Тема 4. статистико-экономический анализ реализации продукции растениеводства

Первый этап

1. Рассчитать по каждому предприятию 5-6 наиболее существенных для раскрытия темы проекта показателей ( выручка от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий или на 1 работника, рентабельность реализации продукции растениеводства, численность работников или материальные затраты в растениеводстве в расчете на 100 га с.-х. угодий, себестоимость одного из основных продуктов и т.п. ).

2. Составить таблицу №1, изучить вариацию и взаимосвязи признаков между собой. По 1-2 наиболее важным признакам рассчитать показатели вариации и ошибки выборки.

3. Отобрать группировочный признак (признаки) и выделить типические группы предприятий.

4. Провести сводку данных по выделенным группам и в целом по совокупности.

Второй этап

Изучить по типическим группам:

1. Уровни результативных показателей реализации продукции растениеводства:

- общий объем реализации (выручки) продукции растениеводства в расчете на 1 (100) га с.-х. угодий и пашни, в том числе выручки по отдельным ее видам (зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, подсолнечник, прочая продукция - как остаток);

- объем реализации основных видов продукции в натуральном выражении на единицу площади и цены реализации единицы продукции. Использовать прием разложения составных показателей и индексный метод анализа различий между группами в общей сумме выручки по основным продуктам, а также приемы графического изображения показателей.

2. Структуру реализованной продукции растениеводства, включая прочие продукты, а также удельный ее вес в объеме реализации продукции сельского хозяйства в целом. Оценить различия между группами в степени специализации производства и роль растениеводства в обеспечении животноводства кормами (их расход в расчете на 100 га угодий).

3. Связь объемов реализации продукции основных видов в натуральном выражении на 1 га пашни с объемами их производства и удельным весом реализованной продукции в валовой (товарностью). Связь объемов производства основных видов продукции полеводства на 1 га пашни с урожайностью культур, их долей в общей посевной площади и коэффициентом использования пашни под посевы.

4. Связь объемов производства и урожайности культур с размерами производства и уровнем его интенсификации. Рассмотреть при этом обеспеченность предприятий основными фондами и рабочей силой, величину затрат в растениеводстве в целом и по видам на единицу земельной площади, затраты на 1 га посева основных культур.

5. Уровень экономической эффективности реализации продукции растениеводства:

- масса прибыли от реализации продукции растениеводства на 1 га пашни в целом и по видам культур;

- различия между группами в массе прибыли, полученной от реализации основных продуктов, за счет отдельных факторов (цен и объема реализации в расчете на 1 га, полной себестоимости единицы продукции (тема 21 Практикума);

- рентабельность реализации всех видов продукции растениеводств, включая прочую. Провести разложение среднего уровня рентабельности по факторам;

- связь полной себестоимости отдельного вида продукции с производственной себестоимостью, зависимость последней от уровня урожайности культуры и затрат на 1 га ее посева.

6. Уровень кредиторской и дебиторской задолженности предприятий в расчете на 1га земельной площади и по отношению к общей выручке от реализации продукции и услуг.

7. Уровень 10 –15 основных показателей состояния и эффективности реализации продукции растениеводства за базисный год и их изменение в отчетном году.

8. Отобрать 2 наиболее существенных факторных признака, характеризующих уровень интенсивности производства (численность работников в расчете на 100 га с.-х. угодий, производственные затраты в растениеводстве на 1(100) га с.-х. угодий в целом или важнейших видов, распаханность угодий и степень использования пашни под посевы и т.п.) и провести по ним факторную комбинационную группировку.

9. Для оценки степени влияния отдельных факторов на выход продукции растениеводства с единицы земельной площади или урожайность отдельной культуры использовать корреляционно-регрессионный анализ. Для выявления резервов провести по уравнению связи прогнозный расчет ожидаемого значения результативного признака при заданных величинах факторных признаков, достигнутых в передовых хозяйствах.

10. Анализ тенденции изменения 2 взаимосвязанных показателей провести в целом по области (краю, республике) за 10-12 лет.

ТЕМА 5. СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

Первый этап

1. Рассчитать по каждому предприятию 5-6 наиболее существенных для раскрытия темы проекта показателей (выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с.-х. угодий или на 1 работника, рентабельность животноводства, численность работников в расчете на 100 га с.-х. угодий, средняя цена реализации и полная себестоимость одного из видов животноводческой продукции, надой от 1 коровы и т.п. )

2. Составить таблицу №1, изучить вариацию и взаимосвязи признаков между собой. По 1-2 наиболее важным признакам рассчитать показатели вариации и ошибки выборки.

3. Отобрать группировочный признак (признаки) и выделить типические группы предприятий.

4. Провести сводку данных по выделенным группам и в целом по совокупности.

Второй этап

Изучить по типическим группам:

1. Уровни результативных показателей реализации продукции животноводства:

- общий объем реализации (выручки) продукции животноводства на 100 га с.-х. угодий;

- объем выручки на 100 га отдельных видов продукции животноводства, включая прочую продукцию;

- объем реализации основных видов продукции животноводства (молока, крупного рогатого скота, свиней, птицы, яиц) в натуральном выражении и цены их реализации. Использовать индексный метод анализа различий между группами в общей выручки, а также приемы графического изображения показателей.

