Россия и Европейский союз
Европейский союз является главным экономическим партнером России, на него приходится около 50 % ее внешнеторгового оборота. На мировой арене Евросоюз – ближайший союзник и одновременно конкурент США, которые превосходят по основным экономическим показателям: объемам ВВП, промышленного производства, внешней торговле и т.д.
Что касается российского экспорта в страны-члены ЕС, то его основная часть приходится на энергоносители и товары невысокой степени переработки. Не сложились механизмы внутриотраслевого разделения труда по каналам международной торговли, которые прочно привязывают страны друг к другу и служат фундаментом устойчивой экономической интеграции.
Во внешнеторговом взаимодействии с ЕС преобладает традиционная модель: вывоз топливно-энергетических товаров в обмен на продукцию машиностроения, а также химической и пищевой промышленности. Так, из общего объема российского экспорта в ЕС более 70 % приходится на топливно-энергетические и сырьевые товары и около 11 % на металлы и изделия из них. Доля машин, оборудования и транспортных средств в российском экспорте в ЕС составляет около одного процента.
В структуре же Российского импорта из ЕС преобладают машины, оборудование и транспортных средства – около 47 %, далее идет прочая готовая продукция – 26 %. Продукция химической промышленности и каучук – 15 %, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье – 8,2 %.
Для ЕС Россия важна, прежде всего, как поставщик углеводородного сырья. Доля России в потребляемой Евросоюзом нефти составляет 16 %, природного газа – 24 %. Однако, при оценке степени взаимозависимости РФ и Европы в энергетической сфере следует иметь в виду, что в энергобалансе ЕС значительную роль играют также уголь и ядерная энергетика, а в последнее время – и возобновляемые источники энергии.
В итоге на долю поставок из России приходится всего 12 % энергоресурсов, используемых в Европе. Между тем на рынке ЕС реализуется 58 % российского экспорта газа и 86 % нефти. Следовательно, Россия зависит от своего главного покупателя даже больше, чем он зависит от нее как от поставщика.
Хотя обе стороны придают большое значение энергетической политике, подходы к ее формированию у них существенно разнятся.
Так, ЕС хотел бы расширить свое участие в добыче углеводородного сырья на российской территории, но со своей стороны препятствует естественному стремлению нашего «Газпрома» к более широкому участию в распределении поставляемого им природного газа на европейском рынке. Брюссель настаивает на отмене пошлин на экспорт сырьевых товаров из России, а Москва обоснованно отказывается сделать такой шаг, поскольку это ухудшит наполнение федерального бюджета и сузит возможности государства по регулированию вывоза сырья.
ЕС требует от России ратификации энергетической хартии и Договора к ней (ДЭХ), рассчитывая, что это усилит надежность снабжения Европы первичными энергоносителями.
Однако на сегодняшний день ратификация ДЭХ российской стороной маловероятна, поскольку результатом стало бы представление неограниченного доступа иностранным компаниями к российским трубопроводам, а также гарантирование равного доступа иностранных и российских инвесторов к разработке месторождений.
В итоге ЕС получил бы возможность по своему усмотрению влиять на энергетическую и транспортную политику России, которая стремится сохранить контроль над транзитом центрально-азиатского газа в Европу.
Европейцев сильно беспокоит проблема стабильности поставок газа из России. Стремясь усилить свои позиции на рынке энергоресурсов, Евросоюз ищет пути к диверсификации их источников. Так, наряду с совместным российско-европейским проектом газопровода «Северный поток» существуют конкурирующие маршруты – российский проект «Южный поток» и европейский «Набуко», задуманный для поставок газа из Ирана и Центральной Азии в Европу через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австралию минуя Россию.
Вместе с тем поле для совместных крупномасштабных проектов весьма обширно. Россия и ЕС заинтересованы в развитии международных транспортных коридоров. Что требует модернизации и расширения морских портов, обновления подвижного состава российских железных дорог, развития других объектов транспортной инфраструктуры.
Первоочередными задачами являются развитие логистических центров, увеличение мощностей по перевалке грузов и повышению скорости их обработки. К финансированию этих мероприятий было бы логично привлечь европейские компании, заинтересованные в прокладке соответствующих новых транспортных коридоров.
Широкое поле для обоюдовыгодного взаимодействия – разработки в области охраны окружающей среды, энергосбережения, использования возобновляемых и альтернативных источников энергии. Россия располагает в этой области огромными неиспользованными возможностями. ЕС же занимает передовые позиции по многим направлениям и использование этих достижений, могло бы существенно способствовать эффективному решению многочисленных российских проблем.
Значительные трудности проявляются и в разрешении вопросов сближения нормативной базы хозяйственной деятельности. Необходима гармонизация в регулировании внешней торговли, прежде всего таможенных процедур, политики конкуренции и государственных закупок, технических и бухгалтерских стандартов, различных секторах сферы услуг и т.п.