Проектирование организационных структур предприятий индустрии туризма

Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Этапы процесса проектирования организационной структуры:

1 этап – анализ существующей организационной структуры, в результате которого выясняется, насколько данная структура отвечает целям и требованиям, предъявляемым к организации.

2 этап – проектирование организационных структур исходя из существующих моделей: метод аналогий, экспертный метод, структуризация целей, организационное моделирование.

3 этап – оценка эффективности организационных структур.

Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).

В основу построения организационных структур управления положены такие принципы, как достаточная целесообразность, гибкость, минимальное количество звеньев, минимизация персонала, высокая квалификация персонала, минимизация накладных расходов и др.

Универсальных рекомендаций по построению структур управления для организаций индустрии туризма нет. Организационная структура может неоднократно изменяться в зависимости от конкретной ситуации и должна быть всегда адекватна поставленной цели.

Построение организационной структуры управления зависит от:

– организационно-правовой формы организации;

– вида организации (туроператорская компания, турагентство, информационно-рекламное агентство, туристское автопредприятие и др.);

– размера предприятия (численности персонала);

– технологии производства туристского продукта;

– формы собственности (частная, государственная, общественная и др.);

– других факторов.

Задачи проектирования организационной структуры:

1. Определение типа структуры управления.

2. Уточнение состава и количества подразделений по уровням управления.

3. Численность административно-управленческого персонала.

4. Характер соподчиненности между подразделениями организации.

5. Расчет затрат на содержание аппарата управления.

Требования, предъявляемые к организационным структурам: оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры управления.

Выработка решения об организационной структуре – весьма сложный процесс. Структура больших организаций стала необычайно запутанной из-за многочисленных изменений. Сделать выбор среди них бывает сложно, но еще труднее преодолеть сопротивление этим изменениям. Скорость изменений настолько повысилась, что ведется поиск не столько специфической, постоянной структуры, сколько временной, которая отражает определенный этап развития организации. И, наконец, структура, зафиксированная в схемах и уставах, занимает все меньше места в проектах организации. Потоки информации, процессы принятия решений, проектные графики или временные предписания становятся все более существенными источниками информации о ролях и распределении прав и ответственности. Организационную структуру можно выбрать только при комплексном подходе к изменениям предприятия и его внешней среды.


Наши рекомендации