График прохождения педагогической практики

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ШКОЛЕ)

СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

Направление подготовки:

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль:

«Психология образования»

Уровень высшего образования:

Бакалавриат

Автор-составитель:

старший преподаватель кафедры психологии Курденко А.Н.

(Продолжение см. на стр. 2)
Куйбышев 2017 г.

Производственная (педагогическая) практика является частью государственного образовательного стандарта и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Программа педагогической практики разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 1457, профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514 н.

Производственная практика (педагогическая практика в школе) относится к циклу (Б5) «Практики, НИР» учебного плана направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль: Психология образования. Индекс дисциплины: Б5.П.

Педагогическая практика проходит в 7 семестре. Трудоемкость дисциплины: 6 ЗЕ / 216 часов.

Результатом этой практики выступает формирование базовых умений и навыков осуществления профессиональной деятельности. Педагогическая практика проводится на 4 курсе в течение 4 недели учреждениях образования (общего, коррекционного, инклюзивного), социальной сферы, здравоохранения, культуры, имеющих в штате преподавателей-психологов и где преподается предмет психология.

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

развитие профессиональных навыков и умений, сформулированных в требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

· Знакомство с содержанием профессиональной деятельности педагога-психолога.

· Формирование навыков аналитической и экспертной деятельности.

· Формирование умения использовать теоретические знания по различным курсам психологических дисциплин для планирования и проведения занятий по психологии.

· Формирование навыков проведения индивидуальной работы с субъектами образовательного процесса (диагностики, развивающих занятий, психологической консультации).

· Развитие способности к рефлексии собственной профессиональной деятельности.

· Совершенствование ПВК специалиста-психолога.

Планируемые результаты обучения

ОК-5 - способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами

ОПК-1 - способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-2 - готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях

ОПК-3 - готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов

ОПК-4 - готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов

ОПК-5 - готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую

ОПК-8 - способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-11- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов

ОПК-12 -способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства




СОДЕРЖАНИЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ)

Педагогическая практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, обеспечивает возможности для закрепления, углубления и использования полученных знаний в решении практических задач.

Практика студентов 4 курса включает в себя следующие виды деятельности:

Вид деятельности Содержание заданий на практике
Экспертная деятельность Анализ деятельности психологической службы Анализ урока Анализ занятия психолога
Диагностическая деятельность Диагностическое обследование школьника, составление психологического заключения
Консультативная деятельность · Консультирование субъектов образовательного процесса по запросу
Коррекционно-развивающая деятельность Разработка и проведение развивающих занятий для школьников Разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия со школьником
Просветительская деятельность · Разработка и проведение просветительских занятий для субъектов образовательного процесса
Методическая деятельность · Подготовка к занятиям · Подбор диагностического инструментария · Разработка схемы консультирования · Подготовка рефлексивных отчетов
  1. Анализ деятельности психологической службы на предмет соответствия целевым установкам данного образовательного учреждения (средняя школа), анализ документации, регламентирующей деятельность психологической службы школы.
  2. Составление плана работы педагога-психолога на год.
  3. Психологический анализ психолого-педагогической деятельности (комплексный психологический анализ урока, анализ занятия педагога-психолога).
  4. Планирование и реализация занятий по психологии (развивающее интерактивное (тренинговое) занятие, просветительское занятие (как вариант, родительское собрание), профориентационное занятие).
  5. Диагностика индивидуально-психологических особенностей школьника(проведение диагностического обследования и написание психологического заключения).
  6. Коррекционно-развивающая работа(проведение индивидуального коррекционно-развивающего занятия со школьником).
  7. Психологическое консультирование (проведение психологической консультации школьника).
  8. Рефлексивный анализ собственной деятельности в период педагогической практики (самоанализ реализованных занятий, анализ собственной деятельности в период практики).
  9. Творческий отчет по результатам педагогической практики (один отчет от микрогруппы).
  10. Работа по запросу образовательного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Планирование деятельности педагога-психолога.

