Финансовая политика государства. фискальная политика

Финансовая система государства воспроизводит процессы по распределению ВНП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресур­сов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой. Ее направления зависят от экономического состояния страны. Так, кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на его стимулирование, на мобилизацию финансо­вых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные от­расли экономики, а с другой — на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.п. Эффективность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране эконо­мической ситуации, от соблюдения «золотого правила» экономиче­ской теории — при разработке прогнозов и рекомендаций оцени­вать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Это тем более важно, по­скольку общей тенденцией развития промышленно развитых стран является усиление роли правительства в регулировании нацио­нальной экономики через финансовую систему, а именно увели­чение расходов государства на программы по социальному обес­печению, поддержание среднего уровня доходов, развитие здраво­охранения и т.д.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства в областях: 1) налогообло­жения и регулирования структуры государственных расходов и доходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика); 2) регулирования бюджета (бюджетная политика). Фискальная политика используется главным образом для борьбы с экономи­ческими спадами. В условиях сравнительной устойчивости потребления и резкого сокращения инвестиций правительство, если оно хочет победить экономический спад, должно либо увеличить государственные рас­ходы, либо ослабить налоговое бремя и тем самым способствовать росту потребительского и инвестиционного спроса в частном сек­торе экономики. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос вли­яние, аналогичное инвестициям, и, подобно последним, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государствен­ных расходов (mg) показывает, насколько возрастает ВНП в резуль­тате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг (G):

mg = DВВН / DG.

Следовательно, DВВН = DG ∙ mg.

Напомним, что государственные расходы, подобно инвестици­ям, могут не только вызвать рост объема ВНП,но и «работать» на его сокращение в случае их уменьшения.

Еще одним направлением фискальной политики в период спа­да может быть сокращение государственных доходов, т.е. умень­шение налогов с населения и фирм в расчете на то, что сэконом­ленные налогоплательщиками деньги будут направлены на потре­бительские расходы и инвестиции.

Каким будет увеличение потребления? Это зависит от пре­дельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склон­ности к сбережению (МРS). Чтобы определить его размер, надо умножить сумму налогового сокращения (DT) на МРС/DС = DT ∙ МРС. Умножив сумму уменьшения налога на МРS, узнаем увеличение сбережений налогоплательщиков:

DS = DТ· МРS.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мульти­пликатор налогов (mт) всегда меньше мультипликатора инвести­ций и государственных расходов, поскольку, например, при со­кращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государ­ственных расходов, умноженному на МРС:

mт=mg· МРС.

Учитывая это, можно спрогнозировать фискаль­ную политику государства в различные периоды экономического цикла.

В период спада стимулирующая фискальная политика скла­дывается из увеличения государственных расходов, снижения на­логов или сочетания роста государственных расходов со снижением налогов (с учетом того, что мультипликационный эффект увели­чения государственных расходов больше, чем мультиплика­ционный эффект снижения налогов, т.е. DG > МРS·DТ). Такая политика приводит фактически к дефицитному бюджетному фи­нансированию, но обеспечивает сокращение падения про­изводства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (ин­фляционный рост), проводится сдерживающая фискальная политика, которая складывается из уменьшения государственных расходов, увеличения налогов или сочетания сокращения государ­ственных расходов с растущим налогообложением (DG < DT ∙ МРS). Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

3.26. Бюджетный дефицит и государственный долг:

Наши рекомендации