Приемы экономического анализа

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляют методику экономического анализа.

Множество приемов и способов, применяемых в экономическом анализе, может быть сгруппировано по нескольким признакам:

- научному подходу,

- характеру взаимосвязи между показателями,

- степени сложности применяемого инструментария,

- оптимизации.

Научный подход позволяет выделить три группы методов:

- общеэкономические;

- статистические;

- математические.

К общеэкономическим методам относится сравнение, графический, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмический, интегральный.

Статистические можно разделить на 2 группы: традиционные, математико-статистические. К традиционным относится средние и относительные величины, индексный, обработка рядов динамики. К математико-статистическим корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, ковариационный анализ, кластерный анализ.

Математические методы представлены тремя группами: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса), методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное программирование, динамическое программирование, нелинейное программирование), методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживании).

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. При детерминированной связи каждому значению факторного признака соответствует определенное неслучайное значение результативного признака. Связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует несколько значений результативного признака называют стохастической.

По сложности применяемого инструментария аналитические методы делятся на методы элементарной математики и высшей математики. Методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат. Методы высшей математики могут применяться не только в методах статистики, но и самостоятельно.

По признаку оптимальности все экономико-математические методы (задачи) подразделяются на две группы: оптимизационные и не оптимизационные. Если задача позволяет искать решение по заданному критерию оптимальности, то этот метод относят в группу оптимизационных методов. В случае, когда поиск решения ведется без критерия оптимальности, соответствующий метод относят к группе неоптимизационных методов.

ТЕМА 3: АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей.

2. Методика расчёта основных финансовых показателей бизнес-плана.

3. Обоснование потребности в оборотных средствах и инвестициях.

4. Оценка сбалансированности финансовых показателей бизнес-плана.

Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей

В бизнес-плане определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. К основным целям разработки бизнес-плана относятся:

- приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

- осуществление инвестиционных проектов;

- реализация отдельных коммерческих операций;

- эмиссия ценных бумаг;

- определение перспектив развития фирмы;

- реорганизационные мероприятия, применяемые для несостоятельных предприятий (Банкротов);

- финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Бизнес-план – это документ, в котором отражены наиболее важные аспекты, основные положения и финансовые прогнозы, связанные с деятельностью предприятия.

Строго типизированной методики составления бизнес-плана нет. Его структура и степень проработки отдельных разделов бывает разной.

Так, для крупных предприятий рекомендуется выполнять технико-экономическое обоснование поэтапно, трансформируя бизнес-план из упрощенной формы в более сложную, с детальными, точными проработками вопросов и альтернативными вариантами параметров прорабатываемого проекта. Для средних и небольших проектов бизнес-план может разрабатываться без этапа предварительного выбора. Все зависит от достоверности и полноты исходной информации, от финансовых возможностей предпринимателя и стоимости проекта.

Представим примерную структуру бизнес-плана:

- маркетинг (описание товара, рынки сбыта, конкуренты, план маркетинга);

- производство (план производства);

- финансы (оценка риска и страхование, финансовый план, стратегия финансирования)

- резюме.

В резюме кратко и логично должно быть написано, что предприятие собирается делать за счет каких источников, чем будущий товар будет отличаться от товара конкурентов, в чем преимущества вашего товара, почему покупатели отдадут ему предпочтения.

Наши рекомендации