Фискальная политика государства

До начала ХХ века государство фактически исполняло лишь функции управления и обеспечения безопасности, но по отношению к экономике оставалось в целом нейтральным. Доля централизованно распределяемого национального дохода не превышала 10%. В настоящее время в большинстве развитых стран государство во все возрастающей степени берет на себя исполнение социальных программ, соответственно растет и степень государственного влияния на экономику.

Фискальную политику классифицируют:

- по фазам экономического цикла – стимулирующая(экспансионистская) и сдерживающая(контрактивная); общее правило государственного вмешательства в экономику таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и/или снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, сглаживая таким образом колебания экономического цикла;

- по методам осуществления – дискреционнаяи недискреционная (на основе встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика– целенаправленное изменение величины государственных расходов, трансфертных платежей и налогов в результате выполнения решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции. Поскольку государственные расходы предполагают использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов и налогов в результате колебаний экономической конъюнктуры независимо от текущих решений правительства. Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, что сдерживает увеличение совокупного спроса. Одновременно могут снизиться и затраты государства на социальные пособия. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется. Встроенными стабилизаторами также являются изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента.

Обоснование этим видам фискальной политики дали два основных направления экономической мысли: кейнсианство и неоконсерватизм.

Кейнсианцы считают, что в условиях экономических кризисов основным видом государственной экономической политики является фискальная политика. Предлагают снижать налоговые ставки и увеличивать государственные расходы. Воздействие этих мероприятий на объем равновесного национального дохода и по величине, и по направленности точно такое же, как и влияние автономных инвестиций, которое было рассмотрено ранее. Увеличивая объем государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет «инъекции» в экономику. Налоги Т, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережения домашних хозяйств, являются «утечками» («изъятиями») дохода. Снижая налоговые ставки, правительство уменьшает «изъятия».

В годы экономических подъемов, напротив, предлагается повышать налоговые ставки и уменьшать государственные расходы. Благодаря такой политике, по мнению кейнсианцев, экономический цикл может быть существенно сглажен.

Меры бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов и налогов.

При использовании дискреционной фискальной политики в качестве инструмента стабилизации экономики возникает ряд ограничений в ее применении:

· наблюдается существенный временной разрыв между принятием решения и практическим проведением мер фискальной политики;

· фискальная политика осуществляется преимущественно в условиях неопределенности;

· не всегда известна точная величина мультипликатора государственных расходов и налогов.

Современные неоконсерваторы, не отрицая важность фискальной политики в современных условиях, все же придерживаются мнения, что она должна действовать как встроенный стабилизатор. Они считают, что составляющие этой политики (налоговая политика и политика государственных расходов) должны, оставаясь неизменными, регулировать экономику автоматически, т.е. в самой налоговой системе и в политике государственных расходов нормативы и ставки должны быть зависимыми от реальных экономических показателей. При этом изменение ситуации приведет к изменению ставок без изменения всей фискальной политики.

Встроенные стабилизаторы способны существенно снизить амплитуду циклических колебаний.

Используя разные виды налогов и методы их расчета, государство формирует налоговую систему, опираясь при этом на определенные принципы. Основные принципы построения налоговой системы, названные «максимами обложения», были предложены еще А. Смитом.

В современной смешанной экономике принципы построения налоговой системы конкретной страны определяются ее налоговым кодексом или другим аналогичным документом.

Зависимость собираемой государством массы налогов от суммарной налоговой ставки отражается в кривой Лаффера:

фискальная политика государства - student2.ru Налоговая масса

 
  фискальная политика государства - student2.ru

фискальная политика государства - student2.ru

0 Т1 Т2 Налоговая ставка,%

Рис. 13.1. Кривая Лаффера

До определенного уровня повышения налоговая ставка способствует увеличению поступлений в государственный бюджет. После этого дальнейшее повышение налоговой ставки приводит к уменьшению налоговой массы по двум причинам. Первая – повышение налоговых ставок на производителей в качестве неценового фактора воздействует на сдвиг кривой совокупного предложения влево, в результате уменьшается налогооблагаемая база и, следовательно, поступления в государственный бюджет; вторая – экономические субъекты стремятся уклониться от налогообложения, уходя «в тень».

