Организационная структура управления
Организационная структура управления – некая упорядоченная совокупность звеньев, устойчиво взаимосвязанных между собой, обеспечивающих функционирование предприятия как единого целого. В настоящее время известны следующие типы организационных структур:
• Линейная. Самая простая система, между руководителем и исполнителем отсутствуют промежуточные вязи.
• Функциональная. Данная структура возникла с появлением специализации рабочих. Она не несет в себе недостатков линейной и вопросы решаются более компетентно.
• Линейно–функциональная. Включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях.
• Дивизиональная. Предприятие делится на блоки и элементы, по региональному признаку, по видам товаров и услуг или группам товарополучателей.
• Матричная. Организация управления, которая сочетает в себе вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. В ней на ряду с постоянными отделами будут базироваться проектные группы, организованные для решения конкретной проблемы.
Эволюция управленческой мысли
Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражена в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития.
В эволюции управленческой мысли можно выделить 5 школ:
1. Классическая (традиционная) – Родоначальник – Тейлор Последователи - Форд, Файоль, Вебер
Принцип: "организация - закрытая система, не связанная с внешней средой"
Не рассматривали социальные аспекты. Цель – создание универсальных принципов управления. Файоль выделял 14 принципов:
- разделение труда
- полномочия и ответственность
- единоначалие
- единство направления
- подчиненность личных интересов общим
- вознаграждение переработки
- организованная структура
- порядок
- стабильность рабочего места
- корпоративный дух
- инициативность
2. Школа человеческих отношений - Мэйо, Маслоу, Фоллет
- исходит из сущности социальной среды, изучала мотивы поведения людей
- изучение природных конфликтов и сотрудничества, роль неформальных организаций
- изучение лидерства и групповой динамики
3. Эмпирическая школа - Друкер, Девис, Чандлер – объединение классической школы и школы человеческих отношений
- Соединение подходов к пр-ву и поведению сотрудников
- Независимые от должности функции сотрудников (а роль лишь средства его в реализации функции)
4. Школа социальных систем - Ансофф, Барнард, Саймонс
- Организация как единая, целостная система, системный подход к ее изучению
- Элементы системы оказывают влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные проебразования
- Динамичность в системном подходе ( в-е эл-ов друг на друга)
5. Новая школа науки управления (Леонтьев, Рапопорт, Боулдинг, Аккоф)
В школу вошли несколько направлений
- исследование организаций
- общая теория систем
- математико-аналитические методики и использования компьютерных технологий для повышения обоснованности управленческих решений.
- статистика
Методы управления
Методы управления – это совокупность способов, приемов, с помощью которых осуществляется воздействие на объект управления, выполняются разнообразные функции управления организацией. Существуют следующие основные виды методов управления:
· экономические;
· организационно-распорядительные;
· правовые;
· социально-психологические методы управления.
Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:
· планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
· материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
· нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
· контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.
Организационно-распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого (административного) воздействия на объект управления для выполнения закрепленных за ним функций. Организационно-распорядительные методы управления подразделяются на две группы: методы организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействие проявляется в формах:
· организационного регламентирования,
· организационного нормирования
· организационного инструктирования.
Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.
Правовые методы управления – это совокупность способов воздействия субъекта управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов.
Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.
В систему социально-психологических методов входят:
· методы социального воздействия,
· методы управления коллективной деятельностью работников,
· методы управления индивидуальным поведением работника.
К методам социального воздействия относятся: общие собрания работников, участие в работе общественных советов и т. п.
К методам управления коллективной деятельностью работников относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом работы, ведение рейтингов, проведение конкурсов, торжественных собраний, вечеров и т. п.
К методам управления индивидуальным поведением работника относятся: стимулирование личной инициативы, личный пример руководителя, уважительное отношение к подчиненному, выдвижение работника в резерв на вышестоящую должность, передача подчиненным отдельных прав руководства и т. п.
Методы управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления менеджеров, но и исполнителей. Поэтому обобщающим методом управления или, точнее, основой методов управления, должно стать постоянное изучение работников, тесная связь. Ведь считая всех исполнителей однообразными существами, руководитель погружает в серую массу и саму организацию. Каждый исполнитель имеет свои личностные особенности, и совокупность таких характеристик делает оригинальной каждое предприятие.
Еще один взгляд на методы управления сулит о том, что они являются средством проявления функций менеджмента, и главный вопрос заключается в том, как именно менеджер должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.