих семей

Педагогическая деятельность направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Следовательно, для совершенствования такой деятельности важны условия, которым в современной науке уделяется особое внимание.

Педагогические условия по-разному трактуются в литературных источниках. В словаре-справочнике по педагогике (В.А. Мижериков) «условия» - совокупность внешних обстоятельств, в которых протекает педагогическая деятельность, и обстоятельство жизнедеятельности ее субъекта (45). Одни из них способствуют, другие препятствуют успешности педагогического процесса.

Условия могут представлять собой также совокупность переменных, характеризующих состояние процесса, явления, системы и возможности их развития.

По определению Д.А. Андреевой, педагогические условия всегда связаны с обстоятельствами процесса, в первую очередь, воспитания и обучения, являющимися результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов и организационных форм для поставленных целей (3).

И.В. Матвиенко, опираясь на ее подходы, определила педагогические условия, применительно к замещающей как совокупность взаимосвязанного педагогического процесса, обеспечивающего успешность прохождения ребенком периода адаптации в приемной семье (40).

А.В. Запорожец, определяя педагогические условия эффективности процесса адаптации в приемной семье, понимает их как деятельность, связанную с воспитанием и образованием в приемной семье (23).

В социальной педагогике принято рассматривать условия как социально-педагогический комплекс, влияния социального окружения, социальных институтов воспитания, малых социальных групп на становление личности, что подтверждено исследованиями Б.З. Вульфова, Б.Г. Бочаровой (1986), которые при выявлении педагогических условий определили следующие пути:

- анализ социального заказа;

- выявление специфики деятельности специалистов,

- определение необходимых знаний и овладение инновационными подходами к работе с семьями данный категории.

Для нас интерес представляют в первую очередь педагогические условия, которые будут содействовать процессу реализации модели сопровождения замещающих семей, тем самым обеспечивать повышение эффективности воспитания приемных детей.

Таким образом, педагогические условия– этосовокупность необходимых факторов и элементов содержания процесса сопровождения замещающих семей, сознательно сконструированных для достижения предполагаемого результата.

К необходимым для сопровождения замещающих семей мы отнесли следующие организационно-педагогические условия:

1) совершенствование деятельности службы сопровождения замещающих семей;

2) наличие программно-методического обеспечения ее деятельности;

3) организация взаимодействия замещающей семьи с учреждениями различных сфер (образования, здравоохранения, социальной защиты и т.п.);

4) налаживание систематического обучения взрослых и детей к выполнению новой роли;

5) создание благоприятного климата вокруг замещающей семьи, расширения ее контактов.

Необходимость первого условия продиктована рядом обстоятельств.

Нами установлено, что для того, чтобы семья могла справиться со всеми сложными проблемами воспитания детей-сирот, им необходима профессиональная помощь специалистов. Для этой цели в России создаются службы сопровождения замещающих семей на базах учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ документов показывает, что существуют следующие службы:

Служба замещающей семьи – один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений. Основная ее цель - обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей. Стабилизации брака, а так же содействовать одиноким в создании семьи.

Служба помощи детям – служба, созданная для оказания помощи детям школьного возраста, испытывающим затруднения в учебе и имеющим проблемы в общении. Такие службы получили широкое развитие за рубежом. В России созданы на базе медико-психолого-социальных центров (70).

Анализ опыт показывает, что одним из аспектов деятельности службы является сопровождение замещающих семей.

Декларируемые службы должны быть мобильными, иметь ядро, но должны быть готовы к видоизменениям, новым направлениям работы.

Назначение такой службы сопровождения замещающей семьи – осуществление социально-педагогического патронажа семей и детей данной категории, который понимается как «квалифицированная и адресная помощь взрослым при реализации ими родительской роли и социализирующей функции в замещающей семье» (13). В ходе патронажа у замещающих родителей формируются определенные установки, отношения друг с другом, решаются вопросы формирования педагогической компетентности замещающих родителей через систему постоянно действующих семинаров, консультаций и супервизии, организация которых возложена на службу сопровождения замещающих семей. В задачи службы входит также подбор и подготовка воспитанников детского дома к передаче в семью, а в дальнейшем отслеживание соблюдения прав и интересов как ребенка, так и взрослых.