План работы— документ, определяющий цели и задачи (стратегию) профессиональной деятельности практического психолога учреждения образования на определенный период. План разрабатывается в соответствии с целями и задачами образовательной деятельности конкретного учреждения, видом и запросами администрации и педагогического коллектива данного учреждения. При составлении плана психолог руководствуется приоритетом прав и интересов ребенка. Содержание плана определяется концепцией профессио­нальной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задачпсихологической деятельности осуществля­ется по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родите­лями, работа с педагогами. Далее в плане фиксируются виды деятельности, раскрывается ихсодержаниеи формапроведения с указанием примерных срокових выполнения.

Что касается оформления плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением соответствующих граф (см. таблицы ниже). Воз­можно также свободное изложение планируемой деятельности в те­чение года. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении (на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть, полугодие, год).

В регистрационном разделе плана фиксируются все основные виды, направления и формы деятельности психолога образования, принятые к реализации.

Основными субъектами, которым адресуется деятельность психолога, являются дети, родители и специалисты образовательного учреждения,

Таблица №1.

ОБРАЗЕЦ № .1 ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

№ п/п Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат

Примечание: пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (тренинг, лекция, консультация, и пр.), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического обследования). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат. Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).

Таблица №2.

ОБРАЗЕЦ № 2. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Виды деятельности Адресат Планируемые мероприятия Сроки Примечание
Диагностика        
Развивающая и коррекционная работа        
Консультирование        
Профилактическая работа        
Просветительская работа        
Экспертная работа        
Организационно-методическая работа        

Перспективный план – представляет собой документ, в котором отражены основные этапы программы деятельности специалиста, ориентированной на длительную (год и более) реализацию.

Таблица №3.

ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ПСИХОЛОГОМ

(из расчета на один учебный год)

№ п/п Виды работ Количество Примечание
Индивидуальное обследование. 100-150  
Групповая психодиагностика   10-15 групп
Индивидуальное психологическое консультирование 80-150 2-4 консультации в неделю
Индивидуальн занятия с детьми 80-100 1-2-зан в неделю
Родительское собрание 1 собран в месяц
Выступление перед учащимися (лекции, беседы 1 мероприятие в 2 недели
Выступления перед педагогами (семинары, практикумы) 2 мероприятия в четверть
Коррекционно-развивающая работа в группах 2 группы (80 занятий) 1 раз в неделю  
Психологический тренинг с учащимися 1 группа 1 раз в неделю
Психологический тренинг с педагогами 1 группа 1 раз в 2-3недели
Просветительская работа со взрослыми. 30 занятий 3 раза в месяц
Посещение занятий, уроков   2 раза в неделю
Участие в консилиумах, комиссиях, совещаниях 10 заседаний  

Дифференцированный планпредставляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется, как правило, на срок, не менее месяца (таблица 5).

Таблица №4.

ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога ОУ

на____________ месяц 20__г.

№ п/п Виды профес­сиональ­ной дея­тельно­сти Цель и задачи Форма профессиональ­ной деятельно­сти Контин­гент участников (возраст­ная груп­па)
Психодиагностика Определение общей и специальной готовности к школе   Групповое диагностическое обследование детей   Подготовительная к школе группа  
Психопрофилактика      
Психокоррекция      
Консультирование      
Психологическое Просвещение      
Психологическое обеспечение педагогического процесса      

График— распределение видов профессиональной деятельнос­ти практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Вариант рабочего графика в соот­ветствии с 36-часовой рабочей неделей представлен в таблице 12.

Таблица № 5.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ педагога-психолога ОУ

Обед 12.00-13.00

День недели Время Содержание работы Направление
Понедельник 9.00-12.00 (3 часа) Психодиагностика (индивидуальная) По плану
13.00-16.00 (3 часа) Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные) По плану
Вторник 10.00-15.00 (5 часов) Методическое время (оформление документов, обработка результатов). По плану
Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях По запросу
15.00-18.00 (3 часа) Консультирование родителей (индивидуальное и групповое) По плану, по запросу
Среда 9.00-11.00 (2 часа) Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные/групповые) По плану, по запросу
11.00-12.00 (1 час) Консультирование педагогов (групповое) По плану, по запросу
13.00-15.00 (2 часа) Психодиагностика (индивидуальная/групповая) По плану, по запросу
15.00-18.00 (3 часа) Подготовка к индивидуальной, групповой, экспертно-консультативной и профилактической работе По плану
Четверг 9.00-11.00 (2 часа) Консультирование педагогов (индивидуальное) По запросу
12.00-14.00 (2 часа) Психодиагностика (индивидуальная)   По запросу
14.00-17.00 (3 часа) Методическое время (оформление документации) По плану
Пятница 9.00-13.00 (4 часа) Самообразование. Повышение квалификации. По плану
14.00-17.00 (3 часа) Методическое время (обработка результатов) По плану

Таблица № 6..

