Методы работы с психологической травмой. метод соматического переживания

Работа с психической травмой – одно из самых актуальных и востребованных направлений в современной психотерапевтической практике. К числу наиболее распространенных психических травм, с которыми обращаются к психотерапевту, относятся последствия разнообразных чрезвычайных ситуаций (например: стихийные бедствия, теракты, аварии), семейные конфликты, разводы, насилие, потери, переживания горя, тяжелые неизлечимые заболевания и др.

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (CBT)
Как можно догадаться по названию, этот метод предполагает воздействие на мысли и убеждения пациента, а также на модели его поведения. Он основан на двух основных составляющих:

· Когнитивная терапия – этот метод главным образом сосредоточен на мыслях и убеждениях пациента, а также на моделях поведения, которые они вызывают. У каждого из нас существуют некие автоматические модели мышления, о которых мы обычно и не подозреваем. Эти модели могут влиять на нашу способность объективно воспринимать реальность, и поэтому они часто приводят к стрессам. Например: многие люди, которые пострадали в транспортной аварии, боятся вновь сесть за руль автомобиля, поскольку думают, что "это обязательно повторится". Анализируя это ощущение, мы понимаем, что если водитель будет вести себя осторожно, то шансы повторной аварии невелики. В ходе курса когнитивний терапии терапевт совместно с пациентом идентифицирует подобные модели мышления, анализирует их и предлагает другие, альтернативные возможности – более реальные и позитивные. В рассмотренном нами примере человек, пострадавший в транспортной аварии, осознает невероятность придуманного им развития событий и может более реально оценивать опасность.

· Экспозиционная терапия – это второй компонент когнитивно-поведенческого метода лечения. Прямое, мужественное противостояние травме осуществляется посредством так называемой "экспозиции". Пациент мысленно представляет себе происшедшее, говорит о нем и постепенно подвергается воздействию различных сигналов, которые напоминают ему о травме. Эта процедура повторяется несколько раз в безопасной обстановке и под наблюдением терапевта. Сначала данный метод лечения вызывает сильнейшие эмоции, но на определенном этапе пациент "привыкает" к мыслям о травме, и они уже не властны над ним. На этом этапе травматические переживания, которые были столь ужасными в начале лечения, становятся обычными воспоминаниями из прошлого. В сущности, все мы сталкиваемся с этим явлением в повседневной жизни, когда нужно пройти экзамен или интервью. Если на первых экзаменах мы волнуемся и переживаем, то постепенно мы начинаем понимать, что это не так страшно и бояться нечего.
Разница между экспозиционной терапией и постоянными тяжелыми воспоминаниями, которые характерны для посттравматических расстройств, заключается в уровне контроля. В первом случае болезненные воспоминания инициируются самим пациентом. Таким образом на смену беспомощности перед лицом собственной памяти приходит способность управления ею.

EMDR– ВОЗВРАЩЕНИЕ К НОРМАЛЬНОМУ ПСИХИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ ПРИ ПОМОЩИ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ
Вспоминая о травматическом событии, многим кажется, что оно вновь происходит у них перед глазами. Они постоянно чувствуют себя в центре происходящего и не в состоянии избавиться от этого ощущения. Метод EMDR предлагает пациенту использовать естественные механизмы переработки информации и релаксации головного мозга при помощи движений глаз (или других стимулов, воздействующих на оба полушария мозга). Пациенту предлагается подумать о любых картинах, эмоциях или мыслях, связанных с травмой, одновременно наблюдая за пальцем психолога, который движется вверх и вниз у него перед глазами. Трудно точно сказать, чем именно обусловлена эффективность этого метода, но логично предположить, что движения глаз стимулируют процедуру переработки информации, которая обычно действует во время сна, и включают механизмы памяти, отвечающие за преодоление травмы. Он также эффективно излечивает людей от травматических воспоминаний.