Особенно важно интенсивное сотрудничество с замещающими семьями на начальном этапе становления замещающей семьи и взаимной адаптации приемного ребенка и других членов семьи. С этой целью специалисты службы выходят в семьи, наблюдают, общаются с родителями, при необходимости проводят консультации на месте.

Службы сопровождения в дальнейшем заключают договор о сотрудничестве и взаимодействии с общеобразовательным учреждением, где обучаются переданные в семьи воспитанники детского дома. В задачи службы сопровождения детского дома при взаимодействии с общеобразовательным учреждением входит и расширение представлений педагогов об особенностях данной категории учащихся, обучение формам и методам взаимодействия как с детьми, так и с замещающими семьями. Таким образом, от взаимодействия и сопровождения замещающей семьи детский дом переходит к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением.

Назначениеслужбы сопровождения замещающих семей: программно-методическое обеспечение специалистов, приемных родителей, их обучение и консультирование, патронаж таких семей и детей, помещенных в замещающие семьи.

Направлениями такой деятельности являются:

1) поиск, отбор и обучение претендентов на роль родителя- воспитателя;

2) разработка обучающих программ и методического материала для специалистов работающих с замещающих семьей;

3) подготовка воспитанников к передаче (помещению) в замещающие семьи;

4) консультирование специалистов, приемных родителей-воспитателей, детей в проблемных случаях.

Служба сопровождения замещающих семей имеет определенную структуру:научно-методический, психолого-педагогический, медико-психотерапевтический и юридический отделы.

Кадровое обеспечение службы сопровождения замещающих семей включает: зав. службой и/или методиста, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, психотерапевта, невролога, педиатра, юрисконсульта.

На методиста (зав. службы сопровождения) возлагаются следующие функции:

1. Обобщение опыта работы замещающей семьей внутри региона и за его пределами.

2. Накопление и систематизация материалов в сфере сопровождения субъектов семейного жизнеустройства.

2. Разработка и внедрение программно-методического обеспечения деятельности службы сопровождения замещающих семьей.

3. Организация и проведение супервизии, стажировки специалистов службы сопровождения.

4. Осуществление экспертной оценки программно-методической деятельности специалистов службы сопровождения замещающих семей.

5. Консультирование специалистов службы по вопросам, входящим в его компетенцию.

Педагог-психолог службы сопровождения выполняет следующие функции:

1. Осуществляет консультирование специалистов службы по сложным случаям сопровождения;

2. Проводит семейное консультирование замещающих семей в затруднительных и кризисных ситуациях;

3. Проводит диагностирование и консультирование кандидатов в замещающие родители, замещающих родителей и членов их семей;

4. Участвует в программах реабилитации и коррекции ребенка в процессе его становления и развития в условиях замещающей семьи;

5. Принимает участие в обучении замещающих родителей к выполнению функции приемного родителя;

6. Осуществляет мониторинг удовлетворенности своей ролью членов замещающей семьи;

7. Разрабатывает и реализует программы психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи;

8. Участвует в разработке методических материалов в деятельности службы сопровождения.

Насоциального педагога возложено проведение консультаций, диагностика и патронат членов замещающей семьи.

Социальный педагог осуществляет социально-педагогический патронаж замещающей семьи в целом, разрабатывает и реализует программы мониторинга развития ребенка в замещающей семье; программы социально-педагогического сопровождения замещающей семьи; участвует в разработке методических материалов в деятельности службы сопровождения; проводит социально-педагогическую диагностику претендентов на роль замещающего родителя, приемного ребенка и его социального развития и становления в условиях замещающей семьи; осуществляет консультационную деятельность претендентов на роль замещающего родителя, их ближайших родственников, специалистов службы сопровождения по социально-педагогическим вопросам; участвует в обучении претендентов и замещающих родителей.

Дефектолог в рамках службы сопровождения замещающей семьи выполняет следующие функции:

1. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

2. Разрабатывает и реализует с учетом специфики развития ребенка программы его коррекции и реабилитации.

3. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников замещающих семей.

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

5. Консультирует специалистов службы сопровождения и замещающих родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Психотерапевт службы сопровождения замещающих семей:

1. Оказывает консультативную помощь специалистам и замещающим родителям.

2. Осуществляет диагностику, в том числе скриниговыми методами членов замещающих семей.

3. Участвует в повышение компетентного поведения замещающих родителей.

4. Проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия.

5. Совместно с педиатром и неврологом службы сопровождения осуществляют динамический контроль за состоянием здоровья и уровнем развития ребенка в условиях замещающей семьи.

Невролог: на основании клинических наблюдений и обследования, сбора анамнеза, данных клинико-лабораторных и инструментальных исследований устанавливает (или подтверждает) диагноз.

В соответствии с установленными правилами и стандартами назначает и контролирует необходимое лечение, организует или самостоятельно проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия.

Оказывает консультативную помощь замещающим родителям в вопросах лечения и реабилитации приемного ребенка.

Совместно с педиатром и психотерапевтом службы сопровождения осуществляют динамический контроль за состоянием здоровья и уровнем развития ребенка в условиях замещающей семьи.

Педиатр, в свою очередь, собирает полную медицинскую информацию о ребенке.

Предоставляет замещающим родителям необходимую медицинскую информацию о здоровье приемного ребенка; в доступной форме разъясняет течение и прогноз болезни, рекомендации по оказанию доврачебной помощи в экстренных случаях.

Принимает участие в повышение компетентного поведения родителей в вопросах ухода и оказания первичной помощи ребенку.

Совместно с неврологом и психотерапевтом службы сопровождения осуществляют динамический контроль за состоянием здоровья и уровнем развития ребенка в условиях замещающей семьи.

В течение года непрерывно от замещающих родителей (в случае необходимости - из учреждений здравоохранения 6поликтьинники, больницы, скорая помощь) получает информацию о перенесенных заболеваниях, проведенных прививках, плановых и экстренных госпитализациях, рекомендациях специалистов по месту жительства, диспансеризациях ребенка.

При необходимости углубленного обследования, в трудных случаях диагностики, помогает замещающим родителям через направление ребенка к узким специалистам.

Регулярно проводит индивидуальные профилактические беседы на актуальные медицинские темы с замещающими родителями.

Наюрисконсультавозложено полное юридическое сопровождение замещающей семьи, а так же консультирование по юридическим вопросам специалистов службы сопровождения.

Второе условие реализации модели сопровождения замещающих семей предполагает наличие программно-методического обеспечения ее деятельности.

Программа (от греч. programma – объявление, предписание) – содержание и план деятельности; изложение основных задач и целей деятельности индивидов, социальных групп, организаций и т. д.; система мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы (43).

Мы рассмотрели и проанализировали опыт подготовки замещающих родителей в России. С точки зрения программно-методического обеспечения в настоящее время имеется: программа подготовки потенциальных приемных родителей, в частности,разработанная и апробированная на базе государственного учреждения «Областного центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» и государственного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Советского района города Нижнего Новгорода.

Данная программа помогает обеспечить повышение уровня социально-психологической готовности приемным родителям к жизнедеятельности в условиях замещающей семьи. Она предполагает работу специалистов разного профиля (психологов, юристов, социальных работников) с замещающей семьей, которая готова заменить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, кровную семью.

Программа рассчитана на 173 часа. При ее реализации Используются как индивидуальные, так и групповые формы подготовки приемных родителей. Основной формой реализации данной программы социально-психологический тренинг.

Программа состоит из 5 разделов:

1. Социально-психологическая подготовка потенциальных замещающих родителей. Цель раздела; психологическая и медико-социально-правовая подготовка семей, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Подготовка ребенка к переходу в новую семью. Цель: формирование положительного образа взрослого в сознании ребенка и оптимизация развития его самосознания.

3. Первые этапы взаимодействия ребенка и принимающей семьи. Целью является содействие принимающим семьям в процессе подготовки к осознанному выбору ребенка и созданию оптимальных условий для его экологичного перехода из учреждения в новую семью.

