Фискальная политика государства. Тема 3. Финансы и финансовая система государства

Тема 3. Финансы и финансовая система государства. Финансовая политика (фискальная).

1. Финансы и финансовая система

2. Государственный бюджет и госдолг

3. Налоговая система страны. Принципы налогообложения

4. Фискальная политика государства

1) Финансы – экономические денежные отношения по поводу образования, распределения и использования денежных фондов у юридических и физических лиц. Финансовые отношения включают 4 уровня:

1 Отношения между государственными финансовыми органами и юридическими лицами по поводу уплаты налогов и иных платежей (штрафы, пени) государственный бюджет.

2 Отношения между юридическими лицами по поводу взаимных расчетов

3 Отношения между юр лицами и наёмными работниками по поводу выплаты зарплаты и других денежных расчетов.

4 Отношения между государством и физическими лицами по поводу налоговых, страховых и иных платежей

Выручка делится на : фонд оплаты труда (облагается налогом), амортизационный фонд, фонд возмещения материальных затрат.

Финансы выполняют следующие функции:

1) Воспроизводственная – обеспечивает кругооборот производственного капитала.

2) Распределительная – аккумулирование, распределение и перераспределение денежных ресурсов страны.

3) Стимулирующая – воздействие государственных финансовых органов на эффективность производства.

4) Контрольная – осуществление контроля со стороны государственных финансовых органов за соблюдением финансовой дисциплины.

Финансовая система страны

Финансовая система страны – совокупность структурных звеньев, включающих в себя финансы предприятий, отраслей, регионов и государства. В современных условиях основополагающим принципом построения финансовой системы является принцип фискального федерализма.

Данный принцип предполагает четкое распределение полномочий (функций)между отдельными звеньями финансовой системы.

Определяющую роль в финансовой политике, а так же центральным звеном финансовой системы является госбюджет.

Госбюджет – ежегодно разрабатываемый финансовый план страны, представляющий собой смету доходов и расходов государства.

По своему содержанию госбюджет является централизованным фондом денежных средств. По своему назначению государственный бюджет является инструментом перераспределения национального дохода страны.

Основные функции госбюджета:

· Распределение и перераспределение ВВП и части национального дохода

· Государственное регулирование и стимулирование экономики

· Финансирование социальной политики государства

· Контроль над образованием и использование централизованного фонда денежных средств.

Различают несколько методов формирования госбюджета:

1) Автоматический метод - бюджет определяется на основе бюджета прошлого года, с учетом имеющихся законодательных изменений (введение-отмена налога). Велика погрешность.

2) Статистический – в бюджет включаются суммы прошлого периода, с учетом поправочного коэффициента (определяется с помощью темпов роста ВВП).

3) Метод непосредственных оценок – самый точный и трудоёмкий

Бюджеты подразделяются на обыкновенные (вся стандартная процедура: 3 чтения в Госдуме -> совет федерации - > подпись) и чрезвычайные (не публикуется в СМИ, не обсуждается в парламенте. В военные годы)

Бюджетная система страны

БСС – совокупность бюджетов административно-территориальных единиц государства и бюджетов самостоятельных государственных учреждений.

Организационное строение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Различают унитарную (двухуровневую: центральный, муниципальный) и федеративную (многоуровневую: федеральный, бюджеты субъектов федерации, муниципальные) бюджетные системы.

Помимо гос бюджета в финансовую систему страны включаются государственные внебюджетные фонды (фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд Росси, фонд социального страхования)

Сумма бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет государства. Сумма консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов образуют бюджет расширенного правительства.

Баланс государственного бюджета(баланс доходов и расходов)

В самом общем виде, бюджет – полный перечень статей доходов и расходов государства за год.

Актив (доходы)   Пассив (расходы)  
1. налоги На ВПК  
       
       
итого итого

Доходы государственного бюджета включают следующие статьи: налоговые поступления (до 85% всей доходной части), доходы от государственной предпринимательской деятельности, доходы от внешней торговли, от сдачи аренды в госсобственность , прочие доходы.

