Метод и приемы экономического анализа

Методы :

1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчётности с данными на начало отчёт­ного периода или отчётными данными предыдущих пе­риодов

2. Вертикальный (структурный) анализ - определе­ние структуры итоговых финансовых показателей с вы­явлением влияния каждой позиции отчётности на ре­зультат в целом. Он позволяет выявить удельный вес от­дельных статей к итоговому показателю в целом по ба­лансу или его разделам

3. Трендовый анализ представляет собой сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции
динамики показателя, очищенной от случайных влия­ний и индивидуальных особенностей отдельных перио­дов. Он используется при проведении перспективного,прогнозного анализа

1. Использование различных финансовых коэффици­ентов, т.е. относительных величин, при исчислении ко­торых одну из величин принимают за единицу, а другую выражают как отношение к единице

2. Сравнительный (пространственный) анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей от­четности по отдельным показателям предприятия, его
подразделений и межхозяйственный анализ показате­лей данного предприятия в сравнении с показателями
конкурентов, со средними отраслевыми и средними об­щеэкономическими данными

3. Факторный анализ - это анализ влияния отдель­ных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических при­емов исследования.

Приемы экономического анализа
Качественные (логические) Количественные (Формализованные)
ü приём сравнения ü детализации ü обобщения ü выделения «узкого места» ü выделение «ведущего звена» ü приём группировки (структурной) ü эвристические методы (методы экспертных оценок: комиссий, суда, "мозговой атаки", "Дельфи" и метод анализа иерархий) Ø традиционные методы экономической статистики: · элементарные методы обработки расчетных данных; · метод группировки данных (аналитической); · метод расчета индексов
Ø классические методы экономической аналитики: · прием ценных установок; · метод абсолютных разницы; · метод относительных разниц; · индексный метод; · метод пропорциональное деление; · балансовый; · интегрированный метод; · метод логарифмирования.
Ø экономико-математические методы: · стохастического факторного анализа: корреляционный, дисперсионный анализ и метод главных компонент. · прогнозирования: регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание, прогноз на основе преобразования Фурье с учетом сезонных колебаний · классификации: кластерный; теория распознания образов и т.д. · оптимизации: математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания; · методы имитационного моделирования


– Основные эвристические приемы и их содержанием

Эвристический прием Содержание приема
Прием аналогии Использование подобного известного решения
Прием инверсии Система «наоборот», отказ от традиционных решений и изучение проблемы с изнанки
Прием «мозговой атаки» Метод интенсивного генерирования новых идей, для которых необходимо содружество специалистов разного профиля
Прием коллективного блокнота Накопление идей каждым участником за период, затем систематизируются и обсуждаются для выработки решения
Прием контрольных вопросов Метод, в котором с помощью наводящих вопросов прийти к решению задачи
Прием синектики Использование опыта профессионалов разных профессий при решении задач нетрадиционным способом
Морфологический анализ Основан на структурных взаимосвязях экономических явлений и процессов
Метод комиссии Заключается в коллективном и всестороннем изучении проблемы и согласованной коллективной выработке единого решения
Метод «суда» Сторонник идеи описывает и обосновывает преимущества варианта решения, а оппонент – недостатки и негативные стороны варианта; третье лицо выбирает сторону
Метод «Дельфи» Многократное поэтапное анкетирование с постоянным сужением вариантов выбора и большей конкретизацией вопросов

Наши рекомендации