4. Приемный ребенок и его биологические родители. Цель раздела: формирование у потенциальных замещающих родителей адекватной позиции в отношении факта происхождения ребенка и его взаимодействия с кровными родителями.

5. Сопровождение принимающих семей. Целью является подготовка принимающих родителей к жизнедеятельности в замещающей семье (3).

Другая программа комплексной подготовки кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родителиразработана и апробирована на базе детского дома №19 г. Москвы. Она представляет собой систему комплексной подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание и ее целью является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье через развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Кадровое обеспечение этой программы: педагог-психолог; социальный педагог; психолог; юрист; врач-валеолог.

Ее основные разделы включают:

1. Информационные собрания группы кандидатов (отводится 1,5 часа). Информационная встреча проводится для людей, желающих получить более подробную информацию о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью.

2. Индивидуальное первичное интервью (отводится 1, 5 часа)

Индивидуальное интервью является следующим этапом в работе с кандидатами в приемные родители.

Длительность интервью 30 мин. – 1, 5 часа. Беседа проводится социальным педагогом и психологом, которые производят первичную оценку кандидата. Эта оценка не является окончательной и может изменяться в процессе дальнейшей работы с кандидатом.

3. Проведение психологических тренингов (отводится 14 часов)

Тренинг проводится не в форме лекций, а с применением активных психологических методов, таких как: мозговой штурм, обсуждение, ролевые игры, скульптура семьи, психогимнастические упражнения и т.д.

Последовательность занятий программы соответствует хронологической последовательности развития семьи после принятия в нее ребенка.

В проведении тренинга участвуют два-три сотрудника. Ведет тренинг профессиональный психолог, ему ассистируют социальный педагог и педагог-психолог, курирующие эту группу.

4. Посещение семьи кандидата в приемные родители (отводится 8 часов)

Посещение семьи осуществляется социальным педагогом и психологом, которые наблюдают взаимодействие между членами семьи в естественной обстановке. Время, уделяемое этому, зависит от количества членов семьи и качества контакта с ними.

5. Заключительная беседа и выдача рекомендаций (отводится 1 час)

На этапе проведения заключительной беседы к специалистам, работающим с кандидатом, подключается юрист.

Не менее интереснапрограмма клуба опекунских семей «Теплый Дом».Идея организации клуба опекунов принадлежит руководителям службы «Очаг» в городе Ростове-на-Дону.

Целью его работы является: повышение психологической компетентности родителей-опекунов, направленной на создание благоприятного психоэмоционального климата в опекунской семье.

Содержание работы Клуба опекунских семей представлено двумя формами:

А. Индивидуальная работа.

Индивидуальные встречи проходят до групповых занятий. После установления личного контакта возможно общение психолога и опекуна по телефону.

Б. Групповая работа.

Направлена на переосмысление жизненных установок, принятие родителями/опекунами индивидуальности своего ребенка. Психокоррекционное воздействие усиливается за счет группового взаимодействия, групповой динамики.

В соответствии с задачами, стоящими перед Клубом, в групповых занятиях выделяются три основных направления:

1. Работа, нацеленная на позитивное принятие опекунами своей новой роли;

2. Работа по гармонизации внутрисемейных отношений;

3. Работа по формированию установки на оптимизацию социальных контактов.

Групповые занятия проводятся два раза в месяц по три часа. Программа реализуется через индивидуальные и групповые формы работы.

Программа подготовки потенциальных приемных родителей в этом случае обеспечивает повышение уровня социально-психологической готовности приемным родителям к жизнедеятельности в условиях замещающей семьи.

В Костромском регионе разработана и опробована программа подготовки детей к жизни в семье, которая включает три раздела: диагностический, подготовительный, гостевой. Ее цель - оценить и компенсировать последствия травматического опыта, пережитого ребенком, и создать позитивный образ семьи.

Программа реализуется через специально организованные занятия, на которых дети получают теоретические знания, также у них формируются и практические навыки, чтобы дети думали, учились работать в семье, включались в семейные устои, традиции, учились вместе радоваться, переживать и переносить неприятности.

