Критерии оптимального выбора поставщика

Существуют два основных критерия выбора поставщика:

1) стоимость приобретения продукции или услуг;

2) качество обслуживания.

Качество обслуживания включает качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Последняя оценивается че­рез вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. Кроме основных критериев существуют и дополни­тельные. К ним относятся:

• удаленность поставщика от потребителя;

• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

• организация управления качеством продукции у поставщика;

• способность поставщика обеспечить поставку запасных ча­стей в течение всего срока службы поставленного обору­дования;

• кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.

При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Один из таких методов — матрич­ный, в рамках которого для оценки поставщика выбирается не­сколько критериев. Например, надежность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия. Сумма показателей значимости должна быть рав­на единице. После этого каждый поставщик оценивается экс­пертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (мат­рица), в которой указываются оцененные значения и рассчиты­вается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранно­го критерия на его значимость (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Наименование критерия выбора Значи­мость крите­рия Постав­щик 1 Постав­щик 2 Постав­щик 3 Постав­щик 4
Надежность поста- 0,3
вок          
Время на выполне- 0,2
ние заказа          
Цена товара 0,4
Финансовое поло- 0,1
жение          
Рейтинг постав-   10 - 0,3 + 6,9 9,2 8,4
щика, баллы   + 8 - 0,2 +      
    + 7 - 0,4 +      
    + 10-0,1 -      
    = 8,4      

Изматрицы/таблицы следует, что наиболее выгодно делать закупки у третьего поставщика, у которого высокая надежность поставок и приемлемые цены.

Осуществление закупок

Выбранный товар может закупаться как непосредственно у про­изводителя, так и у посредников, дилеров. Все зависит оттого, на каких условиях осуществляется реализация. Например, закупая товар у производителя, предприятие может столкнуться с пробле­мой самостоятельного формирования необходимого ассортимен­та. Данные условия характерны для производителей, занимающих­ся массовым производством и выпускающих широкую номенкла­туру товаров. При таких условиях необходимо осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на фор­мировании нужного ассортимента и его поставках потребителю. Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокра­щается потребность в запасах, складах, уменьшается объем до­говорной работы с изготовителями отдельных позиций ассорти­мента. Из-за того что посредники закупают крупную партию товара, иена на него у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:

• для мелкооптовых покупателей — 100 у.е. за штуку;

• для крупнооптовых покупателей — 80 у.е. за штуку.

Посредник, закупив крупную партию по 80 у.е. за штуку, раз­укрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 15 %-ной наценкой, т.е. по 92 у.е. за штуку. Поскольку посредник специали­зируется на разукрупнении партии, то при установке небольшой наценки на реализуемый товар посредник покрывает свои из­держки и имеет прибыль. Установленная изготовителем мар­жа между ценой для мелкооптовых и крупнооптовых покупа­телей в размере 25 % направлена в первую очередь на стимулирование продажи товара крупными партиями. Размер маржи зависит от того, на кого ориентируется изготовитель. Если из­готовитель заинтересован в реализации товара мелкооптовым Покупателям, то маржа будет минимальна. В нашем примере она не превышает 15 %.

Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, служит удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии перечисленных факторов не в пользу посредника может оказаться тот факт, что он территори­ально располагается на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом слу­чае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

Прогрессивной логистической системой, используемой при осуществлении доставки товаров, служит система «точно в срок», которая позволяет повысить эффективность закупок и снизить затраты. Принцип работы системы основывается на том, что за­казывается столько товара, сколько можно потребить, не исполь­зуя склада. Большое значение имеет временной фактор. Успеш­ное использование системы напрямую зависит от взаимодействия продавца и покупателя, т.е. повышается ответственность двух сторон. Определение сроков и размеров закупок сводится к расчетам (по какой-либо формуле) и считается формальной механической работой.

Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности (принцип Парето). В зависимости от затрат материалы делятся на три класса:

1)А - немногочисленные, но важные, требующие больших вложений;

2) В - относительно второстепенные, требующие меньшего внимания, чем А\

3) С- недорогие, с наименьшей частью вложений в запасы, составляющие значительную часть в номенклатуре.

Этапы ABC-метода: установить стоимость каждой детали; установить спрос на каждую деталь; расположить материалы по убыванию цены; суммировать данные о количестве и издержках на материалы; разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках. Преимущества: позволяет провести классификацию материалов и формально использовать ее долгое время. Недостатки: возможна переклассификация из-за изменения спроса и цены, необходим контроль.

Управлениепоставками

Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства, связанные с изменения конъюнктуры рынка. При наличии конкурент­ной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденции, происходящие на рынке. На изменения выпускаемой продукции могут влиять уменьшения или повышения покупательского спроса, требующего соответственно уменьшения или увеличения объемов производства, появления на рынке нового товара, изготовленного из нового материала, улучшающего поль­зовательские свойства товара. Все это требует принятия быст­рых решений, поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика и возможные изменения условий поставки.

Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника — складской.

Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере об­ращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные опера­ции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабже­ния целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продук­ция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

В обязанности посредника может входить работа, связанная

• с выполнением ряда производственных услуг по подготовке про­дукции к производственному потреблению, осуществлением послепродажного сервиса проданной продукции, а также ока­занием комплекса других видов деловых услуг.

При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно-заготовительные расходы, которые представляют затраты, свя­занные с организацией заказа и его реализацией, а также расхо­ды по заготовке и доставке материальных ресурсов (они составляют часть логистических издержек). К ним относятся:

• расходы на формирование сети логистических цепей, а так­же выбор и оценку поставщиков;

• транспортно-экспедиционные издержки;

• почтово-телеграфные, командировочные, представитель­ские и другие расходы;

• недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли;

• прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных тре­бований потребителей и т.д.).

В зависимости от того, кто является поставщиком, определя­ется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая си­стема. Иногда предприятие-потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников — производителей и посредников. На практике распространены гибкие логистиче­ские системы. Применение системы «точно в срок» предусмат­ривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вслед­ствие этого повышаются требования к надежности всех участни­ков логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчи­ка в первую очередь обращают внимание на перевозочные тари­фы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность со­блюдения сроков доставки. Для предприятий, использующих си­стему «точно в срок», характерны следующие особенности:

• стабильный выпуск продукции;

• частые поставки небольшими партиями;

• поставки на основе долгосрочных заказов;

• минимальный объем сопутствующей документации;

• объем информации по поставкам, фиксированный для все­го объема с возможностью изменения от одной поставки к другой;

• отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;

• ориентирование поставщиков на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов: сократить затраты на содержание запасов; уменьшить количество брака; уменьшить складские мощности.

Достоинства для поставщика: полная загрузка производственных мощностей; сохраняется квалифицированная рабочая сила; сокращение складских расходов; упрощение процедуры согласования поставок за счет бли­зости поставщика.

Использованию этой системы должна предшествовать диф­ференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых то­варных или производственных ресурсов с целью выделения наи­более значимых позиций.

Наши рекомендации