Приёмы экономического анализа

В процессе экономического анализа используются следующие приёмы (методы):

1. Традиционные методы. Используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями.

2. Экономико-математические методы.

3. Эвристические методы. Основываются на творческом мышлении людей.

Традиционные способы и приемы экономического анализа относятся:

1) использование абсолютных, относительных и средних величин;

2) применение сравнения,

3) способ группировки;

4) балансовый метод;

5) графический способ;

6) способ построения аналитических таблиц;

7) факторный анализ, к которому относятся: - метод цепной подстановки; - способы абсолютных и относительных разниц; - интегральный метод; - индексный способ;

Использование абсолютных, относительных и средних величин

Экономические явления и процессы выражаются обычно в аб­солютных и относительных показателях.

Абсолютные показателипоказывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и др. (объем производства продукции в целом или по отдельным видам по стоимости или в натуральных измерениях, объем товарооборота, сумма издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли).

Абсолютные показателиванализе используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.

Относительные показателиотражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по дру­гому объекту.

Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин:

1. Относительная величина пространственного сравнения опреде­ляется сопоставлением уровней показателей, относящихся к раз­личным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.

2. Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к факти­ческому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.

3. Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного периода, выраженное в процентах.

4. Относительные величины динамики, определяют путем деления величины показателя текущего пе­риода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста)и выражаются обычно в %-х или коэффициентах.

5. Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в %-х или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объ­еме производства, удельный вес управленческого персонала в общей численности работников предприятия.

6. Относительные величины координации представляют собой со­отношение частей целого между собой, например активной и пас­сивной частей основных средств, собственного и заемного капи­тала, основного и оборотного капитала и т.д.

7. Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определен­ной среде, например степень заболеваемости населения, %-т рабочих высшей квалификации и т.д.

8. Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины.

Они используются в АХД для обобщенной количествен­ной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов.

Например, средняя заработная плата рабочих использу­ется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изуча­емой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток.

Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят доволь­но неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними дан­ными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

Способ сравнения

Сущность способа сравнения состоит в сопоставле­нии однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений:

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых пока­зателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.

Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения пла­на, определения неиспользованных резервов предприятия.

3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов(мате­риалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение используется в практике аналитической работы, необ­ходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их исполь­зования в процессе производства и определения утерянных воз­можностей увеличения выпуска продукции и снижения себестои­мости.

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники.

Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить инновационные возможности предприятия.

5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, кон­церну и др.

Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствова­ния данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия, изучения общих и специфических факто­ров, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.

6. Сравнение параллельных и динамических рядов.

Оно использу­ется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характе­ризующие один из показателей, необходимо расположить в воз­растающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.

7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач.

Это позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и чем самым пол­нее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

8. Сопоставление результатов дея­тельности до и после изменения какого-либо фактора или производ­ственной ситуации.Определяется при расчёте влияния факторов и определении величины ре­зервов предприятия.

Способ группировки

Широкое применение в АХД находит группировка информации –деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.

В зависимости от цели анализа используются группировки:

1) типологические;

2) структурные;

3) ана­литические.

К типологическим группировкаммогут быть относиться группы насе­ления по роду деятельности, группы предприятий по формам соб­ственности и т.д.

Структурные группировкипозволяют изучать внутреннее строе­ние показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их по­мощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, воз­расту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продук­ции и т.д.

Аналитические (причинно-следственные) группировкииспользу­ются для определения наличия, направления и формы связи меж­ду изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть каче­ственной или количественной.

Наши рекомендации