SE (СОМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ)
Животные в естественной среде обитания находятся под постоянной угрозой собственной жизни, но при этом не испытывают никаких травматических реакций. Вероятно, они используют внутренние механизмы, которые отслеживают и высвобождают сильное возбуждение, вызванное поведением в угрожающей ситуации – например, убеганием от хищника или охотника. Эти механизмы обеспечивают природный иммунитет к травме и восстанавливают равновесие в организме животных.
При этом необходимо сказать, что люди тоже рождаются с подобными механизмами, но различные мыслительные процессы замедляют и подавляют их. Они препятствуют полному высвобождению энергии, необходимой для выживания после травматического события, тем самым мешая человеку вернуться в состояние психического равновесия. Вся энергия остается в организме, и человек как бы "застревает" на этапе выживания. Это неизбежно приводит к развитию посттравматических симптомов, некоторые из которых выражаются в потребности вновь и вновь возрождать в памяти травматические переживания.
Метод соматического переживания сконцентрирован на новом, более глубоком осознании чувств, испытываемых в организме человека. Руководствуясь этим осознанием, поддерживая в себе необходимые возможности организма и сосредоточиваясь на более утонченных физических ощущениях, человек может вновь "подключиться" к своей внутренней иммунной системе и постепенно высвободить накопившуюся в нем энергию под контролем психолога. Этот процесс способствует резкому облегчению симптомов и улучшению общего самочувствия в течение недолгого времени.

МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Пока еще ни один лекарственный препарат не в состоянии справиться со всеми симптомами посттравматических расстройств. Однако, существуют лекарства для облегчения отдельных симптомов, в частности, депрессии, чувства тревоги или нарушений сна.

ГРУППОВАЯ ТЕРАПИЯ
Групповая терапия призвана обеспечить помощь и поддержку людям, прошедшим через одни и те же испытания. Иногда нам кажется, что общество не в состоянии понять, что с нами происходит, и поэтому общение с людьми, переживающими то же самое, поможет снять напряжение и облегчить чувство одиночества. Определенные группы занимаются исключительно проблемами травмы. Каждый участник таких групп рассказывает свою личную историю. Другие группы не занимаются травмой непосредственно, но обеспечивают людям поддержку и помогают им справиться с ее последствиями.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ
После травмы очень многие находятся в постоянном стрессовом состоянии. У одних это выражается в сильной тревоге и волнении, а у других – во вспышках гнева, часто без видимой причины. Существуют также физические симптомы стресса: боли в мышцах, хроническая усталость, учащенный пульс, повышенная возбудимость и многое другое. Процесс лечения, призванный научить пациента управлять стрессовым состоянием, предполагает знакомство с различными методами (например, релаксация или формирование образов под наблюдением терапевта), которые помогают контролировать стресс и неприятные физические ощущения. Эти методы направлены на достижение психического равновесия и укрепление физического и морального состояния человека. При этом необходимо отметить, что методы управления стрессами, несмотря на их определенную пользу, явно недостаточны для того, чтобы помочь человеку, пережившему травму, справиться с тяжелыми воспоминаниями и преодолеть посттравматические симптомы. Обычно эти методы лишь дополняют более направленные виды лечения, описанные на этой странице.

6. Гештальт- терапия в группе. Этапы работы

отя гештальт-терапия считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма.

Современная групповая гештальт-терапия. исходит из предположения о том, что человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов [1]. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается [1; 2].

В современной групповой гештальт-терапии выделяют следующие понятия:

Незавершенный гештальт – это и есть проблема, а человек, находящийся «в проблеме» не способен осознать, а, следовательно, сделать правильный выбор, определить, какая из его потребностей доминирующая. Потому базовое понятие в современной гештальт-терапии – континуум осознания.

Континиум осознания в понимании современных гештальт-терапевтов - это свободно текущее формирование гештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности, отношения или группа, выходит на передний план, где с этим можно контактировать и справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить передний план для следующего гештальта.

