Метод и приемы экономического анализа

Вопросы для государственного экзамена с комментариями

По дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Экономический анализ, понятие, виды, задачи и перспективы развития.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:

- исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающейся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

- научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

- выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

- раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

- обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений и т.д.

Основная цель проведения экономического анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели: оценивают результаты работы за прошедшие периоды; разрабатывают процедуры оперативного контроля за производственной деятельностью; вырабатывают меры по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в его финансовых результатах; вскрывают резервы повышения результативности деятельности; разрабатывают обоснованные планы и нормативы.

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующиезадачи:

- изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов е конкретных условиях;

- повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов, которое достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного (текущего) анализа хозяйственной деятельности;

- объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и для выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства;

- поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта достижений науки и практики;

- определение экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Объективная оценка деятельности предприятия способствует росту производства, повышению его эффективности, и наоборот;

- прогнозирование результатов хозяйствования;

- исследование коммерческого риска;

- сравнительный анализ маркетинговых мероприятий;

- подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

ВИДЫ:

По пользователям:

внутренний финансовый анализ — финансовый анализ проводят сотрудники компании;

внешний финансовый анализ — финансовый анализ проводят лица, не работающие в компании.

По направлению анализа:

ретроспективный анализ — анализ прошлой финансовой информации;

перспективный анализ — анализ финансовых планов и прогнозов.

По детализации:

экспресс-анализ — анализ проводится по основным финансовым показателям;

детализированный финансовый анализ — проводится по всем показателям, дает полную характеристику компании.

По характеру проведения:

анализ финансовой отчетности — анализ по данным бухгалтерской отчетности;

инвестиционный анализ — анализ инвестиций и капитальных вложений;

технический анализ — анализ ценового графика ценных бумаг компании;

специальный анализ — анализ по специальному заданию.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В условиях динамичности ситуаций как в коммерческой деятельности предприятия, так и во внешней среде, особое значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ.

Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа - запросный и построен на основе ответов по заранее определенной программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий.

Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Однако, эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и в этом смысле является строго ориентированной и фрагментарной. В то же время эти информационные массивы могут быть более детализированными и потому не дублирующими ситуационный анализ коммерческой деятельности.

Метод и приемы экономического анализа.

равнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

· единство периодов времени, за которые производится сравнение;

· сопоставимость условий производства;

· сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

Наши рекомендации