Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма

Внешняя среда туристского бизнеса

Основные сферы деятельности любой фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Управление турфирмой определяются двумя факторами:

– особенностями производства турпродукта;

– характером внешней среды.

Внешняя среда – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность ее деятельности. Внешняя среда представляет собой совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:

– макроокружения, или макросреды;

– непосредственного окружения, или микросреды (рис. 4.1.1.).

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru

Рис.4.1.1. Внешняя среда турфирмы

Непосредственное окружение (микросреда) представлено теми составляющими внешней среды, с которыми турфирма находится в непосредственном взаимодействии. При этом фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появлении угроз ее дальнейшему существованию.

Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга представлены на рис. 4.1.2.

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru

       
  Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru   Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru
Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru

Рис.4.1.2. Непосредственная внешняя среда менеджмента

Составляющие внешней среды турфирмы:

1) Потребители, изучение которых позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов. На данный момент сила покупателей в туристской отрасли высока, это связано, во-первых, с падением покупательского спроса, а во-вторых, со слабой приверженностью покупателей к какой-либо марке.

2) Конкуренты, которые задают те показатели, которые фирме предстоит достичь или превзойти. На сегодняшний день степень конкуренции в российской туристской отрасли очень высока. Между фирмами идет борьба идет за каждого клиента, активная конкуренция в качестве обслуживания, компании часто работают по себестоимости с целью снижения цены турпродукта. На основных направлениях массового туризма рынок практически поделен, поэтому выйти на освоенный рынок турфирме очень сложно.

3) Смежники, без которых практически ни одна турфирма не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечив клиентов всеми необходимым транспортными средствами, жильем, организовать питание и т.д. Смежники – это предприятия, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:

– средства размещения;

– транспортные фирмы;

– экскурсионные бюро и иные организации, представляющие услугу сопровождения и информационного обеспечения туристов;

– посреднические туристские компании;

– торговые фирмы;

– предприятия общественного питания.

4) Контактные аудитории – это организации, учреждения, потенциально или реально воздействующие на деятельность предприятия:

– финансовые организации (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и др.);

– средства массовой информации (пресса, радио, телевидение);

– общественность (союзы, не выступающие в качестве какой-либо организованной силы, например жители курортной зоны);

– персонал фирмы.

Макроокружение (макросреда)создает общие условия среды, в которой находится турфирма. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако каждая из них испытывает на себе влияние макросреды и не может управлять ею.

Внешняя макросреда фирмы выступает как нечто заданное. Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Макросреду составляют факторы, представленные на рисунке 4.1.3.

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда бизнеса в индустрии туризма. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма - student2.ru

Рис.4.1.3. Факторы макросреды менеджмента турфирмы

Изучение экономических факторов макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономических компонентов важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы, величина заработной платы.

Анализ правовых факторов, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих право, нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Политические факторы должны изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику (насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры, чтобы, используя недовольство, захватить власть).

Изучение социальных факторов макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и интересов, как отношение людей к работе и качеству жизни; существование в обществе обычаев и верований; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровня образования, мобильность людей или готовность к перемене жительства и т.п. Значение социального фактора очень велико, т.к. он является всепроникающим, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации.

Анализ технологических факторов позволяет своевременно определить те возможности, которые развитие науки и техники открывая производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе новые возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления некоторых изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют.

Для того чтобы турфирма могла результативно изучать влияние факторов макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для турфирмы внешних факторов.

Наши рекомендации