Задача выбора поставщика
Поиск, поставщика – весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
1) объявление конкурса;
2) изучение рекламных материалов;
3) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
1) цена;
2) качество продукции;
3) надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
4) удаленность поставщика от потребителя;
5) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
6) наличие резервных мощностей;
7) организация управления качеством у поставщика;
8) финансовое положение поставщика.
3. Оценка потенциальных или существующих поставщиками на основе:
1) критериев выбора поставщика;
2) анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
3) значимости (важности) каждого критерия;
4) оценок поставщиков по каждому критерию.
Организация снабжения на предприятиях
Организация снабжения предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением.
Составляющие инфраструктуры процесса организации снабжения на предприятиях.
Инфраструктура снабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительного хозяйств.
В целом структура складского хозяйства на предприятиях обусловливается отраслевым характером производства, масштабом и размерами предприятия, размерами и типом производства, а также организацией производства и управления.
Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к производственному потреблению на предприятиях создается заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру снабжения предприятия.
В основу определения организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы. Это прежде всего: малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.
Существуют две основные формы организации управления снабжением:
1.централизованная
2. децентрализованная.
В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник.
В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки.
В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.
Если организация подходит к процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела.
Преимущества такого подхода:
1) пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;
2) возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.
Недостатки децентрализованных закупок:
1. решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом;
2. недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения;
3. ни одно подразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т.п.
Планирование закупок
При планировании закупок необходимо определить:
♦ какие материалы требуются; количество требуемых материалов;
♦ время, когда они понадобятся;
♦ возможности поставщиков;
♦ требуемые площади собственных складов;
♦ издержки на закупки; возможности организации производства некоторых деталей на собственном предприятии.
При определении потребности в материалах используются различные методы, которые можно разделить на три следующие группы:
1. Детерминированный метод: известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. 2. Стохастический метод: основой для расчета служат математико-статистические методы, с помощью которых рассчитывают ожидаемую потребность. Основан на прогнозировании.
3. Эвристический метод - потребность в сырье определяется на основе опыта работников службы снабжения. Используется в том случае, когда нет исходных данных для расчетов.
В чистом виде использование этих методов встречается редко: как правило, применяются комбинированные методики.
Кроме основных трех методов, используют специализированные методы снабжения:
♦ метод "канбан" разработан в Японии. Этот метод учитывает потребность, возникающую на конечном этапе производства;
♦ метод "точно в срок" ("Just-in-Time"). С помощью этого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы. Используется при производстве автомобилей "Мерседес" в Германии. Запаса комплектующих хватает на несколько часов работы конвейера. Склады на территории завода отсутствуют;
В работе отдела снабжения используют различные методы закупок:
♦ оптовые закупки. При этом методе возможны большие скидки, но существует потребность в складских помещениях;
♦ регулярные поставки мелкими партиями позволяют экономить складские площади, но существует вероятность заказа избыточного количества товара;
♦ получение товаров по мере необходимости позволяет ускорить оборачиваемость капитала, но существует вероятность возникновения ситуации, когда необходимого количества товара у поставщика нет.
Поставки товаров могут быть транзитными, когда товар минует оптовое звено, и складскими, когда товар вначале поступает на оптовую базу.
Качество поставляемых товаров должно удовлетворять требованиям стандартов на продукцию. Отсутствие должного контроля качества закупаемых материалов может привести к следующим издержкам:
♦ дополнительные затраты, связанные с возвратом бракованной продукции.
♦ разбраковка - снижение сорта продукции;
♦ остановка производства - вся партия недоброкачественная;
♦ судебные иски и разбирательства;
♦ потеря имиджа и клиентов.
Различают две формы организации поставок: прямую и складскую (многоуровневую).
При прямой форме поставок продвижение продукции от изготовителей к потребителям происходит напрямую, без промежуточных посреднических звеньев.
Прямые хозяйственные связи эффективны при следующих условиях:
♦ при взаимной заинтересованности в установлении прямых длительных связей как предприятия-потребителя, так и предприятия-изготовителя;
♦ при ритмичности работы изготовителя;
♦ при наличии у изготовителя резерва производственных мощностей, необходимого для удовлетворения требований потребителя: по количеству, качеству и ассортименту продукции, и срокам ее поставки;
♦ при стабильности показателей объемов поставок продукции потребителю;
♦ при платежеспособности потребителя.
Складская форма в системе распределения товаров использует посредников. К примеру, в качестве посредника может использоваться дистрибьютор. Дистрибьютор - фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками. Дистрибьютор действует от чужого имени и за свой счет (или за чужой счет). Дилер - от своего имени и за свой счет.