Контакт возникает в любой актуальной ситуации в настоящем, в единственный момент, когда возможны переживание и изменение. Потому один из основных принципов гешьальт-терапии – принцип «здесь и теперь». Говоря о прошлом, воспоминания, сожаления, возмущение, горе или ностальгия присутствуют здесь и теперь и относятся к настоящему. Говоря о будущем, фантазируя, планируя, надеясь, ожидая, собираясь - человек находится здесь и теперь.

В групповой геештальт-терапии используются следующие принципы:

Гештальт- терапия – это подход, который основывается на том, что есть, а не на том, что было или будет. Гкштальт-терапевты работают с тем, что доступно в актуальном текущем осознании и с чем можно экспериментировать посредством возрастающего осознания «здесь и теперь».

Другой принцип групповой гештальт-терапии «я и ты», используется для достижения более непосредственного контакта: важнее говорить на людях, чем с людьми.

Третий принцип состоит в создании специального языка: все, что относится к частям, переносится на «я» в целом: не «у меня напряглись ноги», а «я в напряжении».

Четвертый принцип – «не сплетничать» - состоит в том, что все должно быть высказано прямо тому, о ком идет речь, а не так, будто этот человек отсутствует.

Групповая гештальт-терапия представляет собой соглашение между руководителем группы и одним из ее членов, который добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным процессом взаимодействия терапевта с клиентом. Некоторые упражнения может выполнять вся группа.

По Перлзу значение такой позиции состоит в том, что самосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на горячем стуле. Цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, что для изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения.

Некоторые гештальт-терапевты используют взаимодействия между членами группы, например горячий стул становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания.

Следует рассмотреть основные понятия, которые используются современными гештальт-терапевтами в групповой работе.

Эластичность границы определяет континуум осознания: если нет препятствий для сенсорных и моторных функций, происходит непрекращающийся обмен, рост и постепенное расширение общей почвы для коммуникации.
Поддержка – это общий задний план, на фоне которого выделяется (существует) и формируется значимый гештальт. Это и есть значение: отношение фигуры к своему фону. Поддержка – это все, что облегчает протекание терапии: первичная физиология, прямая поза и координация, чувствительность и мобильность, язык, привычки и обычаи, социальные правила и отношения и все, что человек может приобрести или выучить в течение своей жизни; все, что человек обычно принимает как гарантированное и на что полагается. Это могут быть привязанности и сопротивления – фиксированные идеи, идеалы и поведенческие шаблоны, которые стали второй натурой именно потому, что могли поддержать во время своего формирования. Когда они переживают свою полезность, они становятся блоками (препятствиями) для текущего жизненного процесса. Тогда человек застывает в тупике.

В групповой гештальт-терапии убираются эти вторичные автоматизмы. Человек остается с конфликтом. Альтернативы становятся возможными и доступными с повышением осознания и сопровождающими инсайтами. Тупик превращается в текущую проблему, с которой можно справиться и принять за нее ответственность здесь и теперь.

Чаще всего в процессе работы приходится сталкиваться со следующими типами внутренних конфликтов:

Конфликт между двумя равными положительными потребностями. В данном случае в ходе терапии позволяют реализовать одну или обе потребности, чтобы клиент смог наконец принять решение.

Конфликт между положительно заряженной потребностью и негативным прошлым опытом (отсюда – потребность в безопасности). Поэтому в ходе сеанса дают возможность завершить прошлую негативную ситуацию, для того, чтобы клиент смог проживать свои потребности в настоящем.

Конфликт между в равной степени отрицательно заряженными возможностями. В ходе сеанса в данном случае стимулируют активность клиента.

За многолетний период развития гештальт-терапии в ее контексте был разработан целый ряд оригинальных техник: суп-прессивная, экспрессивная интеграции, переименование симптома, бархатный каток и др. Но каждый терапевт индивидуален и для каждого пациента применяются подходящие техники с точки зрения именно того терапевта, который работает, и применяются так, как терапевт чувствует и понимает. Основным достоинством всех техник является то, что все они приводят к осознанию и инсайту.