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ педагога-психолога.

День Часы Педагоги Дети Родители
Пн     Методический день    
Вт 13-15 14-16 16-17 17-18     Индивидуальные занятия Тренинги   Индивидуальные консультации Школа для родителей» (среднее звено)
Ср 13-15 15-16 17-18 Индивидуальное консультирование   Тренинги. «Школа для родителей» (старшее звено)
Чт 13-15 15-17 Семинар-практикум   Индивидуальные консультации
Пт 14-16 16-17 17-18 Групповая консультация Индивидуальные консультации   «Школа для родителей» (младшее звено)

Анализ планирования деятельности педагога-психолога предполагает анализ перспективного плана на год, дифференцированного плана на месяц, графика работы на неделю.

Примерные вопросы для анализа деятельности психологической службы в конкретном учреждении:

  1. Каковы особенности контингента данного учреждения?
  2. Как формулирует психолог цели и задачи своей деятельности в данном учреждении?
  3. Какие виды и формы работы использует психолог данного учреждения?
  4. Каковы особенности взаимодействия психолога данного учреждения с другими специалистами?
  5. В чем специфика ведения документации психологом данного учреждения?
  6. В рамках какой концепции работает психолог (психологическая служба) данного учреждения?
  7. Имеет ли психологическая служба собственную концепцию психологической помощи?
  8. Проанализируйте особенности взаимодействия психолога (психологической службы) с другими участниками учебно-воспитательного процесса (позиция психолога, характер и доступность средств сообщения психологической информации).
  9. Как воспринимается деятельность психологической службы с другими участниками учебно-воспитательного процесса?

Примерные вопросы для анализа планирования.

1.Каковы особенности контингента данного учреждения, как это учитывается при планировании деятельности педагога-психолога?

2.Как формулирует психолог цели и задачи своей деятельности? Соотетствует ли планирование цели и задачам деятельности?

3.Какие виды и формы работы использует психолог данного учреждения?

4.Отражены ли все направления деятельности психолога образования в представленных в планировании видах деятельности?

5.Какие субъекты образовательного пространства (учащиеся, педагоги, родители, администрация) охвачены деятельностью психологической службы, и в какой степени? Как это отражено в планировании?

6.Какие виды планирования представлены, их соотносимость друг с другом?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Вопросы для анализа (самоанализа) тренингового занятия

1.Насколько цели и задачи групповой работы соответствуют возрастным и специфическим (гомо/гетерогенность; специфика личностных особенностей, проблем; количественный состав и пр.), особенностям группы (с учетом количества занятий, отведенное на 1 занятие времени).

2.В какой степени применяемые тренинговые методы (групповая дискуссия, игровые методы – ситуационно-ролевые, творческие, имитационные, психодиагностические, деловые игры; методы, направленные на развитие социальной перцепции, медитативные техники и пр.) работают на общую цель и учитывают качественный состав группы.

3.Анализ групповой динамики (особенности работы в интерактивном режиме, включение сопротивления и психологических защит, качество рефлексии и «обратной связи», деструктивность группы или отдельного ее члена).

4.Анализ деятельности ведущего (особенности установления контакта, основная роль (активный руководитель, аналитик, фасилитатор, комментатор, посредник), стиль руководства (директивный/недирективный), умение видеть группу в целом и отдельных ее членов, умение организовать рефлексию и поддерживать групповую динамику).

5.Определение общей тренинговой парадигмы:

1) тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формулируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2) тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и обработка умений и навыков эффективного поведения;

3) тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а так же развитие некоторых умений и навыков;

4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

6.В какой степени результат соответствует цели и задачам.

7.Перспективы работы с группой (с точки зрения ведущего, с точки зрения супервизора).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Рекомендации по проведению родительского собрания.

