Стандартные приемы экономического анализа

Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности организации (АХД)

Анализ: сущность, виды

Анализ деятельности организации представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

· технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

· финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

· управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

· маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

и др.

Все определения предмета дисциплины группируют следующим образом:

1) хозяйственная деятельность предприятий;

2) хозяйственные процессы и явления.

При этом отмечается, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство авторов предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Система показателей анализа

Все экономические показатели делятся по признакам:

I. В зависимости от положенных в основу измерителей:

1.1. Стоимостные показатели (денежное измерение) в настоящее время наиболее распространены. В денежном измерении выражаются продаж, издержки обращения, прибыль.

1.2. Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций.

II. В зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется:

1.1. Количественные показатели– те, которые могут быть получены путем непосредственного учета. Показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Например, объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

1.2. Качественные показатели– используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений. К качественным показателям относят показатели ритмичности продаж; выполнения плана продаж товаров и др.

В анализе хозяйственной деятельности так же используются абсолютные и относительные величины. Примером относительных величин являются проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Показатель структуры (удельный вес) показывает относительную долю составного элемента в общей сумме (Таблица 1).

Таблица 1

Пример расчета удельного веса

Наименование товара Объем продаж, тыс.руб. Удельный вес, %
А 100 000  
В 150 000  
С 80 000  
Итого 330 000

Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя.

Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста):

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:

а) с предыдущим уровнем ряда при цепном способе,

б) с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.

Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился (+) или уменьшился (-) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).

Базисным периодом может считаться первый год деятельности организации, предыдущий год и др.

Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста приведен в таблице 2.

Таблица 2

Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста

Год Численность персонала, чел. Рост, чел. Темпы роста, % Темпы прироста, %
Базисные Цепные Базисные Цепные Базисные Цепные
- -
           
           
           

Важным относительным показателем также является относительная величина координации - соотношение частей целого между собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса организации собственного и заемного капитала.

Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов. Выделяют:

1. Среднеарифметическую;

2. Среднегеометрическую взвешенную: Стандартные приемы экономического анализа - student2.ru , где Тпр = Тср – 100 .;

Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний запас товаров и т.п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе организации. Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.

Методы факторного анализа

В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:

1. на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

2. на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

3. на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

Для оценки влияния факторов на результативный показатель используются методы:

1. цепных подстановок;

2. интегральный;

3. индексный и др.

Метод цепных подстановок

Сущность этого метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.

При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать:

1. абсолютные значения факторов

В этом случае:

1. В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя.

2. Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.

3. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.

4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.

5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

Тесты

1. Горизонтальный метод экономического анализа заключается в :

а) определении структуры итоговых показателей;

б) сравнении каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

в) определении основной тенденции изменения динамики показателей.

2. Оценка динамики финансовых показателей осуществляется с помощью:

а) горизонтального анализа;

б) трендового анализа;

в) анализа финансовых коэффициентов.

3. Вертикальный анализ предусматривает расчет:

а) абсолютных изменений;

б) удельного веса;

в) темпов роста)

4. Факторный анализ хозяйственной деятельности осуществляется в целях:

а) оценки финансового состояния;

б) определения величин, вызвавших отклонения в финансовом состоянии;

в) составления перспективных планов развития организации.

5.Оценка структуры имущества организации связана с вычислением:

а) темпов роста;

б) абсолютных отклонений;

в) удельного веса.

6. Структуру имущества и источников финансирования определяют с помощью:

а) горизонтального анализа;

б) вертикального анализа;

в) трендового анализа.

7. Горизонтальный анализ используется для определения:

а) удельного веса;

б) относительных отклонений

в) абсолютных отклонений.

8. Сравнительный анализ позволяет:

а) выявлять резервы повышения эффективности деятельности;

б) выявлять тенденцию изменения финансовых показателей;

в) производить сравнение фактических показателей деятельности организации с показателями деятельности фирм –конкурентов.

