Тема 3 Организация и техника экспортно-импортных операций

1. Экспортные операции

2. Импортные операции

3. Реэкспортные и реимпортные операции

Экспортные операции направлены на вывоз товаров за пределы государства. Экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; провести переговоры; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.

Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель – пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст третьей стране. Для продавца и его страны в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение кон-тракта с иностранным покупателем и пересечение товаром границы страны-экспортера.

К экспортным операциям относятся также коммерческие сделки без вывоза товаров с таможенной территории за границу в случае закупки иностранным предприятием товара у отечественного предприятия и передачи его другому украинскому предприятию для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

Для осуществления экспортной операции продавец должен провести комплексное исследование рынка:

• изучить конъюнктуру рынка данного товара, выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения;

• изучить торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране импортера, включая уровень таможенного обложения, нетарифные барьеры – запреты и ограничения, порядок использования квот и получения лицензий, требования к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахтовые ставки, законодательство по страхованию, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране импортера;

• изучить фирменную структуру рынка, определить фирмы, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конкурентами, исследовать и методы их работы на рынке.

На основе комплексного изучения рынка экспортеру следует с учетом конкурентоспособности предлагаемого товара определить цену товара и каналы сбыта. Применительно к выбранной системе сбыта необходимо провести рекламные мероприятия, состав и содержание которых определяется после проведения сегментации рынка, то есть когда уже очерчен круг возможных потребителей предлагаемого товара.

После проведения указанных мероприятий экспортер должен направить перспективным покупателям предложения, оферты, принять участие в торгах либо принять и подтвердить заказ. В предложении должны содержаться основные условия, необходимые для заключения контракта: наименование товара, его количество, качество, базисные условия поставки, условия платежа, характер упаковки, порядок сдачи-приемки, адреса сторон.

В случае применения типовых контрактов или ссылки на ранее заключенные контракты можно ограничиться указанием номеров предыдущих контрактов, цены, количества товара и срока поставки. Оферты могут быть твердыми, свободными и защитными. Если в процессе проработки оферты стороны путем переписки смогли прийти к взаимоприемлемым условиям, то контракт может быть подготовлен одной из сторон, подписан ею и в двух экземплярах выслан для подписания другой стороне.

Вторая сторона после подписания один экземпляр оставляет у себя, а второй возвращает оференту, после чего контракт вступает в силу.

В некоторых случаях путем переписки не удается решить весь комплекс коммерческих и технических вопросов, и заинтересованные стороны назначают место и время переговоров, при этом более заинтересованная сторона, обычно экспортер, едет к покупателю.

После подписания контракта основное внимание экспортера должно быть обращено на организацию контроля за его исполнением. При простой экспортной операции он включает контроль за изготовлением товара, за своевременным уведомлением о готовности товара к отгрузке и за отгрузкой его в адрес покупателя, за получением от него платежей и оплатой счетов поставщиков, а также за удовлетворением претензий со стороны импортера.

2. Импортные операции

Импортные операции – это операции, при которых осуществляется ввоз на внутренний рынок товара, закупленного в другой стране. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; выявить потенциальных поставщиков и разослать им запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; провести переговоры; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить товар; произвести его оплату.

Основными признаками импортной операции являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение границы страны импортера. Ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки. Необходимым условием импортной операции является платежеспособность импортера.

Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы.

Для осуществления импортной операции покупатель должен:

• изучить конъюнктуру рынка, в том числе выявить существующие требования потребителей к закупаемому товару, на базе имеющихся источников информации или прямых конкурентных предложений определить уровень цен на него, а также тенденции их изменения;

• изучить фирменную структуру рынка в целях выбора возможных поставщиков;

• определить наиболее целесообразный метод закупки: напрямую у производителя, через посредников, используя различные формы встречной торговли и т. д.

Целью запроса является получение от экспортеров конкурентных предложений, поэтому они рассылаются нескольким фирмам разных стран.

Запросы обычно более лаконичны, чем оферты. В запросах обычно указывается меньшее количество товара, чем требуется закупить, чтобы иметь возможность получить скидку с цены на увеличение объема закупки. Не следует также указывать на необходимость срочной поставки, так как это может быть использовано продавцом в качестве основания для завышения цены.

Далее покупатель должен подписать контракт с поставщиком на импорт товара, предварительно согласовав его текст путем переписки или переговоров. И, наконец, покупатель должен со своей стороны организовать контроль за выполнением контракта.

При простой импортной операции он обычно включает своевременную выплату продавцу аванса, если он предусмотрен условиями контракта, по получении извещения о готовности товара к отгрузке, направление в транспортную организацию заявки на обеспечение транспортировки товара, если обязанность поставки лежит на покупателе, а в порт или на пограничную станцию прибытия товара – разнарядок для отправки его по адресам получателей, осуществление платежей иностранным продавцам и предъявление претензий, если таковые возникают.

3. Реэкспортные и реимпортные операции

Реэкспортные операции– это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося в реэкспортирующей стране переработке товара. Страна, ввозящая, а затем вывозящая товар, является реэкспортером, а, что касается контрагентов, участвующих в этой операции, то в зависимости от ряда условий они могут иметь различный статус.

Страна, вывозящая товар в реэкспортирующую страну, по существу, совершает экспортную операцию, а контрагент этой страны по отношению к реэкспортеру является экспортером. Страна, ввозящая товар из реэкспортирующей страны, по существу, совершает импортную операцию, а контрагент этой страны по отношению к реэкспортеру является импортером.

Реэкспортные операции могут возникать в следующих ситуациях:

• в случае возврата некачественного или некомплектного импортированного сырья иностранному экспортеру-продавцу;

• в случае возврата импортированного товара в силу неплатежеспособности реэкспортера;

• при использовании традиционно сложившихся форм торговли; например, при продажах через международные аукционы продавец сначала привозит товар в страну местонахождения аукциона, то есть в страну реэкспорта, откуда он продается покупателю из третьей страны;

• при вынужденном реэкспорте, когда поставляемый в другую страну товар по каким-либо причинам не может быть реализован и продавец стремится перепродать его в третью страну;

• при осуществлении крупных проектов за рубежом поставщики закупают в нескольких третьих странах комплектующие узлы и детали, которые за тем реэкспортируются в составе комплектного оборудования;

• при осуществлении операций перепродажи с целью получения прибыли за счет разницы в ценах на один и тот же товар в разных странах;

• при продаже товаров, особенно сырьевых, в целях экономии на транспортных расходах, такие реэкспортные поставки осуществляются без завоза товаров в страну реэкспортера;

• из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий;

В мировой торговой практике значительная часть реэкспортных операций осуществляется через зоны свободной торговли – территории, находящиеся вне таможенной территории данной страны. Ввозимые на территорию свободной зоны товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов. Там с ними производятся некоторые операции, подготавливающие товар к реэкспорту в соответствии с требованиями страны-потребителя (подбор партии по ассортименту, расфасовка, маркировка). Однако, если стоимость дополнительных операций превышает определенный барьер, который устанавливается в процентах к цене экспортера (может быть от 5 % до 50 % в зависимости от норм права страны реэкспортера).

Реимпортные операции – это приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Обычно это возврат бракованной продукции; возврат товаров, не реализованных посредником на внешнем рынке; возврат товаров, ранее поставленных на консигнацию.

Реимпортные операции по своему существу представляют собой несостоявшиеся экспортные операции. Основным признаком реимпортных операций является пересечение отечественными товарами границы своей страны дважды: при вывозе и ввозе.

Товары, предназначенные для участия в выставках, оказания услуг, выполнения подрядных работ, к реимпортируемым или реэкспортируемым не относятся.

Наши рекомендации