Фискальная политика государства. Фискальная политика – это совокупность финн мероприятий гос-ва по регулированию бюдж расходов и доходов с целью решения соц эк задач страны

Фискальная политика – это совокупность финн мероприятий гос-ва по регулированию бюдж расходов и доходов с целью решения соц эк задач страны

Виды фискальной политики :

1.Дискреционная (одномоментная фискальная политика) – цене направл манипуляция расходами и доходами гос бюджета при помощи прав-х решений. Установление налог нормативы и суммы гос закупок. При этом влияние на экономику стабильно

2.Вмонтирование стабильности – эл-ты изменчивости стабильные кот измен в процессе эк развития. Например в периоды эк спадов выплаты по безработица увеличиваются т к увелич-ся безработица и при этом возникает дефицит гос бюджета. Автоматически уменьшаются колебания совокупного спроса, он стабилизируется на уровне достаточном для поддержания производства.

Эти виды политики не противоречат друг другу а дополняют и являются взаимосвязанными

Установл ставки налога это ф-и дискрицион политики, а конкретные суммы налог поступл – это смонтиров стабилизатор

Налоги – это инструмент фискальной политики гос-ва

Различ стимулирующ фиск политику – направл на поддержание общественного производства путем уменьшения налогов и увеличения гос расходов

Сдерживающая фиск политика – направл на уменьш роста общего произв-ва через увелич налогов

Основные принципы налог политики :

- соц справедливость

- одинаковая отв-ть перед законом

- эк эффективность

- стабильность

-гибкость

Способы влияния государства на экономику – экономические, административные, правовые; методы – прямые и непрямые; функции государственного регулирования НЭ.

Механизм регулирования НЭ состоит из соотношения гос-го, общественного регулирования и саморегулирования.

Решающая роль отводится гос. регулированию.

Гос-во – это общий институт, который обеспечивает реализацию общенациональных интересов не ограничиваясь при этом только сферой экономики.

Участие государства предполагает выполнение им определенных функций:

1.Противостояние «хроническим болезням» рынка (инфляция, безработица, цикличность).

2.Стимулирование развития фундаментальных научных исследований.

3.Создание законов и правил регулирующих экономическую деятельность.

4.Реализация национальных интересов на мировом уровне.

Выделяют три вида способов влияния гос-ва на эк-ку:

1.Экономические регуляторы – являются основными; отсутствует прямое вмешательство гос-ва; создается такая экономическая среда при которой все субъекты действуют в нужном направлении.

2.Административные регуляторы – являются второстепенными; действуют опосредованно по сравнению с экономическими (разрешение, запрет, принуждение).

3.Правовые регуляторы – основаны на создании законодательной базы и осуществлением контроля за их использованием.

Методы применяемые государством:

1.Метод прямого вмешательства – отражается в принятии законодательных актов, системы гос. закупок, целевое финансирование.

2.Метод непрямого вмешательства – проведение гос-вом определенной экономической политики: бюджетной, налоговой, валютной, таможенной.

Гос. регулирование НЭ – управление социально-экономическими и эколого-хозяйственными процессами в гос-ве с целью их сбалансированного развития.

Основные функции гос. регулирования экономики:

1.Целевая – определение целей и приоритетов развития НЭ.

2.Стимулирующая – формирование регуляторов способных эффективно влиять на деятельность экономических субъектов.

3.Нормативная – при помощи законов устанавливаются правила хоз. деятельности.

4.Распределительная – распределение ресурсов в экономике.

5.Контрольная – контроль за выполнением законов, экономических, экологических и социальных стандартов.

6.Социальная – регулирование социально-экономических отношений.

Наши рекомендации