Операции с иностранной валютой
Операции с иностранной валютой, проводимые в целях осуществления денежно-кредитной политики, как правило, относятся к категории нерегулярных операций, отчасти потому, что положение Центрального банка на рынке иностранных валют довольно сильно отличается от его привилегированного положения на внутренних рынках; банк подвержен расчетному риску при проведении операций с иностранной валютой - риску, которого он может избежать на внутренних рынках, - и поэтому проявляет другое отношение к своим контрагентам. В Швейцарии операции с иностранной валютой играют особенно большую роль в качестве инструмента денежного рынка, используются они и в Германии. Также они широко применяются в развивающихся странах и странах, находящихся на стадии переходного периода, в которых внутренние рынки иностранных валют менее развиты, хотя, конечно же, их использование зависит, прежде всего, от наличия иностранных резервов.
Как прямые операции с ценными бумагами могут повлиять на их цену на вторичном рынке, так и прямые операции с иностранной валютой - на обменный курс. Поэтому предпочтительнее могут быть своповые операции или репа (средства в иностранной валюте могут использоваться для свопо-вых операций, а ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, - в операциях репа). Определение цены своповой операции в идеале следует основывать на курсе интервенций Центрального банка, который применяется и для других операций.
РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Мировой опыт знает два пути стабилизации экономики:
первый - монетаристский, основанный на поддержании минимально необходимого уровня инфляции и стабилизации денежного обращения за счет управления денежной массой и совокупным платежеспособным спросом. Этот подход не обеспечивает структурной перестройки и зачастую приводит к сокращению объемов производства, замораживанию инвестиционной деятельности;
второй - кейнсианский, основанный на стимулировании развития производства и предпринимательской деятельности, на содействии осуществлению структурных преобразований и ликвидации диспропорций в экономике в сочетании с мерами регулирования финансовой и денежной политики.
Осуществление денежно-кредитной политики является важным приоритетным направлением в макроэкономике, обеспечивающим обуздание темпов инфляции и роста денежной массы, укрепление национальной валюты, стабилизацию валютного курса и достижение конвертируемости национальной валюты.
Обретение Узбекистаном государственной независимости, создание двухуровневой банковской системы, введение собственной национальной валюты явились условием для осуществления монетарной политики. Начиная со второго полугодия 1994 г., Центральный банк Республики Узбекистан приступил к осуществлению "жесткой" денежно-кредитной политики. Теоретически "жесткая" денежно-кредитная политика через "цепную связь" оказывает влияние на совокупное предложение и цены и приводит к ожидаемым результатам.
Можно пронаблюдать инструменты и этапы в денежно-кредитной политике, и в частности, то, как Центральный банк влияет на объем производства и уровень цен на товары и услуги. Центральный банк контролирует предложение денег и условия кредитования. Схема управления предложения денег Центральным банком выглядит следующим образом:
Схема 20
Центральный банк имеет в своем распоряжении ряд инструментов для достижения промежуточных целей, таких, например, как резервы банков, предложение денег и процентная ставка. Эти операции через соответствующие инструменты позволяют достичь конечных показателей здоровой экономики: низкого уровня инфляции, роста выпуска продукции и низкого уровня безработицы.
В регулировании денежной массы Центральный банк должен ориентироваться на достижение промежуточных целей. Они являются экономическими инструментами, которые независимо от банковских инструментов или конечных задач регулирования стоят как промежуточные механизмы между инструментами и задачами.
Если Центральный банк хочет влиять на конечные задачи, то в первую очередь он меняет банковские инструменты, что позволяет ему через влияние на промежуточные Цели контролировать условия кредитования или предложения денег.
Задача сокращения темпов инфляции предусматривает обязательный контроль над ростом денежной массы (определяемой как сумма находящихся в обращении наличных Денег и банковских депозитов). В частности, рост денежной массы необходимо ограничивать до уровня, достаточного для поддержания целевого уровня роста номинального ВВП при предлагаемом изменении в скорости обращения денег (определяемого как отношение номинального ВВП к объему денежной массы).
Центральные банки не могут осуществлять прямой контроль над ростом денежной массы. И все-таки у них есть возможность косвенно влиять на ее рост, контролируя рост денежной базы. База денежной массы, иначе - резервные деньги, определяется как общая сумма наличных денег в обращении и резервов отдельных банков в центральных банках. Подобные резервы устанавливаются либо согласно правовым требованиям о наличии резервов (обязательные резервы), либо превышают требуемый уровень (избыточные резервы). База денежной массы связана с общим объемом денежной массы через так называемый денежный мультипликатор. Денежный мультипликатор представляет собой отношение денежной массы к ее базе и определяет соотношение между данным изменением в объеме базы денежной массы и соответствующим изменением самой массы. Например, мультипликатор, равный двум, означает, что увеличение объема базы на 200 млн сум приведет к увеличению денежной массы на 400 млн сум.
Рассмотрим далее механизм, позволяющий Центральному банку осуществлять контроль над базой денежной массы. В рамках программ, поддержанных МВФ, такой контроль осуществляется путем установления потолков на чистые внутренние активы Центрального банка. Несколько упрощенный балансовый отчет типового Центрального банка дает представление о таком механизме контроля (см. таблицу 6).
Таблица 6