2. Структуру реализованной продукции животноводства, включая прочую, ее удельный вес в общей выручке от реализации продукции сельского хозяйства, а также удельный вес реализации продуктов переработки молока и мяса. Оценить различия в специализации производства по группам.

3. Связь объемов реализации основных видов продукции в натуральном выражении на 100 га с.-х. угодий с объемами их производства и удельным весом реализованной продукции в валовой (товарностью); Связь объемов производства основных видов продукции на 100 га с плотностью поголовья и продуктивностью животных.

4. Связь объемов производства и продуктивности животных с размерами производства и уровнем его интенсификации. Рассмотреть при этом обеспеченность предприятий основными фондами и рабочей силой, величину материальных затрат в животноводстве в целом и по видам в расчете на 100 га (в том числе затраты на корма и их окупаемость), затраты на 1 условную голову животных и 1 голову основного вида животных.

5. Уровень экономической эффективности реализации продукции животноводства:

- масса прибыли от реализации продукции животноводства на 100 га;

- различия между группами в массе прибыли от реализации продукции животноводства в целом; по основным продуктам оценить влияние отдельных факторов (цен и объема реализации в расчете на 1 га, полной себестоимости единицы продукции) на различия между группами в массе прибыли (тема 21 Практикума);

-рентабельность реализации продукции животноводства в среднем и по видам продукции, включая прочую. Провести разложение среднего уровня рентабельности по факторам;

- связь полной себестоимости отдельного вида продукции с производственной себестоимостью, зависимость последней от уровня продуктивности животных и затрат на 1 голову.

6. Уровень кредиторской и дебиторской задолженности предприятий в расчете на 100 га земельной площади и по отношению к общей выручке от реализации продукции и услуг.

7. Уровень 10-15 основных показателей состояния и эффективности реализации продукции животноводства за базисный год и их изменение в отчетном году.

8. Отобрать 2 наиболее существенных факторных признака, характеризующих уровень интенсивности производства (численность работников в расчете на 100 га с.-х. угодий, производственные затраты в животноводстве на 100 га с.-х. угодий или 1 условную голову в целом или важнейших видов, затраты га 1 голову отдельного вида животных и т.п.) и провести по ним факторную группировку и корреляционный анализ для оценки степени их влияния на выход продукции животноводства с единицы земельной площади или продуктивность 1 головы животных.

9. Для оценки степени влияния отдельных факторов на выход продукции животноводства или продуктивность 1 головы животных использовать корреляционно-регрессионный анализ. Для выявления резервов роста продуктивности и эффективности животноводства провести по уравнению связи прогнозный расчет ожидаемого значения результативного признака при заданных величинах факторных признаков, достигнутых в передовых хозяйствах.

10. Анализ тенденции изменения 2 взаимосвязанных показателей провести в целом по области (краю, республике) за 10-12 лет.

ТЕМА 6. СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Первый этап

1. Рассчитать по каждому предприятию 5-6 наиболее существенных для раскрытия темы проекта показателей (объем реализации продукции сельского хозяйства или всей продукции и услуг в расчете на 100 га с.-х. угодий, удельный вес в нем продукции животноводства и главной отрасли, рентабельность реализации продукции животноводства, обеспеченность рабочей силой в расчете на 100 га с.-х. угодий, размер производства на предприятие и т.п.)

2. Составить таблицу №1, изучить вариацию и взаимосвязи признаков между собой. По 1-2 наиболее важным признакам рассчитать показатели вариации и ошибки выборки.

3. Отобрать группировочный признак (признаки) и выделить типические группы предприятий.

4. Провести сводку данных по выделенным группам и в целом по совокупности.

Второй этап

Изучить по типическим группам:

1. Уровни результативных показателей по реализации продукции:

- сумма выручки от реализации всех видов продукции и услуг, продукции сельского хозяйства, в том числе продукции растениеводства и животноводства в расчете на 100 га с.-х. угодий;

-выручка на 100 га от реализации основных видов продукции сельского хозяйства, включая прочую продукцию;

- объем реализации 3-5 основных видов продукции сельского хозяйства в натуральном выражении в расчете на 100 га;

- цены реализации единицы продукции. Использовать прием разложения показателя суммы выручки по продуктам, провести индексный анализ суммы выручки по основным продуктам, а также применить приемы графического изображения показателей.

2. Структуру реализации продукции сельского хозяйства (включая прочую продукцию), ее удельный вес в общей сумме выручки от реализации продукции и услуг. Оценить различия в специализации производства по группам.

3. Связь объемов реализации основных продуктов на 100 га в натуральном выражении с объемами их производства и удельным весом реализованной продукции в валовой (товарностью). Связь объемов производства 1-2 видов продукции с показателями урожайности культуры с 1 га (продуктивности 1 головы животных) и удельного веса посевов в пашне (плотности животных на 100 га).

4. Связь объемов производства и урожайности культур (продуктивности животных) с размерами производства и уровнем интенсификации (обеспеченность рабочей силой и основными фондами, затраты на производство продукции сельского хозяйства на 100 га, затраты на 1 га посева и на 1голову), а также с уровнем концентрации производства.