9. Метод цепных подстановок относится к:

а) качественным методам экономического анализа;

б) количественным методам экономического анализа.

Тема 1. Анализ хозяйственной деятельности организации (АХД)

Анализ: сущность, виды

Анализ деятельности организации представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

· технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

· финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

· управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

· маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

и др.

Все определения предмета дисциплины группируют следующим образом:

1) хозяйственная деятельность предприятий;

2) хозяйственные процессы и явления.

При этом отмечается, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический, организационный процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Поэтому в последнее время большинство авторов предметом АХД считают экономические процессы, которые происходят в результате хозяйственной деятельности.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Система показателей анализа

Все экономические показатели делятся по признакам:

I. В зависимости от положенных в основу измерителей:

1.1. Стоимостные показатели (денежное измерение) в настоящее время наиболее распространены. В денежном измерении выражаются продаж, издержки обращения, прибыль.

1.2. Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций.

II. В зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется:

1.1. Количественные показатели– те, которые могут быть получены путем непосредственного учета. Показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Например, объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

1.2. Качественные показатели– используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений. К качественным показателям относят показатели ритмичности продаж; выполнения плана продаж товаров и др.

В анализе хозяйственной деятельности так же используются абсолютные и относительные величины. Примером относительных величин являются проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Показатель структуры (удельный вес) показывает относительную долю составного элемента в общей сумме (Таблица 1).

Таблица 1

Пример расчета удельного веса

Наименование товара Объем продаж, тыс.руб. Удельный вес, %
А 100 000  
В 150 000  
С 80 000  
Итого 330 000

Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя.

Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста):

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменяется данный уровень по сравнению:

а) с предыдущим уровнем ряда при цепном способе,

б) с базисным, начальным уровнем ряда при базисном способе.

Темп прироста обычно выражается в процентах и показывает, на сколько процентов увеличился (+) или уменьшился (-) текущий уровень по сравнению с предыдущим (базисным).

Базисным периодом может считаться первый год деятельности организации, предыдущий год и др.

Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста приведен в таблице 2.

Таблица 2

Пример расчета роста, темпа роста, и темпа прироста

Год Численность персонала, чел. Рост, чел. Темпы роста, % Темпы прироста, %
Базисные Цепные Базисные Цепные Базисные Цепные
- -
           
           
           

Важным относительным показателем также является относительная величина координации - соотношение частей целого между собой. Примером может служить соотношение в пассиве баланса организации собственного и заемного капитала.

Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов. Выделяют:

1. Среднеарифметическую;

2. Среднегеометрическую взвешенную: Стандартные приемы экономического анализа - student2.ru , где Тпр = Тср – 100 .;

Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний запас товаров и т.п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе организации. Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.

Стандартные приемы экономического анализа

Практикой анализа выработаны основные правила (методика) анализа отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей;

3. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем;

4. анализ коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Например:

Смета затрат на производство

Наименование статей Предыдущий год Отчетный год
Объем продукции в действующих ценах
Себестоимость товарной продукции
Затраты на производство и реализацию продукции
В том числе:    
Материальные затраты:
-сырье и материалы
-покупные изделия и полуфабрикаты
-услуги промышленного характера
-топливо
-энергия
Затраты на оплату труда
Отчисления на соцстрах
Амортизация основных фондов
Прочие расходы
Изменение остатков незавершенного производства +33658 -11341
НДС на использование сырья и материалов

Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм - конкурентов и т.д.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово–хозяйственной деятельности организации.

Методы факторного анализа

В процессе управления финансово–хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:

1. на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

2. на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

3. на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

Для оценки влияния факторов на результативный показатель используются методы:

1. цепных подстановок;

2. интегральный;

3. индексный и др.

Метод цепных подстановок

Сущность этого метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.

При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать:

1. абсолютные значения факторов

В этом случае:

1. В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя.

2. Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.

3. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.

4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.

5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

Наши рекомендации