Поступление средств и результаты от реализации продукции растениеводства и животноводства
В современных условиях важно не только выпустить качественную сельскохозяйственную продукцию, нужно уметь выгодно и своевременно ее реализовать. От этого напрямую зависит размер прибыли, необходимой и для дальнейшего развития производства, и для решения социально-экономических проблем предприятия.
Опыт преуспевающих сельхозпредприятий свидетельствует, что создание маркетинговых структур повышает их жизнеспособность. В рыночных условиях руководителю сельскохозяйственного предприятия желательно обеспечить создание маркетинговой службы.[6]
Отличительные черты - частная собственность. На экономические ресурсы, рыночный механизм регулируется экономической деятельностью, основанной на свободной конкуренции.[5]
Основными показателями, характеризующими результаты деятельности, являются - себестоимость продукции, прибыль, уровень рентабельности.
Себестоимость - суммарные затраты на производство и реализацию продукции.
Прибыль - экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками; превышение доходов над расходами. (9)
Рентабельность - хозяйства экономическая эффективность сельскохозяйственного производства, которая представляет собой экономическую категорию, отражающую доходность и прибыльность предприятия. Она измеряется такими показателями, как валовой и чистый доход, прибыль, уровень рентабельности, окупаемость затрат, норма прибыли.
Только конкурентоспособные хозяйства могут работать в рыночных условиях. Эти хозяйства получают высокие урожаи качественного зерна, которое не потеряется на зерновом рынке страны, а так же имеют высокие надои молока не менее 5000кг.
Эффективность производства- сложная экономическая категория. В ней отражается действие объективных экономических законов социализма и показывается одна из важнейших сторон общественного производства - результативность. Она является формой выражения цели производства. Следует различать понятия эффект и экономическая эффективность. Эффект - это следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых в сельском хозяйстве. Например, эффект от применения удобрений выражается в виде прибавки урожая, от использования кормов - в увеличении приростов или надоев молока и т. д. [3]
Экономическая эффективность показывает конечный полезный эффект от применения средств производства и от живого труда, отдачу совокупныхвложений.В сельском хозяйстве это получение максимального объема продукции с 1 га земли, от 1 головы скота при наименьших затратах живого и овеществленного труда. Снижение себестоимости продукции в колхозах и страны на 1%позволяет сэкономить за год более 1 млрд. руб., а при повышении производительности труда на 1 % можно получить дополнительной, продукции примерно на 1,7 млрд. руб. в год. Большой экономический эффект дает рациональное использование основных производственных фондов. Следует иметь также в виду, что эффективность - это не только соотношение затрат и результатов производства, но и качество, полезность продукции для потребителя.
Экономическая эффективность представлена в таблице 2.5 и 2.6.
Таблица 2.5 - Экономическая эффективность продажи за 2010 год.
Показатели | Количество реализованной продукции, ц | Полная себестои-мость продукции, тыс. руб | Выру-чено, тыс. руб | Результаты, тыс. руб | Уровень рентабель-ности (+) / убыточности (-),% | |
Прибыль (+) | Убыток (-) | |||||
Зерновые культуры | -479 | -3,6 | ||||
Картофель | ||||||
Итого по растениевод-ству | -479 | 47,3 | ||||
Молоко цельное | ||||||
Мясо (в живой массе) | -4350 | -59,4 | ||||
КРС | -14110 | -45 | ||||
Другая продукция животновод-ства | 52,2 | |||||
Итого по животновод-ству | -18460 | 10,5 | ||||
Всего по хозяйству | -18939 | 22,4 |
Таблица 2.6 - Экономическая эффективность продажи за 2011 год.
Показатели | Количество реализованной продукции, ц | Полная себестои-мость продукции, тыс. руб | Выру-чено, тыс. руб | Результаты, тыс. руб | Уровень рентабель-ности (+) / убыточности (-),% | |
Прибыль (+) | Убыток (-) | |||||
Зерновые культуры | -6687 | -8,9 | ||||
Картофель | ||||||
Итого по растениевод-ству | -6687 | |||||
Молоко цельное | 49,4 | |||||
Мясо (в живой массе) | -3212 | -49 | ||||
КРС | -12336 | -40 | ||||
Другая продукция животновод-ства | -73 | -93 | ||||
Итого по животновод-ству | -15621 | 26,5 | ||||
Всего по хозяйству | -22308 | 22,6 |
Выручка предприятия увеличивается из года в год, так в 2010 году она составила 213246 тыс. руб., а в 2011 году уже 324913 тыс. руб. Это на 111667 тыс. руб. больше, чем в 2010году. Проанализировав экономическую эффективность за 2010и 2011 гг., можно сделать вывод, что в основном за счет продукции животноводства предприятие получает прибыль. Судя по данным представленных таблиц предприятие ОАО «Вологодский картофель» отделение «Русь» рентабельно.
Для того чтобы хозяйство могло работать в рыночной экономике, надо снизить себестоимость продукции, за счет применения новых технологий и новой техники. Получать более высокие урожаи, надои молока не менее 5000 кг от одной головы, за счет увеличения посевных площадей под картофель и зернобобовые культуры и увеличения урожайности культур. Для увеличения мясного производства необходимо использовать рационально качественные и дешевые корма, создать условия для увеличения общей живой массы. Для увеличения растениеводческой продукции необходимо увеличить посевные площади с меньшими затратами.
3. Современное состояние производства картофеля за 2009 - 2011года.