Анализ использования прибыли
Для полноценного анализа распределения и использования прибыли бухгалтерской отчетности недостаточно; в частности потому, что прибыль, которая отражается в балансе на конец отчетного периода, по сути, не является нераспределенной, поскольку решение о распределении прибыли обычно принимается участниками после составления отчетности. Анализ можно провести с помощью сопоставлений зарабатываемой организацией чистой прибыли в отчетном году и приростом нераспределенной прибыли в балансе. Если прирост прибыли в балансе меньше величины прибыли, заработанной в отчетном году, то это свидетельствует об использовании части прибыли, в том числе прибыли прошлых лет.
Кроме того, информацию об использовании прибыли содержит форма № 3, где отражается информация об отчислениях прибыли в резервный фонд и дивидендах.
Аналитическими показателями, характеризующими дивидендную политику организации, являются:
- ставка дивиденда:
где Д – величина дивидендов;
СЧА – среднегодовая стоимость чистых активов или величина собственного капитала.
Уровень ставки дивиденда в целом должен превышать уровень депозитных процентных ставок, однако ставка дивиденда может быть и низкой при наличии роста рыночной цены акций.
- доля дивидендных выплат:
где ПЧ– чистая прибыль.
В процессе оценки рациональности дивидендной политики организации необходимо учитывать следующие факторы: наличие ликвидных ресурсов; степень финансовой устойчивости; наличие перспективных высокорентабельных проектов; уровень рентабельности собственного капитала; структуру контроля.
Содержание, цель и задачи анализа производства и реализации
В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.
Чтобы удовлетворять потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок в сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Поэтому не случайно анализу показателей производства и реализации продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа.
Основными задачами комплексного анализа производства и реализации продукции являются:
1) оценка выполнения организацией договорных обязательств по поставкам продукции;
2) изучение динамики производства и реализации продукции в стоимостном выражении;
3) оценка выполнения плана и изучение динамики производства и реализации продукции в натуральном выражении;
4) выявление изменений в ассортименте и определение их влияния на производство продукции в натуральном и стоимостном выражении;
5) оценка ритмичности производства и реализации продукции;
6) оценка качества производимой продукции;
7) комплексное изучение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по производству и реализации продукции;
8) выявление резервов дальнейшего увеличения объема производства и реализации продукции, улучшения ее качества, обеспечения ритмичности производства и реализации;
9) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Анализ динамики производства и реализации продукции проводится в двух направлениях:
- оценка выполнения годового плана по выпуску продукции;
- анализ динамики выпуска продукции за ряд лет.
Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми и определяя абсолютное отклонение от плана, процент выполнения годового плана и темпы роста по отношению к предыдущему году.
Анализ динамики выпуска продукции за ряд лет начинается с расчета базисных и цепных темпов роста:
,
где Тб – базисный темп роста производства (реализации) продукции;
Вn – объем производства (реализации) продукции за n-ый период;
Во – объем производства (реализации) продукции за базисный период.
,
где Тц – цепной темп роста производства (реализации) продукции;
Вn – объем производства (реализации) продукции за n-ый период;
Вn-1 – объем производства (реализации) продукции за предшествующий период.
Среднегодовой темп роста выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной.
,
где - средний темп роста производства (реализации) продукции;
Т1, Т2, Тn - цепные темпы роста производства (реализации) продукции за промежуточные периоды.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе от-дельных потребителей и видов продукции, выясняются причины не-довыполнения плана и вырабатываются корректирующие меры по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договор-ным обязательствам (ОППЛ) и его недовыполнением (ОПН) на плановый объем (ОППЛ):
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности анализируемого предприятия, но и на работу торговых органи-заций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на вы-полнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Также важным направлением анализа производства и реализации продукции является оценка риска невостребованной продукции. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий риска невостребован-ной продукции, необходимо проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, скорость продаж.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости продажи продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем ее продаж:
44. Анализ динамики и выполнения плана производства продукции растениеводства
Анализ производства продукции растениеводства целесообразно начинать с изучения ее динамики как по отдельным культурам, так и в целом по растениеводству с оценкой произошедших изменений. Для этого необходимо иметь данные об объеме производства продукции растениеводства в сопоставимых ценах, а также данные о валовом сборе продукции по каждой культуре за 5—10 лет.
Данные об объеме производства на 100 га сельскохозяйственных угодий можно сравнивать со средними показателями по району, области, а также с данными других хозяйств. Это позволит более объективно оценить работу хозяйства по увеличению производства продукции растениеводства.
Важное значение для оценки деятельности хозяйства имеет анализ выполнения плана по объему производства продукции растениеводства как по хозяйству в целом, так и по отдельным подразделениям. С этой целью фактические валовые сборы продукции по каждой культуре сопоставляют с запланированными, выявляют процент выполнения плана и отклонения от намеченной программы
На основании такого сравнения можно сделать вывод о выполнении плана производства продукции в отрасли растениеводства не только в целом по хозяйству, но и по отдельным бригадам.
На следующем этапе анализа необходимо установить факторы и причины изменения объема производства продукции. Известно, что объем производства продукции растениеводства зависит от размера посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур. С увеличением размера посевных площадей и ростом урожайности культур увеличивается и валовой сбор продукции, и наоборот, сокращение посевных площадей и понижение урожайности ведет к недобору продукции.
Большое влияние на валовой сбор продукции оказывает и структура посевных площадей. Чем больше доля высокоурожайных культур в обшей посевной площади, тем выше при прочих равных условиях валовой выход продукции, и наоборот.
Непосредственное влияние на объем производства продукции оказывает гибель посевов, которая может произойти по объективным причинам и по вине хозяйства.
Каждый из перечисленных факторов в свою очередь зависит от ряда причин и обстоятельств. Так, размер и структура посевных площадей зависят от специализации предприятия, госзаказа на тот или иной вид продукции, внутрихозяйственной потребности в ней (на семена, корм животным), конъюнктуры рынка, наличия земельных, трудовых и материальных ресурсов, экономической эффективности выращивания отдельных культур и др. Урожайность культур определяют качество земли, количество внесенных удобрений, метеорологические условия года, качество и сорт семян, способы и сроки сева, уборки урожая и др.
В первую очередь необходимо выявить степень влияния факторов первого порядка, поскольку объем полученной продукции находится в непосредственной зависимости от них. Все остальные факторы оказывают косвенное влияние.
Для определения степени влияния каждого фактора на валовой сбор способом цепной подстановки в расчет следует ввести два условных показателя:
валовой сбор продукции при базовом уровне урожайности и фактической площади посевов;
валовой сбор продукции при базовом уровне урожайности и фактически убранной площади.
Если первый условный показатель сравним с базовым, то выявим изменение валового сбора за счет площади посевов, так как при расчете обоих показателей учтен базовый уровень урожайности культуры, а посевная площадь в одном случае — базовая, в другом — фактическая отчетного периода.
45. Анализ урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции растениеводства
46. Анализ эффективности производства, реализации, хранения и переработки продукции растениеводства