Для того чтобы иметь возможность определить результаты деятельности по программе, были разработаны критерии отслеживания ее эффективности программы.

Подготовительная работа по данной программе включает:

1) диагностику;

2) планирование (разработку) индивидуальных коррекционно-развивающих программ на основании полученных результатов;

3) реализацию этих программ с последующим мониторингом их эффективности;

4) анализ достигнутых результатов, при необходимости корректировку программ с учётом достигнутых результатов и возникших проблем.

Также к Костромском регионе реализуетсяпрограмма формирования педагогической компетентности замещающих родителей включает в себя три блока:

– правовой;

– медицинский;

– психолого-педагогический;

Первый и последний носят информационный характер – просвещение. Второй – основной – включает формирование педагогической грамотности замещающих родителей и закрепление их педагогической компетентности в вопросах воспитания приемных детей.

Основными методами обучения являлись: лекция, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, временная работа в группах, ролевые игры, создание ситуаций творческого поиска, создание проблемных ситуаций, дискуссия (25) (см. приложение № 2 ).

Подготовка приемных родителей неразрывно связана с повышением квалификации специалистов служб сопровождения, программа которой может быть использована как для обучения тех, кто ранее не работал с замещающей семьей, так и для имеющих уже определенный опыт сопровождения детей и взрослых данной категории.

Цель программы работы со специалистами: обогащение знаний, формирование у них умения и навыков сопроводительной деятельности, эффективного взаимодействия с детьми-сиротами, с разными возрастными и профессиональными группами замещающих родителей и приемных детей.

Основные задачами, позволяющими реализовать эту цель стали:

1) вооружить их современными социально-педагогическими, психологическими, юридическими и медицинскими знаниями и умениями, которые необходимы человеку, сформировать навыки взаимодействия с разными категориями клиентов, планирования собственной деятельности, решения типовых затруднений;

2) актуализировать у специалистов представления о специфики воспитания детей в условиях замещающей семьи;

3) создать условия для освоения ими методики и технологии социально-педагогического патронажа семей данной категории.

Данный курс рассчитан на 756 часов: из них 78 часов лекционных и 58 часов практических занятий, 620 часов отведено самостоятельной подготовке слушателей.

Содержание разработанной программы подразделяется на 3 взаимосвязанных элемента. Первый блок предусматривает рассмотрение исторических аспектов становления замещающих семей в России и за рубежом, Второй блок включает методики организации и реализации сопроводительной деятельности специалистами замещающих семей и приемных детей; третий – технологии социально-педагогического патронажа приемных родителей-воспитателей и воспитанников из замещающих семей (27) (см. приложение № 3).

Программно-методическое обеспечение включает методические пособия: для родителей: «Что делать, если?.. Методические рекомендации для замещающих родителей», «Формирование жизненно важных навыков у ребенка в условиях воспитания в замещающей семье»; памятки для родителей с конкретными приемами и примерами выхода из сложных ситуаций: «Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми», «Принципы общения с агрессивным ребенком», «Несколько коротких правил», «Инструкция “Как стать специалистом в вопросах убеждения”», «Правила о правилах или как найти пути к бесконфликтной дисциплине» , «Первичная диагностика претендентов на роль замещающего родителя», «Углубленная диагностика претендентов на роль замещающего родителя», «Заключительная диагностика претендентов на роль замещающего родителя»и другие (27).

Третье условие - организация взаимодействия замещающей семьи с учреждениями различных сфер (образования, здравоохранения, социальной защиты и т.п.);

Проделанный нами анализ категории «взаимодействие» позволяет трактовать «взаимодействие образовательных учреждений и замещающих семей» как сотрудничество педагогов и всех членов замещающих семей в качестве опосредованных субъектов отношений, обеспечивающее организацию и согласование их взаимообусловленных действий, реализацию специфических воспитательных возможностей каждого субъекта этого взаимодействия.

Цель, задачи и содержание такого взаимодействия определяются наличием общего и специфического в системах, входящих в него, особенностями учреждения, конкретной семьи, социального заказа (запроса семьи, потребностей, интересов ребенка, возможности их удовлетворения). Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор деятельности субъектов: замещающей семьи, приемного ребенка, образовательного учреждения, учреждения интернатного типа, на базе которого создается служба сопровождения, которые в равной степени заинтересованы в результате своего сотрудничества.

