Задача выбора поставщика


Поиск, поставщика – весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.

1) объявление конкурса;

2) изучение рекламных материалов;

3) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:

1) цена;

2) качество продукции;

3) надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);

4) удаленность поставщика от потребителя;

5) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

6) наличие резервных мощностей;

7) организация управления качеством у поставщика;

8) финансовое положение поставщика.


3. Оценка потенциальных или существующих поставщиками на основе:

1) критериев выбора поставщика;

2) анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;

3) значимости (важности) каждого критерия;

4) оценок поставщиков по каждому критерию.

Организация снабжения на предприятиях

Организация снабжения предусматривает создание инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением.

Составляющие инфраструктуры процесса организации снабжения на предприятиях.

Инфраструктура снабжения включает подразделения складского, транспортного, заготовительного хозяйств.

В целом структура складского хозяйства на предприятиях обусловливается отраслевым характером производства, масштабом и размерами предприятия, размерами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к производственному потреблению на предприятиях создается заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру снабжения предприятия.

В основу определения организационной структуры управления снабжением должны быть положены принципы. Это прежде всего: малозвенность в управлении, гибкость, эффективная система связи, принцип единоначалия и четкое разграничение функций.

Существуют две основные формы организации управления снабжением:

1.централизованная

2. децентрализованная.

В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник.

В организации средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники, осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки.

В крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки материалов.

Если организация подходит к процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела.

Преимущества такого подхода:

1) пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой;

2) возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах.

Недостатки децентрализованных закупок:

1. решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом;

2. недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения;

3. ни одно подразделение не может быть достаточно большим для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т.п.

Планирование закупок

При планировании закупок необходимо определить:

♦ какие материалы требуются; количество требуемых материалов;

♦ время, когда они понадобятся;

♦ возможности поставщиков;

♦ требуемые площади собственных складов;

♦ издержки на закупки; возможности организации производства некоторых деталей на собственном предприятии.

При определении потребности в материалах используются различные методы, которые можно разделить на три следующие группы:

1. Детерминированный метод: известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам. 2. Стохастический метод: основой для расчета служат математико-статистические методы, с помощью которых рассчитывают ожидаемую потребность. Основан на прогнозировании.

3. Эвристический метод - потребность в сырье определяется на основе опыта работников службы снабжения. Используется в том случае, когда нет исходных данных для расчетов.

В чистом виде использование этих методов встречается редко: как правило, применяются комбинированные методики.

Кроме основных трех методов, используют специализированные методы снабжения:

♦ метод "канбан" разработан в Японии. Этот метод учитывает потребность, возникающую на конечном этапе производства;

♦ метод "точно в срок" ("Just-in-Time"). С помощью этого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы. Используется при производстве автомобилей "Мерседес" в Германии. Запаса комплектующих хватает на несколько часов работы конвейера. Склады на территории завода отсутствуют;

В работе отдела снабжения используют различные методы закупок:

♦ оптовые закупки. При этом методе возможны большие скидки, но существует потребность в складских помещениях;

♦ регулярные поставки мелкими партиями позволяют экономить складские площади, но существует вероятность заказа избыточного количества товара;

♦ получение товаров по мере необходимости позволяет ускорить оборачиваемость капитала, но существует вероятность возникновения ситуации, когда необходимого количества товара у поставщика нет.

Поставки товаров могут быть транзитными, когда товар минует оптовое звено, и складскими, когда товар вначале поступает на оптовую базу.

Качество поставляемых товаров должно удовлетворять требованиям стандартов на продукцию. Отсутствие должного контроля качества закупаемых материалов может привести к следующим издержкам:

♦ дополнительные затраты, связанные с возвратом бракованной продукции.

♦ разбраковка - снижение сорта продукции;

♦ остановка производства - вся партия недоброкачественная;

♦ судебные иски и разбирательства;

♦ потеря имиджа и клиентов.

Различают две формы организации поставок: прямую и складскую (многоуровневую).

При прямой форме поставок продвижение продукции от изготовителей к потребителям происходит напрямую, без промежуточных посреднических звеньев.

Прямые хозяйственные связи эффективны при следующих условиях:

♦ при взаимной заинтересованности в установлении прямых длительных связей как предприятия-потребителя, так и предприятия-изготовителя;

♦ при ритмичности работы изготовителя;

♦ при наличии у изготовителя резерва производственных мощностей, необходимого для удовлетворения требований потребителя: по количеству, качеству и ассортименту продукции, и срокам ее поставки;

♦ при стабильности показателей объемов поставок продукции потребителю;

♦ при платежеспособности потребителя.

Складская форма в системе распределения товаров использует посредников. К примеру, в качестве посредника может использоваться дистрибьютор. Дистрибьютор - фирма, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных фирм-производителей готовой продукции. Это относительно крупная фирма, располагающая собственными складами и устанавливающая длительные контрактные отношения с промышленниками. Дистрибьютор действует от чужого имени и за свой счет (или за чужой счет). Дилер - от своего имени и за свой счет.

Наши рекомендации