В результате и при низкой налоговой ставке Т1, и при чрезмерно высокой Т2 государство получает одинаковую сумму денежных средств в государственный бюджет (см. рис. 13.1). При этом ставка Т1 намного выгоднее как с точки зрения фирмы, домашних хозяйств, так и с точки зрения государства. Это связано с тем, что относительно низкие налоговые ставки стимулируют увеличение реальных объемов производства и реальных доходов, а также позволяют государству уменьшить расходы на социальные программы.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений, институтов.

В России бюджетная система достаточно сложная. Она включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды.

Каждая из составных частей исполняется отдельно, а в целом они представляют консолидированный бюджет страны.

В макроэкономике под государством понимается совокупность всех государственных институтов и учреждений, и, соответственно, доходы и расходы государства представляют в агрегированном виде.

Под дефицитом государственного бюджета понимается сумма превышения расходов государства G над его доходами T в пределах финансового года:

Д = G – T. (13.1)

Бюджетный избыток (профицит) – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

Различают структурный и циклический дефицит.

Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит – это дефицит, возникающий в результате недополучения запланированных доходов из-за экономического спада, он равен разнице между фактическим и структурным дефицитами.

Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных профицитов.

Дефицит бюджета может обслуживаться двумя способами:

1) с помощью кредитов центрального банка,

2) путем эмиссии государственных ценных бумаг.

Первый способ используется правительствами слаборазвитых государств, а также странами с переходной экономикой. Этот способ всегда инфляционный, т.к. происходит монетизация дефицита государственного бюджета.

В экономически развитых странах дефицит обслуживается всегда через эмиссию государственных ценных бумаг.

В этих условиях государственный долг можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг. При этом способе также может происходить монетизация дефицита, но только при условии, что покупка государственных облигаций на открытом рынке осуществляется Центральным банком. Если же все облигации размещаются среди домашних хозяйств и предпринимательских фирм, монетизации не происходит.

Ключевой вопрос бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным? Или сбалансированность должна быть подчинена целям стабилизации экономики?

Существуют три вида концепций бюджетной политики:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета;

2) концепция циклически сбалансированного бюджета;

3) концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования бюджета предполагает, что у государства не должно возникать ни дефицита, ни профицита бюджета независимо от экономической ситуации. Она строится на классической теории, согласно которой фискальная политика не оказывает стабилизационного влияния, а лишь перераспределяет доходы.

В настоящее время большинство государств отказалось от такой политики, поскольку ежегодное балансирование бюджета приводит к усилению циклических колебаний.

Во второй концепции (балансирования бюджета на циклической основе) совмещаются две идеи:

а) фискальная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики;

б) необходимость балансирования бюджета.

Авторы этой концепции считают, что допустимы кратковременные отклонения (в отдельные годы бюджет может быть дефицитным либо профицитным), но по итогам определенного периода времени (среднесрочного экономического цикла) бюджет должен быть сбалансирован. Дефицитность бюджета допускается в периоды экономических спадов. В такие периоды государство стремится стимулировать производство, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. Но этот дефицит должен быть погашен в периоды экономического подъема, когда государственные расходы сокращаются, а налоги могут повышаться.

Эта концепция может быть реализована как с помощью дискреционной фискальной политики, так и с помощью встроенных стабилизаторов.

Применение на практике такой политики показало, что амплитуда колебаний в рамках экономического цикла может быть сглажена на 30-35%. Однако при слишком большой продолжительности фазы спада, использование этой концепции может привести к существенному государственному долгу.

В концепции функциональных финансов проблема стабилизации экономического развития выходит на первый план, а сбалансированность бюджета рассматривается как второстепенная. Авторы этой концепции считают, что бюджетный дефицит допустим в периоды экономического подъема. Его цель - поддержание состояния полной занятости ресурсов. Однако в процентах ко всему государственному бюджету его дефицит не должен превышать темпы экономического роста. В этом случае дефицит бюджета без особого труда может быть погашен путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

Таким образом, сегодняшние проблемы дефицитности бюджета и государственного долга перекладываются на будущие поколения, но сторонники такой концепции считают, что при полной занятости и стабильных темпах роста и в будущих периодах государство будет проводить ту же политику. Рост государственного долга не приведет к банкротству государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам. Такая позиция обосновывается следующими аргументами:

1) при данной политике государственный долг возвращать не надо, т.к. государственные облигации составляют значительную часть портфеля любого инвестора, причем объем вложений в государственные бумаги постоянно возрастает с ростом национального дохода; в результате проблема государственной задолженности сводится не к возврату государственного долга, а к его обслуживанию путем выделения средств бюджета на выплату процентов по государственным ценным бумагам;

2) государство имеет целый набор инструментов снижения бремени государственного долга, например, путем увеличения денежной массы страны;

3) государство всегда имеет возможность повысить налоги для увеличения бюджетной части.