Исходя из этого, следует отметить, что при решении вопросов организации взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей затрагиваются, помимо чисто педагогических и психологические, и социальные, и правовые аспекты, что подтверждает имеющийся международный и отечественный опыт по данной проблеме.

Объектом взаимодействия в данном случае выступает образовательно-воспитательная среда, включающая образовательное пространство приемного ребенка и замещающего родителя и поле общения всех участников взаимодействия, способствующая повышению успешности воспитания приемного ребенка. При этом основные направления деятельности по ее организации в общеобразовательном учреждении и замещающей семье обсуждаются и принимаются совместно со специалистами службы сопровождения замещающих семей конкретного детского дома. Таким совещательным органом является консилиум, в работе которого могут принимать участие сами замещающие родители и представители общественных организаций таких семей (общественный совет замещающих семей, ассоциация замещающих родителей и тому подобное).

Особое место в последнее время отводится Общественному совету замещающих семей, который создается при детском доме (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266–1, ст. 32, п. 2), является, например, в нашей модели сопровождения замещающей семьи поддерживающим звеном, позволяющим реализовывать функционал участников взаимодействия, организовать и содержательно наполнить поле общения участников взаимодействия. Совет является общественной организацией, в него входят наиболее опытные и активные родители, проживающие в округе деятельности службы сопровождения замещающих семей детского дома, представители этой службы. Такой совет участвует в планировании взаимодействия с замещающими семьями, защищает интересы конкретных семей и их членов, является прообразом профессионального сообщества замещающих родителей, а председатель совета – организатором и руководителем такого объединения. Следовательно, кроме узких заседаний совета, могут проходить расширенные, в работе которых принимают участие приглашенные замещающие родители. Тематика таких заседаний касается различных сфер жизнедеятельности семьи, воспитания приемного ребенка и затрагивает юридический, психологический, педагогический, социальный и медицинский аспекты.

Ассоциация замещающих родителей (в городе Костроме и Костромской области это «Теплый дом») предполагает объединение всех замещающих семей области. В ее задачи входит помощь и поддержка таких семей, формирование общественного мнения и пропаганда семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность ассоциации замещающих родителей «Теплый дом» осуществляется на двух уровнях: 1) взаимодействие приемных родителей при оказании помощи и поддержке психолого-педагогического и бытового характера (консультации, бесед, семинары, тренинги, клубные встречи, совместные праздники и т.п.), 2) объединение наиболее активных замещающих родителей, для решения проблем на областном уровне, выступление с предложениями в изменение законодательной базы в отношении замещающей заботы.

Еще одной формой организации взаимодействия семьи, имеющей приемных детей, может стать коллективная деятельность самих замещающих родителей через клубное объединение, которая будет способствовать осознанию того, что аналогичные проблемы встречаются и в других семьях. Это приводит к ускорению процесса адаптации взрослого и ребенка, а так же замещающие родители не остаются со своими проблемами в одиночестве, а могут найти скорейший выход из сложных ситуаций за счет поддержки других.

Четвертое условие - налаживание систематического обучения взрослых и детей к выполнению новой роли;

а) обучающий (подготовка ведется с детьми, которым уже подобрана наиболее подходящая для них потенциальная семья). Здесь большое внимание уделяется воспитанию чувства ответственности и самостоятельности у воспитанников, а также конструктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; б) гостевой (ребенок, находится в семье, куда он обычно отправлялся во время выходных и каникулы). Здесь осуществляется рефлексия проживания и взаимодействия в семье, ребенок имел возможность получать индивидуальную помощь при возникновении естественных трудностей в новой жизни. Следовательно, основная цель этого блока заключалась в предоставлении ребенку возможности познакомиться поближе с семьей в неформальной обстановке, в процессе совместных дел, а также отработать на практике полученные в ходе обучения навыки и приемы социального взаимодействия.