Гештальт-терапевты работают с телесным осознанием: дыханием, позой, координацией, непрерывностью и текучестью движения; с жестами, выражением лица, голосом, языком и использованием его особенным идиосинкразическим способом. С музыкантом можно работать за его инструментом и с писателем – над его рукописью. Так же можно работать со сновидениями и фантазиями, чтобы облегчить идентификацию или реидентификацию с отчужденными или неразвитыми частями личности.

Методики и упражнения групповой гештальт-терапии направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления.

В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза:

Уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Больной неврозом живет согласно ожиданиям других, в результате собственные потребности и цели остаются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, подавленность и бессмысленность своего существования.

Фобический – связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха.

Тупик – характеризуется тем, что клиент не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Имплозия – состояние внутреннего сметения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Клиент может испытывать огромное внутреннее давление, даже страх смерти.

Эксплозия (взрыв) – достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая которая обладает способностью к переживанию и выражению своих эмоций.

В соответствии с функциями можно выделить характерные для групповой гештальт-терапии процедуры.

Развития способности осознания. Упражнения на развитие осознания фокусируют внимание на текущем моменте. Руководитель предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.

Интеграция полярностей представляет собой формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением. Каждый контакт составляют два аспекта:

1) способность четко разграничивать окружение и свое Я

2) способность выделять разные стороны своего Я.

Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности, что отражает подобный конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в горячем стуле. Гештальт-терапевты побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить между ними диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их.

В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. Методика двух стульев - индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы , когда в ней возникают межличностные конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу).

Концентрация внимания на чувствах. Основная цель упражнений такого рода – проанализировать свои чувства. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение.

1) та энергия, которая тратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена на достижение позитивных целей.

2) при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта.

3) возможно интегрировать различные аспекты личности.

Одна из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения, которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы.

Перенос на реальную почву – участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, человек вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда человек по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере.

Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться методикой пустого стула. Для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы.

Принятие ответственности. Механизмы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя, потому важно чтобы каждый участник группы прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Руководитель также побуждает к замене союза «но» на «и». рекомендует менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы участники могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других.

Преодоление сопротивления. В групповой гештальт-терапии сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Руководитель группы использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. Руководитель может предложить упорствовать в своем сопротивлении, например, повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….». Сопротивление может находить выражение и в мышечном напряжении – руководитель может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.

Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного восприятия (человек может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениями сопротивления можно работать, используя методику пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В гештальт-группах нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства.

Процедуры групповой гештальт-терапии позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Но руководителю гештальт-группой необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Гештальт-кредо подразумевает готовность человека взять на себя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также понимание им своей природы. Теория гештальт-терапии стала основой для разработки множества упражнений и экспериментальных приемов. Но гештальт-терапия не предусматривает предоставления уже готового набора методик работы в группе.

Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы. В последнее время растет понимание того, что гештальт-группы предусматривают наличие в группе такого руководителя, который являясь активной и сильной личностью будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников.

МЕТОД ДИАЛОГА.

Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.

Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:

· на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и

· на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

Исследователи различают:

· клиническую беседу - составную часть «клинического метода»,

· целенаправленный опрос «лицом к лицу» — интервью.

Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности,

Ее цель - в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.

Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении.

Интервью - целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

Главная сфера применения интервью — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.

Интервью определяется как «псевдобеседа» - интервьюер все время должен:

· все время помнить, что он — исследователь,

· не упускать из внимания план,

· вести разговор в нужном ему русле.

Существует масса конкретных методических рекомендаций по поводу построения и проведения интервью.

Правила проведения беседы:

· Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.

· Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.

· В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).

· Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.

· Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.

· Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.

Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.

От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования.

Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке.

Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.

Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:

· Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.

· У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.

В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.

Патопсихологическое исследование вообще, и беседа в частности,

не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым.

Наши рекомендации