Отношение доходной части бюджета к ВВП текущего года, выраженное в процентах – государственная квота (показатель степени вмешательства государства в экономику, показывает, какая часть ВВП распределяется через бюджет).

Расходная часть: социальные программы, экономические программы, военные расходы, управленческие, обслуживание государственного долга, бюджетные резервы.

Наиболее благоприятный вариант – равенство доходной и расходной частей госбюджета (сбалансированный бюджет).

В случае если доходы гос бюджета превышают его расходы – возникает профицит государственного бюджета (положительное сальдо).

Если расходы превышают доходы – возникает дефицит.

Основные причины возникновения дефицита госбюджета:

· Спад общественного производства

· Рост издержек производства

· Рост затрат на содержание ВПК (милитаризация экономики)

· Увеличение расходов на социальные программы

· Рост оборота теневого капитала

Для погашения дефицита гос бюджета могут быть использованы: государственные займы (внешние/внутренние), повышение налоговых ставок/введение дополнительных налогов, эмиссия денег (приводит к инфляции), секвестр – урезание расходов государства.

Для выбора метода, нужно знать причину дефицита. Различают активный (потратили больше, чем запланировали – наименее опасный) и пассивный дефицит (недополучили доход), бывает одновременно.

Для оценки степени опасности дефицита государственного бюджета, используется коэффициент дефицита. K=деффицит/ВВП * 100%. Если К<2, 5% - нормально, если больше – опасно.

Государственный долг

ГД – сумма непогашенных дефицитов гос бюджет за всё время существования страны.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний – задолженность перед иностранными государствами, международными финансово-кредитными институтами и иностранными физ и юр лицами.

Внутренний – перед населением страны. У гос долга нет положительных последствий.

Налоги

Налоги – обязательные сборы и платежи, взымаемые государством с юридических и физических лиц в установленном законом размере и в определенные сроки. Налоги выполняют следующие функции:

1) Фискальная – формирование денежных доходов государства. Фискальная функция всегда определяет базовый уровень налогообложение (минимальный, например: на содержание государства нужно не меньше 1 трлн р)

2) Распределительная – распределяется и перераспределяется национальный доход

3) Регулирующая – заключается в воздействии государства на общественное воспроизводство (повышая налоговые ставки – сдерживает рост производства.

Объектом налогообложения называется имущество (доход) на стоимость которого начисляется налог.

Налоговая ставка –размер налога, с единицы налогооблагаемой базы.

Виды налогов:

По способу изъятия:

· Прямые (непосредственно с собственника объекта налогообложения)

· Косвенные (включаются в цену готовой продукции и фактически уплачиваются конечным покупателем облагаемого налогом товара – акцизы, ндс)

По характеру начисления (по видам налоговых ставок):

· Пропорциональные (плоские) – величина налога пропорциональна налогооблагаемой базе, в % ставка не меняется.

· Прогрессивные – возрастает при увеличении налогооблагаемой базы.

· Регрессивные – уменьшается.

· Фиксированные – налог не в процентах, абсолютная сумма платежа с единицы налогообложения, не зависит от дохода (используются там, где тяжело вести учет – в игорном бизнесе налог с автомата).

· Акконная ставка (разовая выплата налога)

По месту изъятия:

· Федеральные

· Региональные

· местные

Налоговая система – совокупность всех применяемых на территории страны налогов и налогового механизма.

Налоговый механизм – установленный законодательно порядок начисления и изъятия налогов. Налоговый механизм определяет: что подлежит обложению, кто уплачивает налог, вид облагаемого дохода, единицу измерения объекта налогообложения , сроки и место уплаты.

