Приёмы экономического анализа
В процессе экономического анализа используются следующие приёмы (методы):
1. Традиционные методы. Используются для изучения и оценки функциональной зависимости между показателями.
2. Экономико-математические методы.
3. Эвристические методы. Основываются на творческом мышлении людей.
Традиционные способы и приемы экономического анализа относятся:
1) использование абсолютных, относительных и средних величин;
2) применение сравнения,
3) способ группировки;
4) балансовый метод;
5) графический способ;
6) способ построения аналитических таблиц;
7) факторный анализ, к которому относятся: - метод цепной подстановки; - способы абсолютных и относительных разниц; - интегральный метод; - индексный способ;
Использование абсолютных, относительных и средних величин
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показателипоказывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и др. (объем производства продукции в целом или по отдельным видам по стоимости или в натуральных измерениях, объем товарооборота, сумма издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли).
Абсолютные показателиванализе используются в большей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Относительные показателиотражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту.
Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин:
1. Относительная величина пространственного сравнения определяется сопоставлением уровней показателей, относящихся к различным объектам, взятым за один и тот же период или на один момент времени.
2. Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему его уровню за три-пять предыдущих лет.
3. Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнями показателя отчетного периода, выраженное в процентах.
4. Относительные величины динамики, определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста)и выражаются обычно в %-х или коэффициентах.
5. Показатель структуры – это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в %-х или коэффициентах. Например, удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме производства, удельный вес управленческого персонала в общей численности работников предприятия.
6. Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например активной и пассивной частей основных средств, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала и т.д.
7. Относительные величины интенсивности характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в определенной среде, например степень заболеваемости населения, %-т рабочих высшей квалификации и т.д.
8. Относительные величины эффективности – это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.
В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины.
Они используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характеризуют всю совокупность объектов.
Например, средняя заработная плата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.
При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. В этом их сила и недостаток.
Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.
Способ сравнения
Сущность способа сравнения состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними.
В анализе применяются следующие типы сравнений:
1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сравнивают результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.
Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.
3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов(материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение используется в практике аналитической работы, необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники.
Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих. Это позволяет выявить инновационные возможности предприятия.
5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др.
Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.
6. Сравнение параллельных и динамических рядов.
Оно используется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.
7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач.
Это позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и чем самым полнее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.Определяется при расчёте влияния факторов и определении величины резервов предприятия.
Способ группировки
Широкое применение в АХД находит группировка информации –деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
В зависимости от цели анализа используются группировки:
1) типологические;
2) структурные;
3) аналитические.
К типологическим группировкаммогут быть относиться группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.
Структурные группировкипозволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по темпам прироста производства продукции; состав себестоимости продукции и т.д.
Аналитические (причинно-следственные) группировкииспользуются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной или количественной.