Социально-значимые результаты реализации модели сопровождения замещающих семей
МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
г. Екатеринбург, 2015
Модель сопровождения замещающих семей. – ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга», 2015. 27 с.
Автор-составитель:
Язовских А.Н., педагог-психолог, заведующий отделением организационно-методической работы ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга».
Рецензенты:
Устинова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцента кафедры психологии образования Института Психологии Уральского государственного педагогического университета.
Волченкова Татьяна Георгиевна, кандидат педагогических наук, эксперт Фонда образовательных инициатив Роснано, директор инновационновнедренческого центра Уральского федерального университета.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………………….……4
Цель и задачи…………………………………………………………………………………….6
Социально-значимые результаты реализации модели сопровождения замещающих
семей……………………………………………………………………………………………...7
Модель сопровождения замещающих семей ………………………………………………….7
1. Стабильное сопровождение…………………………………………………………....14
2. Кризисное сопровождение…………………………………………………………..…20
Перечень социальных услуг в рамках сопровождения замещающих семей ………………21
Перечень оснований для досрочного прекращения социального сопровождения………..22
Требования к работникам, осуществляющих сопровождение замещающих семей……….22
Приложения……………………………………………………………………………………..23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня государственная политика ориентируется на безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В Концепции отражены приоритетные задачи, направленные на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Число детей, зарегистрированных в государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом сокращается. По данным Минобрнауки, в государственном банке данных о детях-сиротах на начало 2009 года на учете состояло 140 тыс. детей-сирот. В декабре 2014 года там было зарегистрировано около 92 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2015 года на учете находились сведения о 87,2 тысячах детей, что на 18 процентов меньше, чем в конце 2013 года, на 27 процентов меньше, по сравнению с 2012 годом. При этом увеличилось число устроенных в семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями или сестрами.
В целях обеспечения приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Свердловской области функционируют 42 отделения сопровождения замещающих семей и 34 отделения психолого-педагогической помощи (по данным Информации Министерства социальной политики Свердловской области о выполнении в I полугодии 2015 года плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области). Наряду с положительными моментами, можно выделить следующие проблемы:
- отсутствие единой межведомственной системы и регламентов по сопровождению замещающих семей;
- недостаточная работа по формированию благоприятного общественного мнения об институте замещающей семьи, повышению престижа работы замещающих родителей (преобладание общественной установки на материальные мотивы кандидатов в замещающие родители), а также привлечению общества для решения проблем преодоления социального сиротства;
- слабо развита практика создания общественных объединений и клубов замещающих семей;
- организация и осуществление социально-психолого-педагогического патронажа замещающей семьи на сложных этапах приема;
- организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание экстренной кризисной (психолого-педагогической) помощи замещающей семье (в т.ч., при принятии решения об отказе от ребенка);
- реабилитация ребенка в процессе решения вопроса об отмене усыновления, опеки, после неудачного размещения в замещающей семье;
- проектирование индивидуальной образовательной траектории для приемного ребенка в замещающей семье.
Известного, что на 34,7% снизилось число отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Если в 2009 году было почти 8,5 тыс. таких решений, то в 2014 году их стало 5 412. Число детей, пострадавших по вине усыновителей, уменьшилось на 54,1% . В 2010 году пострадало 74 ребенка, в 2014 году - 34. Не смотря на снижение числа отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью, отказы от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, имеют место быть. По данным мониторинга отмен решений органов опеки и попечительства о передаче ребенка в семью за 1 полугодие 2015 года по территориальным управлениям социальной политики Свердловской области в большинстве случаях с отказом от ребенка обращается замещающий родитель. Чаще отказываются от несовершеннолетних в возрасте от 0 до 10 лет. Стоит отметить, что на превом месте стоят отказы от детей в замещающих семьях по психолого-педагогическим причинам (нарушения взаимопонимания, конфликтные отношения, противоречия между членами семьи, нарушения поведения ребенка, нарушения процесса адаптации к приемной семье). На втором месте - медицинские причины (выявление либо прогрессирования заболевания у принятого ребенка семью, ухудшение состояния здоровья замещающего родителя, преклонный возраст замещающего родителя). На последнем месте - социальные причины отмен решений ООиП (ненадлежащее исполнение замещающим родителем своих обязанностей, изменение семейного положения замещающим родителем, судебное решение в отношении замещающего родителя).
Главной причиной отказа несовершеннолетних проживать в семье является отсутствие взаимопонимания с замещающим родителем (прим: со слов ребенка «Он меня не понимает»). На втором месте стоит - не желание проживать в данной семье («Не хочу жить здесь»).
Анализ региональных проблем и институциональных затруднений в реализации сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка актуализирует тот факт, что инфраструктура системы сопровождения функционирует на уровне разрозненных элементов, отношения между которыми носят несогласованный характер, имеет место дублирование функций, неясность разделения полномочий, различное понимание задач сопровождения и содержания деятельности.