Налоговая система РФ включает 3 уровня:

1) Федеральный (16 видов налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, НДФЛ…)

2) Региональный (7 видов налогов: налоги на имущество, транспортный налог)

3) Местный (5 видов: земельный, налог на рекламу)

Основные принципы налогообложения (Адама Смита):

1. Принцип справедливости – каждый должен участвовать в покрытии расходов государства, соразмерно получаемому доходу.

2. Принцип определенности – размер налога должен быть непроизвольный, а строго определенный: место, время и способ уплаты налога должны быть известны каждому плательщику.

3. Принцип удобности – налог должен взыматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для плательщика.

4. Принцип экономии – каждый налог должен взыматься таким способом, чтобы издержки на его изъятие были минимальными.

Концепция Лаффера

Доходы
N – ставка налога
nоптимальная

Американский ученый Лаффер на основе эмпирических исследований обосновал положение, согласно которому оптимальный уровень налогов не должен превышать 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Любое отклонение от этой ставки приводит к сокращению доходов.

Фискальная политика государства

Фискальная политика – комплекс мер, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета. По другому, фискальная политика – политика государственных доходов и государственных расходов.

Цели фискальной политики:

· Повышение темпов экономического роста

· Достижение высокого уровня занятости

· Сглаживание амплитуды колебания экономического цикла

· Контроль над уровнем инфляции

Воздействие на развитие экономики может осуществляться двумя способами: изменением государственных расходов, изменением государственных доходов.

Увеличение государственных расходов с одновременным сокращением доходов (уменьшением налогов) стимулирует совокупный спрос и рост ВВП. Впервые направление этой политики обосновал Кэйнс.

AS – совокупное предложение.

Макроэкономическое равновесие определяется уровнем расхода общества, если к ним добавить инвестиционны – будет больше, государственные – ещё больше. Равновесие смещается в сторону увеличения.

Справедливо и обратное.

Pi
ВВП

Государственные расходы обладают мультипликативным эффектом.

Мультипликатор гос расходов показывает, на сколько возрастет ВВП в результате увеличения Госрасходов. Кg=дельта ВВП/дельтаG

Если государство сокращает расходы и увеличивает налоги – это приводит к сокращению совокупных доходов общества, уменьшению совокупного спроса и как следствие – сокращению ВВП.

Y = C(тратит)+S (сберегает)

MPC – предельная склонность к потреблению – показывает, какую часть дополнительного дохода, индивид готов потратить на потребление. MPC = дельта С/ дельта Y – отношение изменения потребительских расходов к уменьшению дохода.

MPS – предельная склонность к сбережению, показывает, какую часть дополнительного дохода индивид намерен сберегать. MPS = дельта S/дельта Y

MPS+MPC=1 (либо тратит, либо сберегает)


Y (доходы) C (Расходы) S(Сбережения)
5 т.р. - -5 т.р. -
5 т.р. 5 т.р. 100% 0%
10 т.р. 9 т.р. 90% 1 т.р. 10%
50 т.р. 40 тр 80% 10 тр 20%
70% 30%
50% 50%

При повышение налоговой ставки мультипликативным эффектом будет обладать только часть Y*MPC т.к. сберегаемые деньги налогом облагаться не будут.

Фискальная политика осуществляется прямыми и косвенными методами.

Прямые: бюджетное финансирование четко выделенных направлений.

Косвенные методы: воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. В качестве инструментов используются: налоговые льготы, необлагаемый минимум, политика ускоренной амортизации.

В зависимости от способа осуществления организации осуществления, различают 2 вида фискальной политики:

1) Дискреционная (активная) – сознательное манипулирование налоговыми ставками и государственными расходами. //Имеет проблему временных лагов, т.к. нужно изменить закон. Может получиться так, что налог вступит в силу в тот момент, когда его уже наоборот нужно отменять.

2) Автоматическая (пассивная ) – основана на использовании встроенных стабилизаторов. К таким стабилизаторам относят прогрессивные и регрессивные ставки налогообложения; дифференцированная система государственной социальной помощи.


Наши рекомендации