  1. Выбор темы родительского собрания определяется в соответствии с актуальной проблематикой (сложности возраста, социально-психологическая адаптация в современных условиях, специфика сложившегося классного коллектива и пр.) и запросом психолога (классного руководителя, администрации).
  2. Важно помнить, что наибольший интерес у родителей вызывает не некий «гипотетический или среднестатистический» ребенок, а свой собственный, поэтому перед проведением родительского собрания целесообразно провести в классе (группе) анкетирование или сбор иного эмпирического материала. Полученные результаты, представленные в обобщенном виде, могут стать хорошим началом разговора или убедительной иллюстрацией содержания лекции.
  3. При составлении текста лекции важно не только выстраивать логику, но и обращать особое внимание на отсутствие нравоучительных, императивных (в повелительном наклонении) фраз. Родители возраста зрелости гораздо лучше воспринимают из уст 20-летнего студента «психологи считают…», «специалисты рекомендуют…», чем «вам необходимо…», « родителям следует…».
  4. При изложении материала лекции не злоупотребляйте научными терминами (принципа доступности никто не отменял и в случае с родителями).
  5. Помните, пожалуйста, что любой родитель все же ожидает не общих рассуждений на тему, а конкретных рекомендаций, связанных не столько с тем, чего не нужно делать, а что можно сделать для нормализации родительско-детских отношений или поддержки взрослеющего ребенка.
  6. Психологические закономерности восприятия и переработки информации справедливы и в случае информирования взрослых людей, поэтому позаботьтесь о наглядности.
  7. Родительское собрание может быть проведено и в интерактивной форме или с привлечением элементов интерактива. Такое занятие требует большего мастерства ведущего (в том числе с учетом ограничений по временному ресурсу), но и является более эффективным с точки зрения результата).

Рекомендации по проведению профориентационного занятия

Выполняя задание по подготовке и проведению профориентационного занятия (далее – ПЗ), необходимо помнить основную (идеальную) цель профессионаьльного самоопределения школьника: постепенно сформировать у него внутреннюю готовность самостоятельно и сознательно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Принципы работы.

1. Принцип соотнесенности с главными задачами кадровой политики государства.

2. Принцип преемственности профориентационной работы, трудового воспитания и обучения.

3. Принцип системности, предполагающий участие всех социальных институтов в профориентационной работе: школа, семья, проф. учебные заведения, мед. учреждения, СМИ, служба занятости и пр.

4. Принцип комплексности, предполагающий работу по основным направлениям: профинформирование, профдиагностика, морально-эмоциональная поддержка, помощь в конкретном проф. выборе и планировании перспектив развития.

5. Принцип взаимодействия психолога со школьниками, предполагающее их активизацию и направленное на формирование готовности к самоопределению.

6. Принцип простоты и доступности используемых на ПЗ методов, где опора делается на интерактиве (тренинг, дискуссия в форме круглого стола, дебатов, мозгового штурма и пр., деловая или ролевая игры, сase-study и др.

7. Принцип индивидуального подхода и совместного творчества.

8. Принцип этической состоятельности критериев, т.е. соотнесенность с правовыми и моральными нормами.

Алгоритм проведения ПЗ

1. Подготовка занятия

Психолог производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке ПЗ в первую очередь необходимо понять цель данной работы: цель-максимум в работе с этим классом в профориентации, цель-минимум, решаемая на этом ПЗ. Для этого рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

· возраст учеников, их интересы.

· временные рамки проведения занятия.

· проводились ли занятия по этой теме в данном классе ранее.

· заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

· должна быть четко определена цель занятия.

· подготовлены раздаточные материалы.

· обеспечено техническое оборудование.

· обозначены участники.

· определены основные вопросы, их последовательность.

· подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке занятия:

· уточнение проблем, которые предстоит решить.

· определение типологии ПЗ, ответ на вопрос, будет ли занятие преимущественно просветительским, диагностическим, консультационным или носить смешанный характер?

· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии), при этом практические методы занимают большую часть, чем теория – это важно для работы со школьниками.

· планирование ПЗ по минутам.

4) Раздаточные материалы:

· программа занятия.

· раздаточные материалы должны быть адаптированы к школьному классу («Пишите для аудитории!»).

· материал должен быть структурирован.

· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

· подбор разных методик: тестов, опросников, анкет, игр, игровых упражнений, разбор ситуаций и т.п. (кому-то нравится больше работать с тестами, кому-то играть).