В результате данной работы удавалось снять напряжение в отношениях приемного ребенка, с приемными родителями снизить тревожность, определить пути повышения готовности самого ребенка, его желания жить в замещающей семье, развития его способности строить отношения в близких семейных контактах, формирования положительного образа за собственной будущей семьи.

На всем этапе социальный педагог и педагог-психолог поддерживают контакт с родителями и ребенком, при необходимости обсуждают, корректируют свою дальнейшую работу по оказанию индивидуальной помощи детям; в) консультативный блок. На этом этапе специалисты уже имеют определенное представление об особенностях каждого конкретного ребенка, понимают специфику семьи, претендующую на роль замещающих родителей или выполняющую ее, осознают, с какими сложностями может столкнуться ребенок, родитель в новых условиях, поэтому цель специалистов приучить ребенка к обращению к ним за консультацией, помощью, советом при возникновении трудностей в общении.

В настоящее время прослеживается установка государства и общества на то, чтобы как можно больше детей-сирот оказались переданными на воспитание в замещающие семьи. Как следствие этого возникает также проблема пропедевтической подготовки взрослых и детей.

Нами разработана и апробирована программа подготовки к жизни в семье воспитанников детских домов, которая рассчитана на 3 возрастные группы (4-7 лет, 8-10 лет, 11-15 лет), состоит из теоретического и практического разделов. Содержание данной программы направлено на формирование представлений у детей-сирот о характере взаимодействия между взрослыми и детьми в семье, эмоциональных связях и позитивных паттернах поведения, способах разрешение эмоциональных проблем и т.п.

В реализации этой программы принимали участие педагог-психолог, социальный педагог, руководители кружков и воспитатели. Большое внимание удалось формированию навыков семейного проживания, самоконтроля, практических умений, так необходимых в повседневной жизни. Детей, например, учат выбирать подарки для близких им людей с учетом уже их интересов, размышлять какой лучше и дороже подарок – сделанный своими руками или тот, который купили в магазине. При этом с ребенком оговаривается, что следует понимать ребенком под дорогим подарком и т.п.

Формы проведения занятий с детьми различны. Они подразделяются как на индивидуальные, так и групповые.

Опыт работы с замещающими семьями и результаты диагностики позволили так же сделать вывод о том, что у многих будущих родителей характер затруднений типичен для всех категорий граждан (не зависимо от возраста, опыта предыдущего воспитания детей как биологических, так и приемных, уровня образования и мета проживания). К числу основных проблем следует отнести:

1. Незнание особенностей развития детей, имеющих негативных опыт в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении.

2. Неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена.

3. Непонимание задач и целей коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи.

4. Отсутствие знаний юридического и медицинского характера.

Исследование показало так же, что: 97 % претендентов осознают потребность в помощи со стороны специалистов: на 1-м месте - психологического; на 2-м - социально-педагогического; на 3-м - юридического характера; лишь 3 % из них считают, что данного рода помощь им не нужна.

В тоже время, из общего числа продиагностированных замещающих родителей: 63 % - выражают тревожность по поводу появления в их семье специалистов, но готовы сотрудничать; 25 % - категорически против общения со специалистами (среди которых, 23 % замещающих родителей из того, что не доверяют специалистам, однажды столкнувшись с непониманием, грубостью и неуважением со стороны работников органов опеки и попечительства).

Это привело нас к выводу, что 2-й блок подготовки - обучение потенциальных родителей - воспитателей должен включать два основных направления: юридическое и психолого-педагогическое.

Юридическое подразумевает ознакомление потенциальных замещающих родителей с законодательными основами по проблемам защиты детства и организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. Это даст им возможность осознать права и обязанности как свои, так и приемного ребенка, а так же последствия их нарушения.

Психолого-педагогическое направление предусматривает ознакомление замещающих родителей с трудностями, с которыми они могут столкнуться в ходе воспитания приемного ребенка, вооружение их рядом знаний и умений коррекционно-воспитательной деятельности, способам бесконфликтного общения.

Подготовка будущих замещающих родителей осуществляется через индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. К ним можно отнести: лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги.

Наши рекомендации