Галина Семья (заведующий лабораторией развития социальных проектов Столичной финансово-гуманитарной академии, член Координационного Совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей) высказалась о системе профессионального сопровождения замещающих семей на выездном заседании «круглого стола» Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающей семьи»: необходимо улучшить качество подготовки потенциальных замещающих родителей, создать систему профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Сопровождение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обоснованной системной работе. Для повышения управляемости процессами сопровождения и эффективности оказания профессиональной помощи замещающей семье необходима разработка модели сопровождения замещающей семьи, с четким распределением направлений деятельности и функциями каждого элемента системы сопровождения.
Термин сопровождение мы понимаем как комплексный метод, в основе которого заложено единство нескольких функций: диагностика семейной системы, возникшей проблемы; информация о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, помощь и сопровождение на этапе реализации плана решения, мониторинг эффективности реализации плана. Под психологическим сопровождением замещающей семьимы понимаем систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий, обеспечивающих эффективность замещающей семейной заботы (В.Н. Ослон; Психологическая наука и образование, 2011, №1).
Теоретико-методологическую основу модели сопровождения замещающей семьи составили:системный подход (Варга А.Я., 1986, 2001; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 1990, 1996, 2002; Холмогорова А.Б., 2002; и др.) и структурный подход (Minuchin S., Montalvo B., Rosman B., 1967,1974; Fishman H.C., 1981; и др.) к изучению семьи; положения о структуре и функциях детско-родительских отношений (Эйдемиллер Э.Г., 1987, 1990, 1994, 2002; Спиваковская А.С., 1988, 1999; Марковская И.М., 2000; Овчарова Р.В., 2003, 2008; и др.); теория привязанности (Bowlby J., 1950, 1958, 1973, 1982; Ainsworth M.D.S., 1962, 1963, 1978;Bretherton I., 1985, 1987, 1992; Main M., Solomon J., 1990; Мухамедрахимов Р.Ж., 1994,1998, 1999, 2001, 2006; и др.); субъектно-деятельностный подход (Н. Н. Васягина, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский); исследования семьи на основе функционирования семейной системы (А.Я. Варга, 2000; А.В. Черников, 2001; И.Ю. Хамитова, 2004); теоретические положения в области развития и воспитания детей–сирот (И.А. Алексеева, М.И. Лисина, B.C. Мухина, И.Г. Новосельский, А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И. Шульга, и др.); исследования адаптации и развития детей в приемных семьях разного типа, о влиянии последствий воспитания в условиях депривации на социально–личностное становление ребенка–сироты (А.Г. Асафова, В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.В. Дубровина, Г.Г. Запрягаев, Н.Л. Коломинский, И.А. Коробейников, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Н.В. Недожогина, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Г.В. Семья, В.Н. Слуцкий, Р. Спиц, Н.Н. Толстых, И.Ю. Хамитова, А.М. Щербакова, В.А. Юницкий).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цельюразработки модели сопровождения замещающих семей являетсявыстроенная система работы для профилактики семейного неблагополучия и вторичного сиротства, профилактике жестокого обращения с детьми, а также для своевременного решения проблем замещающих семей и оказание им эффективной профессиональной помощи.
Задачи модели сопровождения замещающих семей:
- устойчивая положительная динамика в изменении статистики случаев отказов замещающих родителей от взятых на воспитание детей и их повторный возврат в образовательные учреждения;
- организация и осуществление социально-психолого-педагогического патронажа замещающей семьи на сложных этапах приема;
- организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание кризисной (психолого-педагогической) помощи замещающей семье (в т.ч., при принятии решения об отказе от ребенка);
- помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);
- развитие и поддержание родительской компетенции и навыков воспитания приемных детей;
- предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях;
- содействие специалистам в организации и реализации профессиональной детальности по сопровождению замещающей семьи.
Выделяют две основные функции сопровождения семей, воспитывающих приёмных детей:
- контроль за соблюдением прав ребёнка;
- оказание поддержки семье и содействия обмену опытом между замещающими родителями.
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
- Положительная динамика развития детей в замещающих семьях, высокий уровень психологического комфорта.
- Снижение количества возвратов детей из замещающих семей.
- Отсутствие неудовлетворённых потребностей замещающих семей в психолого-педагогической поддержке.
- Замещающие семьи могут самостоятельно удовлетворять потребности ребенка в родительской заботе и уходе, развивать и социализировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Повышение престижности труда замещающих родителей. Поддержка замещающих семей в ситуации неоднозначного отношения к ним в окружающем их сообществе.
- Своевременно выявлены замещающие семьи, имеющие проблемы и потребности в помощи, определены задачи поддержки.
- Система сопровождения (консультации, патронаж, диагностика, информирование, клуб замещающих семей и др.) осуществляется для целевой группы на регулярной основе.
- Учреждения осуществляющие сопровождение регулярно информируют население о своей работе.
- Увеличение доли семей, удовлетворенных полученной в рамках социального сопровождения помощью.