II.4. Россия и Европейский Союз

В европейской политике и экономике огромную роль играет Евросоюз, внутри которого установлена свобода движения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Естественно, что интеграция России в европейскую экономику невозможна без налаживания тесного сотрудничества с ЕС. Такое сотрудничество стало возможным после ратификации Государственной думой и Советом Федераций в ноябре 1996 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) – первый международно-правовой документ, построенный на основе равноправия и отказа от дискриминации в отношении между Россией и Западом.

СПС дает широкую юридическую базу для развития внешнеэкономических связей.

II.5. Вступление России в «семерку».

Внешнеполитическая активность России весной – летом 1997 г. была призвана решить две главных задачи: укрепить международные позиции России, ее статус великой державы и создавать благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в промышленность и разработку природных ресурсов, для интеграции в систему мировой экономики. Важным рубежом в решении этих задач явилась встреча в Денвере лидеров «Большой семерки».

В июле 1992 г. Президент России был впервые приглашен на политическую часть Проходившего в Мюнхене совещания «большой семерки» развитых стран мира. В последующем участие российского Президента в саммитах «клуба великих держав» стали регулярными. На Состоявшейся в июне 1997 г. в Денвере (США) очередной встрече лидеров стран «большой семерки» было принято решение о преобразовании ее в «большую восьмерку» с участием России (в рамках политической дискуссии).

Включение в «семерку» открыло перед Россией широкие возможности получения финансовой помощи. Вскоре Россию приняли в престижное объединение кредиторов Парижский клуб. Россия стала его 19-м членом. Вступление в Парижский клуб кредиторов произошло 17 сентября 1997г.

У России большой внешний долг – более 100 млрд. долл. Но это не должно волновать или пугать россиян, поскольку одновременно страны «3-го мира» должны нам около 130 млрд. долл.

Став членом элитного клуба, Россия получила в руки инструмент воздействия на 25 стран-должников, признающих Парижский клуб. В том числе на пять наших главных должников – Вьетнам, Мозамбик, Йемен, Эфиопию, Алжир, которые в сумме должны нам около 20 млрд. долл.

Членство в Парижском клубе меняет статус России в мировой экономике. Из разряда должников она стала страной-кредитором помощи Запада.

II.6. Россия и СНГ

Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве поначалу определялись проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ, защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек) в ближнем зарубежье, разделом «наследства» некогда единого союзного государства и прежде всего огромного военного потенциала советских Вооруженных Сил.

Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании ВС России. Одновременно происходил вывод военных группировок из стран бывшего Варшавского блока, Германии и республик Прибалтики. В комплексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось на территории не только РФ, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать находившееся на их территории ядерное оружие России. В январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине, и произошло ее присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия.

15 мая 1992 г.в Ташкенте подписание Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, а к концу 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия.

Выступая под эгидой Содружества, ВС России в 1992-1993 п. взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства (приднестровский, осетино-грузинский, грузино-абхазский и межтаджикский конфликты).

22 января 1993 г. семь стран Содружества подписали в Минске Устав СНГ. Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ Лишь в 1994 г. между странами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству. Главным направлением в сотрудничестве России со странами СНГ явилось налаживание двусторонних отношений. В октябре 1994 г. на очередном саммите лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств – участников Содружества. 29 марта 1996 г.был подписан четырехсторонний Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого договора было принято решение о создании исполнительных органов «четверки», а 2 апреляв Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России. Председателем Высшего совета Сообщества был утвержден президент Белоруссии А. Г. Лукашенко. После всенародного обсуждения 23мая 1997 г. был одобрен Устав Союза. В конце 1999 г. оглашен полностью согласованный проект Союзного договора России и Белоруссии, который призван стать юридической основой полного объединения двух суверенных государств постсоветского пространства. В 2000г. было подписано соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства.

Полностью удалось согласовать вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией.

Важным результатом в процессе формирования Таможенного союза стало подписание в феврале 2000 г.Соглашения об Общем таможенном тарифе государств – участников Таможенного союза, направленного на проведение единой тарифной политики, формирование механизма согласования и применения единых ставок ввозных таможенных пошлин. Так, 10 октября 2000 г. на заседании Межгосударственного совета государств – участников Таможенного союза был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

Российско-украинские отношения, прежде всего из-за проблемы раздела Черноморского флота и статуса Севастополя, долгое время продолжали оставаться крайне напряженными. 31 мая 1997 г. состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом. Вместе с тем российско-украинские отношения и поныне являются одной из самых сложных проблем российской внешней политики. Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая деятельность России в сфере укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве. По-прежнему велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ стран Содружества, особенно в связи с незатухающей гражданской войной в Афганистане.

Среди формально декларированных организаций стран Содружества особое место занимает блок ГУУАМ – объединение, включающее Грузию, Украину, Азербайджан, Молдавию, а с апреля 1999 г. также и Узбекистан. Декларируемым смыслом создания ГУУАМ являлось дистанцирование от России стран – участниц нового блока, объединенных стремлением ослабить влияние Москвы на южном фланге ее сферы безопасности, а также вытеснить ее из экономического постсоветского пространства путем формирования новой трансконтинентальной транспортно-коммуникационной системы. Выход Грузии, Азербайджана и Узбекистана из Договора о коллективной безопасности стран СНГ и образование на постсоветском пространстве двух военно-политических группировок, из которых ГУУАМ поддерживает явно пронатовскую линию, создает весьма опасный для безопасности России крен. Это подтвердил, в частности, состоявшийся в ноябре 1999 г. в Стамбуле очередной саммит на высшем уровне руководителей стран – членов ОБСЕ.

Наши рекомендации