5. Уровень эффективности реализации продукции сельского хозяйства:

- масса прибыли от реализации всей продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га;

- - различия между группами в массе прибыли, полученной по основным продуктам, за счет отдельных факторов (цен реализации, полной себестоимости и объема реализации продукции на 100 га);

- рентабельность реализации продукции сельского хозяйства, продукции растениеводства и животноводства. Провести разложение показателя средней рентабельности реализации продукции сельского хозяйства по факторам.

6. Уровень кредиторской и дебиторской задолженности предприятий в расчете на 1га земельной площади и по отношению к общей выручке от реализации продукции и услуг.

7. Уровень 10-15 основных показателей состояния и эффективности реализации продукции сельского хозяйства за базисный год и их изменение в отчетном году.

8. Отобрать 2 наиболее существенных факторных признака, характеризующих размеры и уровень интенсивности производства (численность работников всего и в расчете на 100 га с.-х. угодий, производственные затраты в сельском хозяйстве на 100 га с.-х. угодий в целом или важнейших видов, степень использования пашни под посевы и т.п.) и провести по ним факторную группировку.

9. Для оценки степени влияния отдельных факторов на объем реализации продукции, урожайность отдельной культуры или продуктивности 1 головы животных провести корреляционно- регрессионный анализ. Для выявления резервов провести по уравнению связи прогнозный расчет ожидаемого значения результативного признака при заданных величинах факторных признаков, достигнутых в передовых хозяйствах.

10. Анализ тенденции изменения 2 взаимосвязанных показателей провести в целом по области (краю, республике) за 10-12 лет.

ТЕМА 7. СТАТИСТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ финансового состояния предприятий

Первый этап

1.Рассчитать по каждому предприятию 5-6 наиболее существенных для раскрытия темы проекта показателей (масса прибыли и валового дохода в расчете на 100 га с.-х. угодий, кредиторская задолженность в расчете на 100 га и по отношению к общей выручке от реализации продукции и услуг, соотношение кредиторской и дебиторской задолженности, обеспеченность рабочей силой и т.п.)

2. Составить таблицу №1, изучить вариацию и взаимосвязи признаков между собой. По 1-2 наиболее важным признакам рассчитать показатели вариации и ошибки выборки.

3. Отобрать группировочный признак (признаки) и выделить типические группы предприятий.

4. Провести сводку данных по выделенным группам и в целом по совокупности.

Второй этап

Изучить по типическим группам:

1. Уровни результативных показателей финансового состояния предприятий:

-сумма выручки от реализации продукции и прибыли в расчете на 100 га с.-х. угодий и на 1 работника;

- сумма кредиторской и дебиторской задолженности в расчете на 100 га с.-х. угодий, на 1 работника, по отношению к обще сумме выручки от реализации продукции и услуг и по отношению к прибыли;

- применить приемы графического изображения показателей.

2. Структуру выручки от реализации продукции и услуг, структуру прибыли и структуру задолженности. Оценить различия в специализации производства по группам.

3. Изучить различия между группами в средней рентабельности реализации. По группе основных продуктов, занимающих наибольший удельный вес в формировании прибыли, изучить различия в массе прибыли за счет отдельных факторов ( цены реализации, полная себестоимость единицы продукции, объем реализации, товарность продукции), а также различия в средней рентабельности.

4. По 1- 2 продуктам изучить влияние на себестоимость единицы продукции затрат на 1 га посева ( 1 голову животных) и урожайности культур (продуктивности животных).

5. Связь объемов выручки, урожайности (продуктивности) и себестоимости продукции с уровнем концентрации и интенсификации производства (обеспеченность рабочей силой и основными фондами, затраты на производство продукции сельского хозяйства на 100 га всего и по видам, затраты на 1 га посева и на 1 голову и др.).

6. Связь финансового состояния предприятий с размером полученного валового дохода в расчете на 100 га с.-х. угодий, его структурой (прибыль и оплата труда), уровнем оплаты 1 работника.

7. Уровень 10-15 основных показателей финансового состояния и эффективности сельского хозяйства за базисный год и их изменение в отчетном году.

8. Отобрать 2 наиболее существенных факторных признака, характеризующих размеры и уровень интенсивности производства (численность работников, производственные затраты в сельском хозяйстве на 100 га с.-х. угодий в целом и по видам, уровень оплаты труда, степень использования пашни под посевы и т.п.) и провести по ним факторную группировку для оценки степени их влияния на объем реализации продукции, урожайность отдельной культуры или продуктивности 1 головы животных.

9. Для оценки степени влияния отдельных факторов на результативные показатели провести корреляционно- регрессионный анализ. Для выявления резервов провести по уравнению связи прогнозный расчет ожидаемого значения результативного признака при заданных величинах факторных признаков, достигнутых в передовых хозяйствах.

10. Анализ тенденции изменения 2 взаимосвязанных показателей провести в целом по области (краю, республике) за 10-12 лет.

Приложение 3

Примерный перечень статистических показателей, используемых при курсовом проектировании

Наши рекомендации