· на всякий случай подбор нескольких дополнительных вопросов и практических методик на случай, если запланированная работа «не пойдет» или какие-то методики пройдут слишком быстро и останется свободное время.

5)Пролонгация воздействия:

· подбор методик, результаты которых школьники могут обсудить после ПЗ (с родителями, сверстниками), что дает дополнительный эффект.

· использовать активизирующие методики, но при этом не превращать ПЗ в «сплошную игру», что быстро наскучит детям и создаст у них установку о том, что это развлечение (игра должна занимать примерно 25-30% общего времени ПЗ).

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; создайте интригу!В этом может помочь острый вопрос, короткий видеоматериал (2-3 минуты), мини-игра, статистика, результаты проведенной заранее анкеты и пр.;

– психолог информирует школьников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на ПЗ;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, например, проводится с другим классом или в параллели);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у школьников установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами на ПЗ, не употреблять малопонятные слова.

Примерные правила работы в группе:

· быть активным.

· уважать мнение участников.

· быть доброжелательным.

· быть пунктуальным, ответственным.

· не перебивать.

· быть открытым для взаимодействия.

· быть заинтересованным.

· стремится найти истину.

· придерживаться регламента.

· креативность.

· уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой ПЗ, могут включать в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

Особое внимание уделите активизирующим методикам:

· ценностно-нравственные профориентационные игры: «Прищельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» (с элеменами экологического воспитания);

· пробно-ознакомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоцимации» (профориентационный вариант), «Угадай профессию», «Вакансия», «новичок-Наставник», «Завод» («Кооператив», «Музей»);

· игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик», «Собеседование», «Резюме».

Если больше внимания уделено диагностическим возможностям профориентационных игр, то главное определить степень открытости ведущему. В этом случае рекомендуется определить 3-5 уровней открытости, определить по каждому уровню критерии и после занятии зафиксировать свои впечатления. Можно пригласить экспертов (другие студенты, классный руководитель, психолог, групповой руководитель), познакомить их с критериями и уровнями и попросить оценить степень открытости школьников.

Диагностические методики

1.Карта интересов А.Е. Голомштока

2. Дифференциальный диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова

3. Опросник «Профессиональные намерения» Э.Ф. Зеера

4. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда

5. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) А.Н. Кабардовой

6. Схема «Восьмиугольник основных факторов выбора профессий» Е.А. Климов

Приемы поддержания дисциплины:

- высокая плотность ПЗ и динамика (чтобы не успевали отвлекаться);

- особое внимание лидерам («особые задания» и «особые роли», просьба о помощи и пр.):

- ввести правила, в том числе необычные;

- гибкость проведения (если методика «не пошла», поменять тактику, например, вместо запланированной игры изложить материал устно или предложить обсуждение по группам);

- использовать вербальные и невербальные способы воздействия;

- быть уверенным в себе, в своих возможностях, уметь произвести хорошее впечатление и создать установку на серьезную работу;

- владеть используемыми методиками, разобравшись на подготовительном этапе со всеми тонкостями, например, диагностическую методику апробировать на себе, на знакомых.

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

· что произвело на вас наибольшее впечатление?

· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

· как вы оцениваете свои действия и действия группы?

· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

· оцените по 10-балльной шкале степень полезности ПЗ.

ПЗ позволяет решать одновременно несколько задач. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм на ПЗ, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы профессионального самоопределения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5.

Примерная схема психологического обоснования внеклассного мероприятия и анализа его проведения

*используется также для обоснования индивидуального коррекционно-развивающего занятия.

  1. Обоснование содержания, формы и цели внеклассного мероприятия.

· Тема и цель мероприятия. Их актуальность в связи с общими целями современного образования и общей целью деятельности психологической службы данного образовательного учреждения.

· Форма мероприятия. Соответствие содержания форме мероприятия.

· Обоснование выбора данного мероприятия, его темы, цели и формы проведения для данного детского коллектива (учет возрастных особенностей, особенностей взаимоотношений между детьми, интересов, особенностей поведения, и т.п.).

· Какое оборудование необходимо подготовить и использовать для проведения мероприятия?

  1. Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия.

· В какой период времени и насколько планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учащихся, общешкольным планом и

Наши рекомендации