Методическая рекомендация относительно прохождения педагогической практики
Педагогическая практика
Длительность практики – 1 неделя в 7 семестре.
Студенты находятся в профессионально-техническом учебном заведении каждый день не менее 6 часов
Задания практики
1. Обогащение практикантов психолого-педагогическими и специальными знаниями.
2. Формирование и развитие у будущих мастеров производственного обучения и преподавателей ПТО педагогических умений и навыков, социально и профессионально значимых качеств личности.
3. Воспитания у студентов стойкого интереса и любви к профессии педагога профессионально технического образования, потребности в педагогическом самообразовании и профессиональном самовоспитании.
4. Формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.
5. Развитие умений наблюдать и анализировать учебно-воспитательную деятельность, которая проводится в ПТУЗ.
6. Изучение и анализ опыта организации учебно-воспитательной, учебно-методической и психолого-педагогической деятельности педагога ПТО.
7. Знакомство студентов с учебными мастерскими, кабинетами специальных дисциплин, их состоянием, правилами размещения оборудования, инструментов, наглядным оборудованием и средствами обучения, которые используются в мастерской и кабинетах.
Содержание практики
1. Знакомство с задачей и основными направлениями работы профессионально технического учебного заведения на современном этапе.
2. Распределение студентов по группам.
3. Экскурсия по ПТУЗ.
4. Ознакомление с учебной программой, календарными планами, учебными и методическими пособиями, по производственному обучению и спецдисциплинам.
5. Посещение 4-х уроков в разных группах, 2-х уроков производственного обучения у младших курсов , 2-х уроков по спецдисциплинам.
6. Проведение анализа урока производственного обучения.
7. Знакомство с работой разнообразных кружков, методикой проведения работы кружка.
8. Изучение и анализ учебных мастерских или кабинетов спецдисциплин, наглядного оборудования, по производственному обучению и спецдисциплинам. Выполнение лабораторной работы.
9. Сбор материала и выполнение индивидуального задания.
Методическая рекомендация относительно прохождения педагогической практики
Педагогическая практика начинается со встречи с руководством ПТУЗ, мастерами производственного обучения и преподавателями (кураторами групп) за которыми будут закрепленные практиканты. В процессе этой встречи освещается круг задач, которые стоят перед практикантами.
Одной из основных целей педагогической практики на 4 курсе является ознакомление студентов с материальной базой учебных мастерских и кабинетов спецдисциплин, которые обеспечивают надлежащий уровень проведения занятий. Студенты обязаны ознакомиться с наличием и состоянием оборудования, учебными и методическими пособиями, техническими и наглядными средствами обучения.
Студентов необходимо ознакомить с календарно-тематическими планами мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, с планами-конспектами уроков. Главная роль в ознакомлении студентов с работой педагога по планированию и подготовке, которая предшествует проведению каждого урока принадлежит мастерам производственного обучения и преподавателям спецдисциплин. С первого же дня своего пребывания в ПТУЗ студенты должны почувствовать, что в работе педагога необходима четкая организация труда, творчество, научность, а иногда и импровизация.
Не менее важной целью является ознакомление студентов с методикой проведения уроков производственного обучения и спецдисциплин в том ПТУЗ, где проходит практика. При посещении своего первого урока студенты должны: попробовать обнаружить структуру урока; составить общее впечатление от урока; обнаружить цель, которую поставил перед учениками мастер производственного обучения в начале урока; ознакомиться с методикой преподавания нового материала и методов закрепления знаний; правилами пользования наглядными средствами обучения; ознакомиться с методикой проведения инструктажей, организацией самостоятельной работы и подведением итогов урока.
Кроме того студентов необходимо нацелить на установление взаимосвязи между конкретным уроком и общей целью, задачей учебно-воспитательного процесса, которые определены программой по производственному обучению.
Очень важным моментом ознакомительной практики на 4 курсе является знакомство студентов с работой кружков. Студенты должны в совершенстве выучить программу кружков, методику организации работы и проведения занятий кружка, техническую документацию, посетить занятие и проследить особенность их проведения. Необходимо обратить также внимание на такие болезненные в наше время вопросы, как источники снабжения материалов, инструментов, другого оборудования, для качественного проведения работы кружка, выяснить вопрос последующей судьбы изготовленных изделий.
Таким образом, по завершению практики, студенты должны иметь общее представление о системе работы мастера производственного обучения и преподавателя спецдисциплин, знать организацию учебной мастерской или кабинетов спецдисциплин, уметь использовать наглядные пособия, иметь наглядное представление о проведении уроков производственного обучения и спецдисциплин.