В последние годы большинство экономически развитых стран применяют эту концепцию на практике. При ее использовании встают вопросы: каковы максимально допустимые размеры дефицита государственного бюджета и государственного долга, какие факторы помимо собственно дефицита бюджета могут влиять на размер задолженности государства?

О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в ВНП. Однако вопрос о критическом удельном весе остается нерешенным. Однозначно утверждается лишь следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита государственного бюджета. Поэтому при анализе динамики государственной задолженности дефицит разделяется на общий дефицит и первичный.

Первичный дефицит равен общему дефициту, уменьшенному на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит рассматривается как инструмент стабилизационной политики.

Если же общий дефицит бюджета направляется в основном на выплату процентов по государственному долгу, то такая ситуация рассматривается как критическая для данной страны.

На динамику государственной задолженности влияет ряд факторов. Основные из них:

· соотношение между общим и первичным дефицитом;

· темп роста ВНП;

· реальная ставка процента по государственным ценным бумагам.

Кроме этого могут влиять такие факторы, как соотношение темпа прироста ВНП и соотношение реальной процентной ставки.

Т Е С Т Ы

1. Поступления от налогов в госбюджет по мере увеличения ставки налогов:

а) увеличиваются пропорционально росту ставки;

б) при повышении ставки после определенного уровня - снижаются.

2. На регулирование спроса или предложения в первую очередь направлены:

а) изменение трансфертных платежей;

б) изменение денежной массы;

в) изменение государственных закупок;

г) изменение налоговых ставок.

3. Назовите самую большую по удельному весу в расходах государственного бюджета статью из перечисленных ниже:

а) административно-управленческие расходы;

б) выплаты по государственному долгу;

в) займы и помощь иностранным государствам;

г) расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование.

4. Выделите самый значимый источ­ник доходов государственного бюджета развитых стран:

а) доходы от государственной собственности;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на прибыль компаний;

г) акцизный налог.

5. Правительство рассчитывает увеличить доходы госбюд­жета от налогов примерно на 10%. Одновременно это влечет повышение заработной платы работников бюджетной сферы на 40%, а пенсий — на 30%. Как эти меры отразятся на реальных доходах населения, включая перечисленные категории? Реаль­ные доходы:

а) повысятся;

б) понизятся;

в) останутся неизменными.

6. Экономический кризис может быть предотвращен только мерами денежно-кредитной политики.

а) верно; б) неверно.

7. В целях поддержания реальных доходов населения пра­вительство проводит комплекс мер, в ча­стности сокращает государственные инвестиции в экономику. Понадобятся ли правительству дополнительные средства на вы­плату:

а) пособий на детей;

б) пособий по безработице;

в) жалованья государственным чиновникам?

8. Если с высоких доходов взимается больший процент налога, чем с низких, то имеет место:

а) пропорциональный налог;

б) прогрессивный налог;

в) регрессивный налог.

9. Стремясь сократить циклическую безработицу, прави­тельство выделяет из бюджета дополнительные средства на фи­нансирование государственных инвестиционных программ. Как эти меры отражаются на индексе стоимости жизни:

а) повысится;

б) понизится;

в) останется неизменным?

10. Какие из перечисленных функций имеют налоги в эко­номике страны:

а) фискальную;

б) социальную;

в) регулирующую (государственного регулирования эко­номики)?

11. Государственные трансфертные платежи основаны на:

а) вкладе отдельных групп населения в производство в данном году;

б) вкладе отдельных групп населения в производстве в течение определенного периода времени;

в) на налоговом вкладе экономических субъектов;

г) вкладе отдельных групп населения в совокупные инвестиции.

12. Какие социальные категории более всего нуждаются в государственной политике доходов в период высокой инфля­ции:

а) лица с фиксированными номинальными доходами;

б) лица, у которых номинальные доходы растут медлен­нее, чем повышается уровень цен;

в) участники «теневой» экономики?

Наши рекомендации