Особенности налогообложения экспортно – импортных операций

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, является одним из объектов налогообложения по НДС.

Особенностью такого объекта налогообложения является то, что "ввозной" НДС уплачивается не в качестве косвенного налога, а в виде таможенного платежа

В силу ст. 11 НК РФ "ввозной" налог уплачивается не только при ввозе товаров в Российскую Федерацию, но и при ввозе товаров на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию (Письмо Минфина России от 2 августа 2011 г. N 03-07-15/72).

Следовательно, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налог уплачивают все, в том числе фирмы и коммерсанты, не признаваемые налогоплательщиками НДС по операциям на внутреннем рынке, и те, кто использует освобождение от уплаты налога на основании ст. 145 или ст. 145.1 НК РФ. (Письмо Минфина России от 29 декабря 2011 г. N 03-07-14/132).

По общему правилу, закрепленному в ст. 79 ТК ТС, плательщиком "ввозного" налога является декларант. Как сказано в ст. 179 ТК ТС, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта

Если декларирование товаров осуществляется таможенным представителем, то он несет солидарную ответственность с декларантом в части уплаты "ввозного" налога, на что указывает п. 6 ст. 60 Закона N 311-ФЗ.

Порядок уплаты "ввозного" налога зависит от таможенного режима, в котором осуществляется ввоз товаров. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации установлены ст. 151 НК РФ, анализ которой позволяет отметить, что при одних таможенных процедурах НДС уплачивается полностью, а при других - частично или же не платится совсем.

Так, в полном объеме НДС уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру:

- выпуска для внутреннего потребления (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ);

- переработки для внутреннего потребления (пп. 7 п. 1 ст. 151 НК РФ).

НДС не уплачивается при помещении товаров под таможенные процедуры:

- транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства. Кроме того, налог не уплачивается при помещении товаров под специальную таможенную процедуру, а также при таможенном декларировании припасов (пп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ).

При этом припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.

В случае завершения процедуры таможенного склада помещением товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в общем порядке, такие разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 22 июля 2011 г. N 03-07-08/236;

- переработки на таможенной территории (при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок) (пп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ).

Полное или частичное освобождение от уплаты "ввозного" налога применяется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле:

- при временном ввозе (пп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ);

- при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории (пп. 6 п. 1 ст. 151 НК РФ).

На основании пп. 2 п. 1 ст. 151 НК РФ при реимпорте уплачиваются либо суммы налога, от которых декларант был освобожден, либо суммы НДС, которые были возвращены ему в связи с экспортом товаров, в соответствии с НК РФ в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Кроме того, при ввозе товаров некоторые товары ввозятся на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в льготном режиме.

Перечень таких товаров установлен ст. 150 НК РФ, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией:

- товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации»

В целях использования освобождения ввоз этих товаров подтверждается удостоверением, свидетельствующим о принадлежности товаров к гуманитарной или к технической помощи (содействию), составленным по форме и выданным в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. технической помощи. Именно это удостоверение представляется в налоговые и таможенные органы с целью использования налоговых и таможенных льгот.

- товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

- материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов для диагностики, профилактике и (или лечения) инфекционных заболеваний (по перечню Правительства РФ);

- культурных ценностей для государственных и муниципальных учреждений при условии предоставления в таможенные органы подтверждения соответствующего органа исполнительной власти;

- печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками в порядке международного книгообмена;

- технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которых не производятся на территории РФ по перечню Правительства РФ;

- необработанных природных алмазов, валюты и ценных бумаг;
- товаров за исключение подакцизных по перечню Правительства РФ в рамках международного сотрудничества РФ в области исследования и использования космического пространства;

- незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов. И гемопоэтических стволовых клеток костного мозга для проведения неродственной трансплантации(при условии предоставления соответствующего разрешения);

- и др. по перечню, установленному ст.150 НК РФ.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если ввозимые товары не освобождаются от уплаты налога на основании ст. 150 НК РФ и таможенная процедура предполагает, что налог подлежит уплате, то импортер должен заплатить "ввозной" налог.

"Ввозной" налог исчисляется по ставке 10 или 18% в зависимости от вида ввозимого товара. При определении ставки налога необходимо определить код в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и сопоставить его с кодами товаров, включенными в перечни товаров, облагаемых налогом по пониженной ставке, установленными Правительством Российской Федерации.

При совпадении кода ввозимого товара с кодом товара в соответствующем перечне налог исчисляется по ставке 10%. Если же в соответствующем перечне код ввозимого товара отсутствует, то налогообложение производится по общей ставке налога 18%.

Налоговая база по НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, согласно п. 1 ст. 160 НК РФ, определяется как сумма:

- таможенной стоимости этих товаров;

- подлежащей уплате таможенной пошлины;

Наши рекомендации